Подобно Онегину и Ленскому, они были противоположны во всем: эмоциональный, страстный, смуглый брюнет Пушкин, предпочитавший черный фрак, и спокойный, прагматичный, белокурый и светлокожий, в белом мундире кавалергард Дантес. "Белая чашка и черная гуща".
Вопреки этим различиям, они сошлись весьма близко. Александр Сергеевич поначалу признавал француза - по воспоминаниям современников, тот умел произвести благоприятное впечатление и понравиться всем. Однако первоначальная симпатия к неконфликтному французу довольно быстро переросла со стороны поэта в категоричное неприятие.
Судьбе было угодно тесно переплести линии жизни Пушкина и Дантеса - настолько причудливо, что это отражается даже спустя два столетия.
Со дня роковой дуэли минуло187 лет. Но потомки Пушкина и Дантеса по сей день не преодолели пропасти, когда-то их разделившей. Между тем они остаются родственниками, ведь Наталья Пушкина и Екатерина Дантес были родными сестрами.
Принято считать, что причиной дуэли стали настойчивые ухаживания приемного сына голландского дипломата барона Геккерна Жоржа Дантеса за признанной светской красавицей Натальей Пушкиной (Гончаровой). Часть биографов утверждает, что страсть эта со стороны француза не была сиюминутной: вопреки всем препятствиям он оказывал знаки внимания Наталье Николаевне в течение двух лет. Однако, все усилия кавалера оставались безрезультатны, разбиваясь о непреклонность дамы, воспитанной в лучших традициях российского дворянства. Сохранилось письмо Натальи Пушкиной к барону Луи Геккерну:
"Допустим даже, что моё увлечение вашим сыном так велико, что, отуманенная им, я могла бы изменить священному долгу; но вы упустили из вида одно: я — мать. У меня 4 маленьких детей. Покинув их в угоду преступной страсти, я стала бы в собственных глазах самой презренной из женщин. Между нами всё сказано, и я требую, чтобы вы оставили меня в покое."
Судя по дальнейшим событиям, этим объяснениям Геккерн и Дантес не вняли, продолжая добиваться благосклонности Пушкиной.
"Я в силах стрелять!"
4 (16) ноября 1836 года Александр Сергеевич почтой получил "патент на звание рогоносца". Текст на французском языке намекал на неверность супруги поэта. Позднее выдвигались разные версии авторства этого документа. Но сам Пушкин, как и некоторые из его друзей, были уверены в том, что автором пасквиля стал нидерландский посол Луи Геккерн, стремящийся разрушить брак Пушкина и организовать свадьбу своего "сына" с Натальей Николаевной.
В ответ на этот оскорбительный выпад Пушкин вызвал на дуэль Жоржа Дантеса как заместителя своего оскорбителя, в соответствии с "Дуэльным кодексом" того времени.
Тогда поединок не состоялся. Об этом позаботились друзья поэта, включая В.А. Жуковского. Сыграла свою роль и аудиенция у Николая I. В то же время, Дантес делает предложение влюбленной в него сестре Натальи Николаевны - Екатерине, живущей в доме Пушкиных. С одной стороны, это окончательно сглаживает возникший конфликт в глазах общества. С другой стороны, позволяет Дантесу беспрепятственно бывать в гостях у своей пассии, которая становится его родственницей.
10 января 1837 года Екатерина Гончарова становится женой Жоржа Дантеса. Но уже спустя несколько дней Наталья Николаевна вновь жалуется супругу на недостойное поведение Геккерна-младшего. Теперь уже Александр Сергеевич пишет назойливому иностранцу письмо крайне оскорбительного характера, провоцируя вызов. Он делал это не в первый раз: на счету было уже более 20 вызовов. Правда, непосредственно до стрельбы были доведены лишь 4 из них. Остальные не состоялись по примирению сторон, благодаря вмешательству посредников.
Однако 27 января (8 февраля) остановить назначенный поединок никто не смог (хотя похоже, что секундант Александра Сергеевича Пушкина - Константин Карлович Данзас - пытался это сделать). При этом условия дуэли, прописанные Геккерном и без обсуждения принятые Пушкиным, не оставляли иного варианта, кроме смерти одного из участников.
Сам ход дуэли известен до мельчайших деталей из исторических документов. В действиях всех участников прослеживаются очевидные нарушения кодекса дуэлянтов. Именно их сочетание, дополненное несвоевременно оказанной медицинской помощью, привело к гибели поэта. Это дает основания части исследователей считать, что судьба поэта была предрешена заранее, а все присутствовавшие были лишь соучастниками тщательно спланированного убийства. К тем же выводам подталкивает крайне мягкое наказание для причастных: секундант Пушкина Константин Данзас, изначально приговоренный к повешению, отделался арестом на 2 месяца, Луи Геккерн и Жорж Дантес (приговором для которого изначально также было повешение) разжалованы и высланы из России.
Оба иностранца отнюдь не пострадали: барон Луи Геккерн спустя 5 лет был назначен послом в Вену, а Жорж Шарль Геккерн-Дантес вернулся в поместье родного отца в Сульс, где вскоре воссоединился с семьей и прожил вполне благополучно вплоть до 1895 года.
Радости и печали Жоржа Дантеса-Геккерна
В поздние годы барон Дантес-Геккерн не раз признавался, что последствия дуэли стали для него благом: оставшись в России, он никогда не достиг бы тех высот, к которым его привела жизнь в родной Франции.
