10 ноября 2023 года в четырнадцатый раз установил на машину, так называемые БТР колеса. Первый выезд состоялся 20.06.2022 года. Общий пробег на них по итогам 14 БТР сессии, составил около 1200 км.
Это цифра примерная, т.к. часть пройденного расстояния рассчитано по карте, часть по спидометру, а он на таких колесах прилично занижает. Примерно 70% твердые покрытия в разном состоянии-асфальт и грейдер, 30% грунты-глина, песок, торф, снег и пр. Общий пробег машины по спидометру 199100 км, год выпуска 2014.
За это время машина поездила по пухляку в декабре,
раскисшим глиняным полям и плотному снегу в марте,
в майском лесу после распутицы и дождей.
Торила заросшую, старинную дорогу в лесных джунглях в июне,
выполняла акробатические трюки
в буреломном лесу.
Застрять удалось дважды. Оба раза уже в темноте.
В обоих случаях, была попытка, сходу, без разведки, пройти сложный и незнакомый участок. В обоих случаях выручала лебедка.
14 БТР сессия проходила после продолжительных дождей в октябре. Лес наконец наполнился влагой и многие участки превратились в довольно серьезные, на мой скромный взгляд препятствия.
К сожалению, сравнить как едет машина в сопоставлении с другими, не удалось, т.к. в покатушках не участвую. но машина на мой скромный взгляд, в каждой новой конфигурации едет по бездорожью лучше. Но это с учетом того бездорожья, для которого машина готовилась-лесные дороги, лесовозки и т.п. Грунты в основном глина, песок, реже торф.
Пока не удалось испытать машину на черноземе, 42 трактора ехали по нему очень неплохо.
Разве, что пришлось доставать, застрявшей в капкане от БТР колес, Л200 товарища.
Но в сети удалось найти видео, на котором колонна внедорожников преодолевает тот же маршрут и в кадр попали участки, которые проезжал после них Росомах.
Судя по видео, серьезные проблемы возникали у машин на 36 белках и колесах чуть более, на обычных мостах. С пробуксовкой, но не всегда удачно, ехали машины на порталах (т40 и лапландер).
Росомах проходит эти участки с минимальной пробуксовкой и
демонстрирует неплохую тягу
на таких грунтах и если хватает дорожного просвета, едет вполне уверенно.
Но опять же грунты подвижны и находятся в различном состоянии в разный период времени.
Машина при этом производит и полезную работу, перевозит например валуны, расчищает, по дороге лесные завалы, вывозит мусор из леса, помогает в сборе грибов и ягод.
Блокировка позволяет увереннее проходить участки, где колеса ранее срывались в пробуксовку, при этом одно колесо останавливается. а второе -буксующее, обычно зарывает машину еще глубже. что приводит
к кренам, серьезным застреваниям. ямам на дороге. Но стараюсь не буксовать особо, хотя приходилось выбираться порой и раскачку, но благо пока без последствий для машины.
Но тормоза требуют своевременной мойки после таких поездок. Порой приходиться менять и масло в агрегатах. Не всегда вспоминаю, что нужно включить подпор воздуха в мосты.
В размокшем, после дождей торфе, машина ехла тоже неплохо,
Торф довольно сложный грунт даже для серьезных вездеходов.
Но шины все же еще жестковаты для таких грунтов
и их нужно дорабатывать.
Геометрическая проходимость машина явно возросла,
думаю увеличилась и глубина, преодолеваемого брода.
Машина достаточно маневренна и в буреломном лесу, в котором передвигаются в основном на квадроциклах. При установке более широких колес уже могут возникнуть сложности, т.к. машина может уже не вписываться в ширину лесных дорог.
Отдельная тема -это давление в колесах.
Шина как и воздух в ней, являются упругими элементами.
При этом жесткость шины меняется,
при изменении давления воздуха в ней.
Почему бы этим не воспользоваться, учитывая, что профиль колес почти 100%. При этом шина за счет трения в ней, является также и демпфером.
Например, на Шерпе, вроде вообще нет подвески в привычном понимании.
