"Маяковский был очень высок, атлетически сложен, у него статная, сильная фигура, гордо посаженная голова, густые темные волосы, огромные, горячие темно-карие глаза, взгляд тяжелый, часто исподлобья, размашистые, крупные черты лица, невероятной силы голос, грудной бас, — голос, поставленный от природы, покрывавший любую аудиторию." - Так описывали Владимира Владимировича Маяковского его современники.
Поэт действительно был очень красив собой.
Родился Владимир Владимирович 19 июля 1893 года в Багдати, Кутаисская губерния Российская империя.
Багдади – это город в регионе Имеретия в западной части Грузии. Административный центр Багдатского муниципалитета. В 1940-1990 года назывался Маяковский.
Русский и советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник. Лауреат премии Ленинского комсомола (1968 – посмертно.) Один из наиболее значимых русских поэтов ХХ (20) века, классик советской литературы. Редактор журналов "ЛЕФ" (Левый фронт) и "Новый ЛЕФ" .
Семья
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии Российской империи (далее РИ), в обедневшей дворянской семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эрвианской губернии, а с 1889 г. – в Багдатском лесничестве. Маяковский вёл род от запорожских казаков, прадед отца поэта был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить дворянство.
Есаул или монгольское калм – должность и чин в казачьих войсках. ( равен майору)
Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (урождённая Афанасьева) (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани, в станице Терновской. В поэме "Владикавказ-Тифлис" 1924 года Маяковский называет себя "грузином". О себе Маяковский сказал в 1927 году : "родился я в 1894 году на Кавказе. Отец был казак, мать – украинка. Первый язык – грузинский. Так сказать, между тремя культурами."
У Маяковского было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949) и два брата: Константин (умер в 3 года от скарлатины) и Александр (умер во младенчестве)
Скарлатина – инфекционная болезнь, вызванная гемолитическим стрептококком группы А. Проявляется дерматитом с мелкоточечной, позже эритематозной сыпью , лихорадкой, острым тонзиллитом, общей интоксикацией.
Юность
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Как и его родители он свободно владел грузинским языком. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В феврале 1906 года от заражения крови умер его отец после того, как уколол себе палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и иголок, у него развилась бактериофобия.
Бактериофобия – навязчивый страх загрязнения либо заражения, стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами.
Учение давалось Владимиру с трудом, особенно арифметика, но книги он читал с удовольствием, а память была превосходной. Маяковский вспоминал: "Отец хвалился моей памятью. Ко всем именинам меня заставлял учить стихи".
После переезда семьи из Багдада в Кутаис, Маяковский сдаёт экзамен в гимназию но выдерживает его с трудом. Один из экзаменаторов спросил его что значит "око". Молодой человек ответил что по - грузински это "3 фунта" и чуть не провалился на экзамене. С тех пор он возненавидел всё древнее, церковное, славянское. Возможно, отсюда пошли его футуризм, атеизм, интернационализм.
Во время обучения во 2 подготовительном классе Маяковский учится на "5". В нём стали обнаруживать способности художника. Дома увеличилось количество газет и журналов. Юноша читал всё подряд.
Приехавшая из Москвы сестра как-то дала ему бумажку, в которой было написано:
"Опомнись, товарищ, опомнись - ка, брат,
Скорей брать винтовку на землю...А не то путь иной – к немцам с сыном, женой и мамашей..."
В 1905 году в Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного: "В чёрном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки,в остальных цветах федералисты." Ему не до учения. Пошли "2". Перешёл в 4-й класс по чистой случайности.
В 1906 умер отец Маяковского.
В июле того же года Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в 4 класс 5-й классической гимназии (позже московская школа №91 на Поварской улице. Здание не сохранилось) , где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Александром. Семья жила в бедности. В марте 1908 года был исключён из 5-го класса из-за неуплаты за обучение.
Творчество
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксисткой литературой, в 1908 году вступил в РСДРП (Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия).был пропагандистом в торгово – промышленном подрайоне, в 1908-1909 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов – экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу женщин – политкаторжанок из Новинской тюрьмы). По 1 делу был освобождён с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший "без разумения"; по 2 и 3 был освобождён за недостатком улик.
