Найти тему
В дороге

Рубеж

Много лет мы пытались добраться до "Ленино-Снегиревского военно-исторического музея". Казалось бы, сел на электричку, да через полчаса ты на месте, но всё никак не складывалось. Ездили то ближе, то дальше... ни раз проезжали на машине мимо, но в сам музей не попадали.

Последний рубеж обороны Москвы. Т-34 и «пирамиды»
Последний рубеж обороны Москвы. Т-34 и «пирамиды»

Начало мемориального комплекса было заложено 9 мая 1967-го года, когда по проекту архитектора Сергея Некрасова на Волоколамском шоссе был установлен памятник в виде танка Т-34 и «пирамид-надолбов», что применялись для остановки вражеских танков.

Место было выбрано неслучайно. Именно тут в 1941-м году находился последний рубеж обороны Москвы.

Напротив здания музея нас встречает старичок МС-1 более известный под индексом Т-18 образца 1928-го года.

Про сам музей мы поговорим в конце, а пока двинемся дальше по открытой экспозиции.

По правую руку нас встречают более современные образцы военной техники. Тут стоит Град в компании ПВО и работяги тягача.

Но взгляд цепляется не за них, а тянет дальше. К той части, что касается Великой Отечественной.

Тем более кто-то развёл костёр неподалёку, от чего танковое поле накрыло антуражным дымом.

Тут же бросаются в глаза трофеи. Вот к примеру второй Пазик (Sd.Kfz. 121), который подняли со дна Истринского водохранилища.

За ним начинаются ряды тематической выставки «Артиллерия».

Одним из самых впечатляющих экспонатов стала 280мм мортира Бр-5 1939-го года выпуска, а так же соседствующая с ней гаубица Б-4 1931-го.

203мм гаубица Б-4
203мм гаубица Б-4

Но и ворох унитарных, но крайне эффективных полевых пушек тоже может впечатлить любителей военной техники.

Отсюда выходим к очередному трофею. Знаменитый Тигр ассоциирующийся у многих со слоганом «quadratisch, praktisch, gut» из рекламы шоколада.

Тигр H1
Тигр H1

Так и не удалось найти полную историю конкретного Тигра, но известно, что привезли его с испытательного полигона Нахабино, где он за давностью лет до середины корпуса ушёл в болото.

-10

Бегемота вытянули военные и передали в музей, где он сейчас и экспонируется.

Судя по обилию «боевых ран» танк использовался как мишень и испытательный стенд для советских орудий.

Как и на большинство экспонатов на Тигра можно безнаказанно залезть.

-12

И полюбоваться обзорной панорамой всего «танкового поля», а заодно пожурить реставраторов за приваренную к крыше комбашню от Tigre E

-13

Очевидно, что статный немец привлекает к себе внимание. Согласитесь, что советская техника у нас всё время навиду.

Памятники, тематические экспозиции, ряды у военных частей. Всё это окружает нас на постоянной основе, а вот с трофеями встречаешься не так часто.

-14

Но всё же оставим немца и перейдём к двум другим иностранцам, но уже американского производства.

В экспозиции представлены два «Шермана» M4-A4 1942-го и M4-A2 1943-го.

Точных данных о том, где воевали заморские трудяги в музее, увы, нет. Вообще это одна из главных проблем данной выставки. Очень мало информации об экспонатах. Что-то можно выудить из электронной экспозиции и приложенного к ней аудиогида, а что-то остаётся просто сухими фактами. Поставили столько-то, производился тогда-то, шасси такие-то, но вот конкретной истории машины и её боевого пути не хватает. Было бы интересно почитать.

M4-A4
M4-A4

И ведь этот самый путь у них был. Ведь лендлиз закупался не для того, чтобы стоять в тылу.

В отличие от полигонного Тигра, на Шерманах «царапины» боевые
В отличие от полигонного Тигра, на Шерманах «царапины» боевые

Может быть, когда-нибудь в будущем нам удастся узнать об этих образцах техники и её экипажах больше…

Пока переместимся к более знакомым машинам.

