Найти тему
КиноБуква

Наташа Ростова в кино - кому из 5 актрис удалось передать образ одной из самых известных героинь русской литературы лучше всего

Наташа Ростова впервые появляется перед читателем совсем в юном возрасте, ей всего тринадцать. Потом состояние постоянной влюбленности и галерея мужчин, каждый из которых оставил след в душе - Борис Друбецкой, Андрей Болконский, Анатоль Курагин, Пьер Безухов. В концу эпопеи Наташе 29 лет и у них с Пьером четверо детей.

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...»

Так описывает Лев Николаевич свою любимую героиню в самом начале. Его Наташа непосредственная, эмоциональная, ранимая, естественная, отзывчивая и обаятельная (пусть не смущает вас термин выше «некрасивая»). Она полна жизни и внутренней силы, в том числе силы интуиции. Наташа – идеал женщины Толстого, гармоничный союз души и тела которой противопоставлен в романе дамам светского общества и их холодному блеску. Не зря именно Наташа символ воплощения понимания жизненных ценностей. Её любовь к народу - в крови, на генном уровне. Ничего более естественного нет.

Наташа Ростова в кино. Пять образов. Коллаж автора
Наташа Ростова в кино. Пять образов. Коллаж автора

Разумеется, Наташа вкупе с Болконским и Безуховым – ключевой персонаж романа и знаковый персонаж мировой литературы. И большинство актрис мечтают воплотить её образ на сцене и в кино. Как Джульетту, Анну Каренину, Эмму Бовари, Офелию, Джейн Эйр или леди Макбет.

Интересный факт: самые первые фильмы появились еще до революции, один в 1913-ом и еще два в 1915 году. Это было немое кино, к сожалению, утерянное. Но известно, что в 1915-ом роли Наташи исполнили Вера Каралли и Ольга Преображенская. И если первой было двадцать шесть лет, то Преображенской – уже сорок четыре. Это сейчас все возмущаются, если есть такой факт в кино, а раньше это никого не смущало. Вспомним 36-летнюю Джульетту и 37-летнюю Золушку.

«Война и мир» эпохальное произведение и режиссеры берутся за него нечасто. Откидывая оперы и короткометражки, в сухом остатке имеем пять экранизаций. Полистайте галерею, собрала по несколько фото каждой «Наташи», в разные периоды сюжетной линии.

🎬Война и мир (2016) – ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Наташа - Лили Джеймс, 27 лет

В принципе из хорошего здесь то, что сюжет более-менее соответствует роману. Да еще и снимали частично России, спасибо и на этом. В кадре можно увидеть в том числе Дворцовую площадь, Большой Гатчинский дворец, Юсуповский и Екатерининский дворцы. То, что в этой экранизации множество несоответствий эпохе (например, костюмы, прически), но отличный Пьер Безухов, мы опустим. Ведь тема статьи – образ Наташи Ростовой. В целом фильм красочный и… смотрибельный, рассчитан в первую очередь на молодежь, и как вариант шапочного знакомства с классикой весьма неплох.

Ну а что наша Наташа?

Лили Джеймс красива. Ей двадцать семь лет, она стройная, едва ли не хрупкая, но блондинка. Золотистые волосы Лили отлично смотрелись в сказке про Золушку, в «Войне и мире» же Лили скорее смахивает на младшую сестру Элен Курагиной. Это точно не толстовская героиня. Это лесная фея. Тут не то, что непопадание в образ, тут нет образа вообще. Есть принцесса, есть английская аристократка быть может. Но это не волнительная юность Наташи:

«Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале, и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью ее, она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видала ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И это‑то была та самая манера, которая более всего шла к ней…»

🎬Война и мир (1965) - СССР

Наташа – Людмила Савельева, 19 лет

Одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа, и премии: Московского международного кинофестиваля, а также «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.

Для Савельевой это был дебют, который принес актрисе и балерине Ленинградского театра оперы и балета мировую славу. Например, французы стали называть девочек Людмилами, а Япония объявила 1972 год «Годом Людмилы Савельевой».

Интересно, что среди звезд советского кино – Анастасии Вертинской, Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой, Ларисы Кадочниковой и прочих, кто пришел на пробы, Бондарчук выбрал никому не известную балетную девочку. И совершенно очевидно, что это было единственно верное решение. В его фильме к кому угодно можно придраться, только не к Ростовой в исполнении Людмилы Савельевой.

Нежный, чистый, светлый образ наивной девушки, широко распахнутые глаза, искренность и доброта, волнение первого бала, порывистость русской пляски, эвакуация из Москвы, ошибки, желание любить и быть любимой.

Мне кажется, что Наташу, созданную Савельевым и Бондарчуком, одобрил был сам Лев Николаевич. Исследователи творчества и жизни Толстого утверждают, что образ Наташи автор слепил из двух женщин – жены Софьи и свояченицы Татьяны Берс. И на мой взгляд, вариант Людмилы Савельевой – это именно то, что очень даже генерируется из их лиц. Но даже если опустить внешность и соответствующий возраст, то и здесь - абсолютное попадание в книжную героиню. Наташа представляется только такой. Характер, эмоциональность, воздушность юности и в то же время твердость духа – все это Людмила Савельева.