Экспроприативный анархизм – воровство, разбой, мошенничество и подделка валюты определёнными группами анархистов в Аргентине и Испании.
В тюрьме маяковский "скандалил", поэтому его часто переводили из части в часть: Басманная, Мещанская, Мясницкая и, наконец, Бутырская тюрьма, где он, по словам в автобиографии "Я сам", провёл 11 месяцев в одиночной камере №103 (фактически – около 6 месяцев: со 2 июля 1909 по 9 января 1910 года).
В тюрьме в 1909 году Маяковский стал писать стихи, но был не доволен написанным:
Вышло ходульно и ревплаксиво Что-то вроде:
"В солнце, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней."
Исписал таким целую тетрадкую Спасибо надзирателям – при выходе отобрали А то б ещё напечатал!
"Я сам" (1922-1928)
Не смотря на столь критичное отношение, Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества.
Из тюрьмы после 3 ареста он был освобождён в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии. В 1918 году писал в автобиографии: "Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань".
В 1911 году подруга Маяковского богемная художница Евгения Ланг вдохновила его на занятия живописью.
Евгения Ланг – русская и советская художница из шотландского рода, обосновавшегося в Российской империи при Петре 1, член Союза художников СССР (1962)
Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – единственное место куда приняли без свидетельства о благонадёжности. Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы "Гилея", вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось "Ночь" (1912),оно вошло в футуристический сборник "Пощёчина общественному вкусу"
1) Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокр. МУЖВЗ) – одно из ведущих художественных учебных заведений Российской империи (далее РИ)
2) Давид Давидович Бюрлюк – русский и американский поэт и художник, один из основоположников футуризма, член союза "Председателей земного шара" Брат Владимира и Николая Бурлюков. Признан отцом "русского футуризма".
3) "Гилея" – русская литературно – художественная группа футуристов в 1910-х годах.
4) Кубофутуризм – авангардное направление в искусстве начала ХХ (20) века, соединившее в себе принципы французских кубистов и итальянских футуристов.
30 ноября 1912 года состоялось 1 публичное выступление Маяковского в артистическом подвале "Бродячая собака".
"Подвал бродячей собаки" – литературно - артистическое кабаре один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт - подвал "Бродячая собака" действовало с 31 декабря 1911 года по 3 марта в доме №5 по Михайловской площади Петрограда (Санкт – Петербург). В названии обыгран образ художника как бесприютного пса. В 2001 году кафе на историческом месте было вновь открыто на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку.
В 1913 году вышел 1-й сборник Маяковского "Я" (цикл из 4 стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве трёхсот экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916). Так же его стихи появились на страницах футуристических альманахов "Молоко кобылиц", "Дохлая луна", "Рыкающий Парнас" и др., (обожаю людей с юмором) начали печататься в периодических изданиях.
1) Василий Николаевич Чекрыгин – русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников "Маковца"
2) Лев Фёдорович Жегин – русский живописец и теоретик искусства, один из создателей группы "Маковец".
3) "Маковец" – московское художественное объединение, существовавшее в период с 1921-1927 год. Название объединения в честь одноимённого московского холма, тесно связанного с историей Сергия Радонежсого и Свято-Троицкой лавры. Своей целью участники "Маковца" ставили одновременно добавление драматически – философского оттенка в художества, возрождения символизма и романтизма, русской средневековой живописи и лубка.
4) Литография – разновидность печатной графики, основанная, в отличии от гравюры, на технике плоской печати, при которой типографическая краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу.
5) Альманах – разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно – художественных и/или научно – популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку.
В этом же году Маяковский обратился к драматургии. Была написана и поставленная программная трагедия "Владимир Маяковский". Декорации для неё писали писали художники из "Союза молодёжи" П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.
1) П. Н. Филонов – русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства.
2) И. С. Школьник – Иосиф Соломонович Школьник – русский и советский художник, сценограф.
В январе 1914 года участвовал в Первой олимпиаде российского футуризма в Крыму. В феврале Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. В 1914-1915 годах Маяковский работал над поэмой "Облако в штанах". После начала Первой мировой войны вышло стихотворение "Война объявлена".