Су-100 и Т-34-85 на фоне Тигра
Су-100 и Т-34-85 на фоне Тигра

Т-34-85 есть не только на постаменте на въезде, но и на территории музея. Впрочем, это неудивительно. Всё же 34-ки со всеми своими модификациями стали самым массовым танком не только Великой Отечественной, но и Второй Мировой.

К слову, второе место занимает американский M4, который мы упоминали буквально только что.

Т-34-85 и поднявшаяся дымка
Т-34-85 и поднявшаяся дымка

На крыше ИСУ'шки с которой открывается отличный вид на 34-ку и ИС-3, можно найти автограф последнего экипажа, покинувшего её уже в 90-е

Автограф последнего экипажа, служившего на ИСУ-152
Автограф последнего экипажа, служившего на ИСУ-152

ИС-3 на войну не успел, хотя и стал последним серийным танком военного периода, а также участвовал 7 сентября 1945-го в параде Победы в Берлине.

Неподалёку стоит и ИС-2М, который как раз-таки в войне поучаствовать успел.

ИС-2М
ИС-2М

Этот танк был найден на полигоне воздушно-десантных войск в Пскове, где находился с войны.

Сложно сказать, боевые на нём шрамы или уже последствия его пребывания на полигоне, но через дыру в МТО можно пробраться в боевое отделение. Правда, сделать это сможет далеко не каждый. Я, к примеру, в осенней одежде туда точно не протиснусь, хотя летом попробовать можно.

Дети же пролазят спокойно, радуясь возможности посидеть в настоящем танке.

Последним в нашей подборке станет скромняга Т-26 образца 1933-го года.

Т-26-е успели повоевать в Испании, что по-своему иронично, так как конкретно этот образец был найден поисковиками в районе Мясного Бора, Новгородская область, где в 1941-м большие потери понесла испанская Голубая дивизия, воевавшая на стороне гитлеровской Германии.

Возможно, что и этому танку вновь пришлось сражаться с испанцами, но уже на родной земле.

Бросаем прощальный взгляд на танковое поле, где дым смешался с вечерним туманом, создавая ощущение недавнего боя, и двигаемся дальше.

-26

Помимо экспонатов на территории комплекса есть несколько мемориальных ансамблей.

Мемориальное кладбище
Мемориальное кладбище

Одним из самых старых является мемориальное кладбище.

-28

Чуть моложе памятник воинам-интернационалистам и аллея памяти.

-29

Самым молодым же является мемориальный комплекс Воинам-Сибирякам.

Судя по обилию цветов, именно он является сейчас главным местом для памятных встреч.

Неподалёку находится инсталляция, изображающая тот самый рубеж из противотанковых ежей и заборов из колючей проволоки, где немец был остановлен в 1941-м.

Композиция «Матерь Божья» и часовня в мою фотоподборку не попали. Как и здание музея с его внутренней экспозицией, а посмотреть там есть на что, но, может быть, это сподвигнет кого-то на то, чтобы посетить этот комплекс самостоятельно.

Скажу ещё пару слов про сам музей.

На момент посещения мы этого не знали, но оказывается, что располагается он в здании школы.

Открылся он одновременно с мемориальным комплексом 9-го мая 1967-го и сначала занимал всего три зала, но со временем разросся.

К сожалению, в 2010-м году главное здание музея сгорело, унеся с собой 2/3 уникальных экспонатов…

Но то, что осталось, достойно внимания как старшего, так и младшего поколения.

Ведь история битвы за Москву — это не только сухие цифры потерь, но и истории живых людей, рассказанные в сохранившихся письмах с фронта и дневниковых заметках фронтовиков. Далеко не всем им было суждено вернуться с той войны…

На этом будем заканчивать.

Подчеркну, что музей и находящийся при нём мемориальный комплекс оставляют после себя сильные и противоречивые эмоции, которые сложно описать стороннему человеку. Потому москвичам и гостям столицы рекомендую побывать там самостоятельно, чтобы составить своё мнение, которое может отличаться от моего.

-35

Всего хорошего и до новых встреч.