🎬Война и мир (1956) ИТАЛИЯ/США

Наташа - Одри Хепбёрн, 26 лет

Это был первый фильм после трех наших немых, благополучно унесенных в небытие Гражданской войной. Фильм с чудесной музыкой Нино Рота и, между прочим, Генри Фондой в роли Пьера и Анитой Экберг в роли Элен. Но смотрела я его исключительно из-за Одри Хепбёрн, которую очень люблю и уважаю.

Так вот, кроме Одри смотреть там, увы, не на что. Несмотря на то, что всё красиво и масштабно. Интересно, что американскому и западноевропейскому зрителю фильм не понравился, а у нас имел успех. Поговаривают, что после этой экранизации Бондарчук вдохновился на создание собственной версии «Войны и мир». Более того, многие отмечают сходство в типажах главных героинь – Одри и Людмилы. Уверен в этом был и сам режиссер:

«Они взяли на роль Наташи актрису Людмилу Савельеву, которая в точности соответствовала типу Одри»
Кинг Видор

Для Одри Хепбёрн роль Наташи стала самой сложной в жизни. Не только из-за желания справиться (режиссер очень переживал, что русские не примут созданный образ, и как оказалось, зря), но и из-за длинного рабочего дня и физической и эмоциональной слабости – недавно актриса перенесла выкидыш.

Получилась ли Ростова у Хепбёрн? Мне трудно быть объективной, потому что Одри – мой эталон и сказать, что это плохо – язык не поворачивается. В плане внешности и актерской игры – все прекрасно. Хотя, знаете, вообще то, конечно, Одри слишком красива, изящна и элегантна для Наташи. Но главное нет ощущения, что это фильм о русских. И Наташа в том числе - не русская. Наверное, тут то самое про то, что не умеют иностранцы снимать русскую классику, подходит как нельзя лучше.

🎬Война и мир (2007) ИТАЛИЯ/ФРАНЦИЯ/ГЕРМАНИЯ/РОССИЯ/ПОЛЬША

Наташа - Клеманс Поэзи, 25 лет

Да, зрелищно, хоть и переврано. Да, красиво, несмотря на перегибы и излишний блеск. Да, все вроде бы в целом неплохо (хотя, конечно, Николай Ростов в исполнении Дмитрия Исаева – это ужасно). Из наших известных актеров тут еще Кутузов (Владимир Ильин), Александр I (Игорь Костолевский). Музыка хорошая. Фильм по принципу «дорого-богато» и на удивление, у него много поклонников, судя по восторженным отзывам.

И Клеманс Поэзи, простите, но это не Наташа. Кто угодно, только не Наташа. Её Флёр Делакур из «Гарри Поттера» - да, отлично. Как и Золушка у Лили Джеймс. Голубоглазая француженка блондинка Клеманс, тонкая, как фарфоровая статуэтка и которой абсолютно не удалось поймать настроение и характер толстовской любимицы. Вообще, никак, даже с натяжкой. Из-за этого и фильм смотрится криво для меня. Точнее, даже не фильм, а мини-сериал из четырех эпизодов. Поэтому мимо.

🎬Война и мир (1972) ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Наташа - Мораг Худ, 30 лет

Еще один телесериал, еще один британский и производства, между прочим, ВВС – уж эти товарищи знают толк в классике. Правда, очевидно, только в своей, что многократно доказано – «Гордость и предубеждение», «Север и юг», «Ярмарка тщеславия», неплохие варианты «Джейн Эйр» и «Маленькие женщины».

Целых двадцать серий, в качестве саундтрека гимн Российской империи и Энтони Хопкинс в роли Пьера Безухова – казалось бы, половина успеха. Но, увы. Худшее, что есть в этой экранизации – Наташа Ростова. Мораг Худ перечеркнула все мечты снять хорошее кино.

Во-первых, из всех актрис, игравших Наташу, она самая возрастная. Но и Лили Джеймс, и Одри Хепбёрн, и Клеманс Поэзи были не на много младше, но в кадре они – свежие. Худ же просто словно уже отжила своё и вот-вот преставится. В-третьих, это просто плохо. Плохо всё. Плохо, когда Наташа юная, плохо, когда взрослеет.

Объяснить такой нелепый выбор режиссера можно лишь тем, что амплуа Мораг Худ – «классическая костюмная» актриса и до этого она снялась в «Грозовом перевале». А после, кстати, и в «Джейн Эйр», в версии с Зилой Кларк.

Одним словом, это не Наташа – а недоразумение. Впрочем, как весь сериал – мучение, простите, сэр Энтони Хопкинс)) Качество, кстати, ужасное, простите за такие фото.

Итак, какие выводы: если распределить по местам, то пьедестал получится вот такой:

5 – Мораг Худ

3/4 – делят Лили Джеймс и Клеманс Поэзи

2 – Одри Хепбёрн

1 – Людмила Савельева

Это на мой взгляд и вкус. Своё мнение можно выразить в комментариях: кого из актрис считаете лучшей Наташей Ростовой?