29 марта 1914 год – Маяковский с Бурлюком и Каменским был с гастролями в Баку. В составе "знаменитых московских футуристов". Вечером того же дня в театре братьев Маиловых Маяковский читал доклад о футуризме, иллюстрируя его стихами.
Театр братьев Маиловых – Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета в столице Азербайджана Баку. С 1959 года – академический. Театр был открыт в 1911 году 28 февраля (13 марта по григорианскому календарю)
В 1918 году снялся в трёх фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать "Мистерию – буфф", которая была закончена 25 октября 1918 года и поставлена к годовщине революции. Режиссёром был всю Мейерхольд, художником – К. Малевич.
1) Всеволод Эмильевич Мейерхольд – русский и советский театральный педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы "Театральный Октябрь" и создатель актёрской системы "биомеханика".
2) Казимир Северинович Малевич – российский и советский художник – авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник суперматизма – одного из крупнейших направлений абстракционизма.
В 1922-1926 годах активно сотрудничал с "Известиями", в 1926-1929 годах – с "Комсомольской правдой". Печатался в журналах "Новый мир", "Молодая гвардия", "Огонёк", "Крокодил", "Красная нива" и др.
В 1927 году восстановил журнал "ЛЕФ" под названием "Новый ЛЕФ". Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в "ЛЕФе" и ушёл из организации журнала. В этом же году начал писать свою автобиографию "Я сам".
В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им ещё в конце 1920-х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь "попутчиком", а не "пролетарским писателем", каким он себя хотел видеть. В 1930 году он организовал выставку, посвящённую 20-летию его творчества, но ему всячески мешали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил.
Личная жизнь
На протяжении длительного периода творческой жизни Маяковского его музой была Лиля Брик.
Маяковский и Лиля Брик познакомились июле 1915 года на даче её родителей в Малаховке под Москвой. В конце июля сестра Лили Эльза Триоле, у которой с поэтом был поверхностный роман, привела недавно бывшего в Финляндии Маяковского в петроградскую квартиру Бриков на ул. Жуковского, д. 7.
Любовь к Лиле была жертвенной, он на дух не переносил соперника – законного мужа Осипа Брика, но с ненавистью до дрожи терпел его присутствие. А Лиле, похоже, доставляло удовольствие и какое-то тёмное наслаждение играть сердцем поэта словно мячиком. Чувства Маяковского к ней напоминали смертельную болезнь,от которой было одно лекарство – бежать от Лили Брик куда глаза глядят.
В 1928 году Чуковский записал со слов поэта Николая Тихонова:
«Я помню, как Маяк., только что вернувшийся из Америки, стал читать ей какие-то свои стихи, и вдруг она пошла критиковать их строку за строкой — так умно, так тонко и язвительно, что он заплакал, бросил стихи и уехал на 3 недели в Ленинград»
Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием :
"Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал"..."Она казалась мне монстром, – признался Вознесенский. – Но Маяковский любил такую. С хлыстом..."
Лиля Брик делала подобные замечания в узком кругу:
"Вы себе представляете, Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности."
"Какая разница между Володей и извозчиком? Один управляет лошадью, другой – рифмой."
По поводу переживаний Маяковского Лиля Юрьевна говорила так:
"Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи."
Переживания поэта её мало трогали.
Помимо Лили Брик были так же:
Софья Шамардина – "Сонка – член горсовета" - с ней поэта познакомил Корней Чуковский в 1913 году. Роман продлился год.
Зинаида Райх – Актриса. Любовница Сергея Есенина.
Лилия Лавинская – художница. Родила сына, которому дали двойное имя : Глеб – Никита. Был записан на официального мужа матери Лавинского. Но Маяковский часто приходил в гости и мальчик навсегда запомнил высокого энергичного мужчину, который сажал его к себе на плечи и выносил на балкон, что бы показать луну.
Элли Джонс – Американка. Родила дочь Патрицию. Первый раз увидел дочь когда ей было три года. Это была единственная их встреча.
Мария Денисова – "Пожар сердца" – встретились с поэтом в Одессе в 1914 году. После отказа выйти замуж за Маяковского, она стала лирической героиней поэмы "Облако в штанах".
"Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
Было в Одессе.
"Приду в четыре", – сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять."
"Облако в штанах"
"Мама!
Ваш сын прекрасно болен!
Мама!
У него пожар сердца.
Скажите сёстрам, Люде и Оле, – ему уже некуда деться."
"Облако в штанах"
Она называла Маяковского "Мой остроугольный друг" и в середине 20-х годов изваяла его бюст.
Вероника (Нора) Полонская – последняя, кто видел несчастного Маяковского живым. Встречались два года. Он настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив, в проезде Художественного театра, куда вместе с ней собирался переехать жить.
В 1990 году в возрасте 82 лет она вспоминает:
"Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать что бы я не ходила в театр, и вообще ушла от туда. Плакал...Я спросила не проводит ли он меня. "Нет", – сказал он, но обещал позвонить. И спросил есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал мне двадцать рублей...Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла "Что вы сделали?..." Он пытался приподнять голову. Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть...Появились люди, мне кто-то сказал :"бегите, встречайте карету "Скорой помощи"...Выбежала, встретила. А на лестнице мне кто-то говорит :"Поздно. Умер..."
Смерть
В 1930 году Маяковский много болел. В феврале Лиля и Осип Брик уехали в Европу. Маяковского описывали в газетах как "попутчика советской власти" – в то время как он сам видел себя пролетарским писателем.
Пролетариат – социальный класс для которого работа по найму является по существу единственным источником средств к существованию; общественный класс, который добывает себе средства к жизни исключительно продавая свой труд.
Долгожданную выставку посвящённую 20-летию его творческого труда не посетил никто из видных литераторов и руководителей государства, что его очень расстроило. Без успеха в марте прошла премьера пьесы "Баня", провал ожидал и спектакль "Клоп".
В начале апреля 1930 года из свёрстанного журнала "Печать и революция" изъяли приветствие "великому пролетарскому поэту по случаю 20-летия работы и общественной деятельности". В литературных кругах циркулировали разговоры о том, что Маяковский "исписался". Ему отказали в визе для заграничной поездки. За два дня до его самоубийства, 12 апреля, у Маяковского состоялась встреча с читателями в Политехническом институте, на которой собрались, в основном, комсомольцы; прозвучало много нелестных выкриков с мест. Маяковского всюду преследовали ссоры и скандалы. Его психическое состояние становилось нестабильным.
Самоубийство поэта произошло 14 апреля 1930 года, в возрасте 36 лет, в коммунальной квартире на 4-ом этаже на Лубянке. Ныне там государственный музей В. В. Маяковского, Лубянской проезд, д. 3/6 этаж 4.
В 1940 году Л. К. Чуковская вспоминала как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского:
"общаться с ними было мне трудно, – весь стиль дома – не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом..."
1) Л. К. Чуковская – Лидия Корнеевна Чуковская – русский прозаик и поэт, мемуарист, критик, редактор, диссидент.
2) Диссидент – инакомыслящий человек; человек отстаивающий взгляды, которые расходятся с общепринятыми.
Интересные факты
1. В честь Маяковского названы многие объекты: библиотеки, улицы, площади, парки, станции, метро, кинотеатры.
2. Самой большой любовью Маяковского была Лили Юрьевна Брик. С ней и её мужем Осипом Маяковский дружил, а после переехал к ним в квартиру. У Лили и Владимира завязался бурный роман и Осип фактически уступил поэту свою жену.
3. Маяковский пользовался популярностью среди женщин. Однако, поэт не зарегистрировал никаких своих отношений. Сын Глеб – Никита, стал советским скульптором, а дочь Патриция стала американским философом, писателем и педагогом. Умерла в 2016 году в возрасте 89 лет.
4. После смерти отца боялся умереть от заражения крови
5. Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная "лесенка" вызвала негодование среди его коллег. В то время редакции платили за количество строк, а не символов в произведении.
6. После прочтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине, зал аплодировал 20 минут, на этой остановке был Сталин.
7. Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за эту деятельность он подвергался критике от современников.
8. Маяковского не смущало семейное положение Лили Брик и он открыто заявлял что она его жена, а Осипу оставалось лишь смириться с этим фактом.