А так как неподрессоренная масса значительно возросла, а ходы задней подвески на сжатие пришлось ограничить, то подбирая давление в колесах
по дороге, используя эти свойства шины,
думаю удавалось не только увеличить проходимость, но улучшать плавность хода на лесных и не только дорогах.
Также увеличивать ходы подвески, для
преодоления неровностей рельефа-ям, канав, поваленных стволов деревьев и т.п. Могу ошибаться, но по сути у подвески появилась прогрессивная характеристика, как при применении койловеров с двумя пружинами на стойке. В стоке такие шины дубовые, т.к. рассчитаны на более тяжелые машины и такими свойствами по сути не обладают. Тем не менее вроде в сети есть примеры установки таких колес в стоке на внедорожники и не мало.
Подрезкой и прочими работами, можно довести жесткость шины до требуемых величин.
По итогам мозгового штурма появилось новое ТЗ на второй комплект колес.
Для этих целей прибрел несколько заготовок. Надеюсь удастся изготовить пару опытных образцов для сравнительных испытаний.
На сегодня на колесах вроде нет следов особого износа и повреждений.
Переход на колесные гайки сфера, вроде решил проблему их откручивания..
Хотя порой на прямой удавалось разгонять машину до 77 км.ч. Причем в работе участвуют все передачи, хотя основная работа идет на 1,2,3 передачах. Задняя слишком быстрая. Перед началом движения, мотор желательно прогревать. Гул и вибрации есть, но вроде менее, чем на 42 тракторах.
Единственная пока техническая проблема, которая возникла и возможно связана напрямую с БТР колесами. Это откручивание гайки хвостовика, люфт фланца.
Которое произошло сначала на переднем, а затем и заднем мосту.
Пока склоняюсь к тому, что проблема в распорных втулках. Приобрел комплект недеформируемых распорных втулок и рег.кольца к ним. Хотел бы сразу с ними установить ГП 5.29. Потихоньку комплектуюсь запчастями. На РК пока вроде неплохо работают подшипники, производства еще СССР.
В общем пока считаю, что мои предварительные мысли и идеи, в целом обрели реальное содержание. Насколько удачно, судить трудно, да и это будет субъективный взгляд. Интересно мнение читателя на этот счет. Напишите в комментариях.
Третья поездка в тайгу пока не состоялось, а для нее все и затевалось. . Хотя две предыдущих поездки на 42 тракторах, были для меня весьма успешными.
Для себя сделал вывод, что это
предельный размер колес, который можно установить на уаз, без применения вторых РК, КПП, портальных мостов и т.п.. Но при условии подходящего мотора. При этом это вариант более бюджетный, а также сохраняет возможность эксплуатации машины, по типу
две в одной,
стоит только поменять колеса
и бампера. Хотя были не здоровые мысли, поставить колеса в размере 1200, но благо машина сломалась по дороге за этими шинами.
Из существенных доработок, которые хотел бы реализовать это:
1. Переход на ГП 5.29 (5.14);
2. Центральная подкачка и система пневмоциркуляции в колесах;
3. Передняя блокировка;
4. Собрать БТР колеса в еще более облегченном варианте.
Пожалуй все. В остальном сосредоточиться на содержательной эксплуатации, текущих ремонтах, доведения существующих решений до товарного, так сказать вида.
Но как говорится -""Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах"....
Вместо послесловия...
Каждый выезд дарит много
положительных эмоций от общения с природой
и встреч с лесными обитателями на коротке. Хотя нравятся и пешие выходы.
Но не все дары природы, можно захватить с собой в рюкзаке, тем более один уже порвался от таскания в нем ГБЦ, АКБ
и камней:), да и пешие походы эта тема в общем отдельная.
Будьте здоровы!
Материалы по теме:
1. О коробках передач для УАЗа
2. Две КПП
3. Патент ПНЕВМОЦИРКУЛЯЦИОННАЯ ПОДВЕСКА С ГАСИТЕЛЕМ КОЛЕБАНИЙ
4. Большие колеса на Уаз Патриот. Подводим итоги эксплуатации, делаем выводы.