9. Своей музе он подарил кольцо с выгравированными буквами "л", "ю", "б", что читается как бесконечное "люблю"
10. Долгое время участники любовного треугольника жили под одной крышей, но верность друг другу не хранили. Маяковский ревновал Лилю к мужу и др. любовникам (которых было много), а она, кажется, спокойно относилась к его интрижкам, которых тоже было немало.
11. Вторая любовь Маяковского, к сожалению неразделённая, была обращена к эмигрантке из Франции Татьяне Яковлевой. Тогда поэт отнёс весь свой гонорар в цветочный магазин и пожелал чтобы его возлюбленной приносили каждый день по букету цветов. Цветы приходили Татьяне даже после смерти поэта. Это очень помогло женщине во время оккупации Парижа: она продавал букеты и зарабатывала тем самым на жизнь.
12. Поэт настолько увлёкся Татьяной что хотел увезти её на родину и жениться на ней. Ради неё он был готов подвинуть Лилю Брик с пьедестала. Которая узнав об этом, написала своему знаменитому любовнику письмо с просьбой вернуться в "семью" и поэт поддался.
13. Что бы окончательно избавиться от соперницы, Лиля приберегла к помощи сестры. Эльза написала письмо, что якобы Татьяна выходит замуж за богача и Лиля зачитала его Маяковскому.
14. У него был роман с замужней студенткой Вероникой Полонской.
15. Он всегда носил в кармане паспорт
16. Родные поэта считали причиной самоубийства поэта ссору с Полонской, через 3 минуты после ссоры с которой он застрелился.
17. В завещании поэт писал следующее :
"В том, что умираю не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сёстры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля – люби меня. Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витальевна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо"
18. Способности к рисованию у поэта проснулись в 7 лет.
19. В его рукописях было много ошибок из-за неоконченного образования.
20. Был страстным любителем азартных игр. Обожал бильярд и карты, не боялся сыграть в русскую рулетку.
21. Однажды проиграл литературоведу Борахвостову партию в бильярд. Не имея нужной суммы с собой, Маяковский выписал ему доверенность на гонорар за статью "Как делать стихи". Неизвестно почему, но он не пошёл в редакцию за деньгами. Возможно, он решил что автограф Маяковского дороже денег.
22. Ещё с детства Маяковский полюбил жёлтый цвет. В семействе Маяковских ему отдавалось большое предпочтение, и у каждого члена семьи нередко можно было обнаружить что-нибудь жёлтое. Это было своеобразной ассоциацией с теплыми лучами грузинского солнца, под которым они провели времена до 1906 года. Возможно именно с этим связана удивительная история об обретении Маяковским знаменитой жёлтой рубашки!
Денег на дорогие костюмы у Маяковского не было. Очень часто, чтобы как-то разнообразить свой гардероб, он использовал яркие галстуки: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор», - писал Маяковский.
Однажды Маяковскому предстояло выступление в Политехническом музее. Произвести впечатление было просто необходимо. Денег у поэта не было, да и надевать строгий сюртук молодой футурист не имел никакого желания: «Решив, что наряд его примелькался, он потащил меня по мануфактурным магазинам, в которых изумительные приказчики вываливали нам на прилавок всё самое яркое из лежавшего на полках», - писал друг поэта Бенедикт Лившиц. После долгих поисков Маяковский набрёл на чёрно-жёлтую полосатую ткань неизвестного назначения и на ней остановил свой выбор.
Маяковский попросил мать сшить ему рубашку для выступления и она выполнила его просьбу. Тогда никто не мог и представить, какой фурор произведёт рубашка из простой и недорогой ткани.
О Маяковском говорили везде. Кто-то с восхищением, кто-то с порицанием. Газетчики вспоминали "жёлтый дом", называли блузку "жёлтой распашонкой кухарки" и как ещё только не ехидничали... А после полиция и вовсе запретила Маяковскому появляться на выступлениях в этой рубашке. Но запрет не остановил смелого поэта. И с помощью всяческих ухищрений он продолжал появляться на публике в своём ярком наряде.
23. Бытует миф что Владимир Владимирович Маяковский не любил детей и не хотел их иметь. Это ложь. Роман Якобсон говорил :
«Маяковский не любил детей, потому что они продолжение нынешнего быта»
Его сестра Людмила в своей книге «Из воспоминаний сестры» писала, что нельзя было написать столько вещей для детей, не любя своей аудитории. Маяковский действительно написал довольно много детских стихов и видел в детях будущее страны. И хотя писать для детей и не любить их вполне возможно, это все же не случай Маяковского.
Николай Чуковский вспоминал:
«Никогда не бывал он резок с теми, кто был слабее его. С детьми он всегда был нежен и деликатен…»
Сохранились фотографии Маяковского с детьми Давида Бурлюка, которого он навещал в Америке.
Позже Мария Бурлюк вспоминала:
«Он очень любил моих детей, наш незабвенный Володя. А мальчики, мои сыновья, платили ему тем же» .
У Маяковского была дочка, которую он очень любил, хотя и видел всего один раз. Елена Владимировна Маяковская (Хелен Патрисия Томпсон) родилась 15 июня 1926 года в Нью-Йорке. Ее матерью была американская любовь поэта — русская эмигрантка Элли Джонс (Елизавета Петровна Зиберт), с которой он познакомился в 1925 году. Любовь была взаимной, а расставшись, Маяковский и Джонс продолжали переписываться. В письме к «двум Элли» Маяковский горевал:
«Две милые, две родные Элли! Я по Вас уже весь изоскучился. Мечтаю приехать к Вам еще хотя б на неделю. Примите? Обласкаете? <…> Напишите, пожалуйста, быстро-быстро. Целую Вам все восемь лап. Ваш Вол» .
Элли Джонс опровергала утверждения, что Маяковский не любил детей, и вспоминала, как он держал на руках дочь и нежно смотрел на нее; слушал ее дыхание, когда она спала. Уже в зрелом возрасте Патрисия приезжала в Россию, побывала в комнате поэта в Лубянском проезде и посетила могилу отца .
Поэт Леонид Равич, знавший Маяковского в последние годы его жизни, вспоминал такой эпизод с участием детей:
«Мы шли уже, кажется, по улице Дзержинского. Из школы выбегали дети… Много детей. Очевидно, у них вечер был или это была вторая смена. Маяковский остановился, залюбовался детьми. Он стоял и смотрел на них, а я, как будто меня кто-то дернул за язык, тихо проговорил:
„Я люблю смотреть, как умирают дети…“
Мы пошли дальше. Он молчал, потом вдруг сказал:
— Надо знать, почему написано, когда написано, для кого написано. Неужели вы думаете, что это правда?»
26. Однажды Владимир Маяковский выступал перед целым залом писателей
Во время чтения стихов, кто-то из недоброжелателей поэта крикнул:
— Мне ваши стихи непонятны! Глупые они какие-то!
— Ничего страшного, ваши дети поймут, — ответил Владимир Владимирович.
— И дети мои ваших стихов не поймут! — продолжал недоброжелатель.
— Ну что же вы так сразу о своих детях-то, — с усмешкой ответил поэт. — Может, у них мать умная, может, они в нее пойдут.
25. Во время поездки во Францию в 1920 году Владимир Маяковский завёл себе четвероногого друга – французского бульдога, которого ласково нарекли Булькой. Собака была настоящим членом семьи. Маяковский брал её с собой во все свои поездки, покупал только самые лучшие продукты, чтобы Булька была сыта и здорова. Собака прожила с ним почти 10 лет.
Булька оставалась с поэтом до самой его смерти в 1930 году. Даже в тот роковой день Маяковский сделал всё, чтобы его любимица не осталась без хозяина. Булька часто приносила потомство, которое Маяковский трепетно пристраивал в добрые руки. Абы кому детей не отдавал и всегда присматривался к будущим хозяевам. В момент гибели Маяковского, его четвероногая подружка снова ощенилась и присматривала за щенками, а после уехала жить к Брикам. Дальнейшая её судьба неизвестна, но то, что она скучала по своему хозяину неоспоримый факт.
К слову, животных поэт очень любил:
«Я люблю зверье. Увидишь собачонку — тут у булочной одна — сплошная плешь, — из себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!»