Первое время Дантес-Геккерн жил на обеспечении обоих отцов - родного и приемного. Несколько десятилетий провели в Париже, живя в доме, подаренном бароном Геккерном. Семья не бедствовала, хотя добиться наследства Гончаровых из России Дантесу не удалось: после неоднократных рассмотрений, в том числе и Императором, дело решилось в пользу детей Пушкина.
В 1845-м бывший кавалергард начал политическую карьеру, став членом Генерального совета департамента Верхний Рейн. В последующие годы Жорж-Шарль Дантес-Геккерн был председателем Генерального совета, депутатом округа Верхний Рейн-Кольмар, членом Учредительного собрания, мэром Сульса... Наполеон III наградил его статусом пожизненного сенатора. В 1863-м Дантес был награжден званием офицера Почетного легиона, а спустя 5 лет повышен до командора. Этот путь прервала революция 1870 года, вынудив Дантеса вернуться к частной жизни. Последние годы провел в родовом поместье, в окружении многочисленных родственников.
Но благополучие не раз омрачали тяжелые удары. При этом в судьбе Дантеса прослеживаются удивительные совпадения с судьбой поэта, убитого им:
- и у четы Пушкиных, и у четы Дантесов было по четверо детей;
- оба брака продлились 6 лет, завершившись со смертью одного из супругов.
Екатерина Николаевна оказалась идеальной женой - мудрой, покладистой, с почтением и искренней любовью относившейся к мужу. Она родила ему троих дочерей, красотой которых восторгалась в письмах к брату и матери, и скончалась в 34 года через несколько недель после появления на свет долгожданного сына.
Среди исследователей есть мнение, что галантным и обходительным барон Дантес-Геккерн был лишь на людях, а дома был типичным тираном, третировавшим нелюбимую жену, поклонение и угодливая покорность которой раздражали. Доказательством тому служат письма родным, которые отправляла Екатерина Николаевна: то лучившиеся показным счастьем (написанные под бдительным надзором мужа), то поспешные и наполненные тоской (те, что были написаны тайно, в редкие минуты уединения).
Жорж Шарль д'Аантес барон де Геккерн, всегда привлекавший женщин внешним видом и манерами, повторно не женился. Заботы о воспитании рано осиротевших детей поручил своим незамужним сестрам. "Коллекция барышень", требовавшая весомых расходов, напрягала его. Впрочем, явное очарование малышек давало надежду на возможность выгодно пристроить дочерей замуж. Собственно, так и получилось - с двумя дочками из трех.
Матильда-Евгения
Старшая дочь Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой Матильда-Евгения появилась на свет в октябре 1837 года, вскоре после переезда семьи во Францию.
В 1861 году 23-летняя Матильда выходит замуж за 47-летнего генерала Жана-Луи Метмана, командора ордена Почетного легиона. Новоиспеченный зять всего на 2 года был младше отца молодой жены.
Спустя год после свадьбы у пары родился сын Луи. После - еще двое мальчиков. В октябре 1880-го Дмитрий Дмитриевич Гончаров, племянник Натальи Николаевны Пушкиной и Екатерины Николаевны Дантес, будучи во Франции, писал жене:
"Вчера я отправился на железную дорогу к поезду из Парижа, встретить Матильду Метман. Я заметил на станции старичка с седой эспаниолкой, который показался мне похож на фотографию Метмана, которого я самого никогда не видал. И действительно, когда подошел поезд, он подошел к вагону I класса и помог выдти полной даме, в которой я узнал Матильду. Тут я разглядел, что с генералом были три сына, один выше всех лет 16-ти, другие 11 и 12-ти.
Матильда меня тотчас же узнала и познакомила с мужем и сыновьями. Она не переменилась, только пополнена, все такая же свежая и румяная, с великолепными здоровыми зубами. Это самая красивая из дочерей Гекерна. Сыновья — в Colle, Stanislas в Cannes, и отец и мать будут жить вмести с ними, в вилле нанятой близь Colle. Дочерей у них не было, и отец говорит, что сыновья лучше: par le temps qui court les filles sont difficiles a placer*."
Матильда Дантес/Метман скончалась в Париже в январе 1893 года, в возрасте 55 лет. Ее супруг, Жан-Луи Метман, скончался в июне 1889-го. Их младшие сыновья не оставили какого-либо следа в истории. Старший, Луи, стал историком, работал хранителем Музея декоративных искусств в Париже. Его страстью было коллекционирование предметов японского искусства. Кроме того, он оставил биографические "Записки", в которых рассказал о своем деде и истории отношений семей Дантеса и Пушкина.
Берта-Жозефина
Вторая дочь в семье Дантеса появилась на свет в апреле 1839-го. В 1864-м отец выдал ее замуж за графа Эдуарда Вандаля. На момент свадьбы Берте было 25 лет, жениху - 51.
Партия была более чем достойной: граф Вандаль, вдовец, имевший 13-летнего сына, - государственный советник, Главный директор почт, имевший немалый вес в налоговом ведомстве, член ордена Почетного легиона. В 1871-1875 годах Эуард Вандаль занимал пост Президента Совета Компании трансатлантических судов.
В 1866-м родился единственный сын Берты-Жозефины - Мари Эдуард Вандаль. Этот внук Жоржа Дантеса прожил 57 лет (до 1923 года), не оставив заметного следа в истории, но успев стать отцом четверых детей - дочерей Берты, Кристин, Рене и сына Роберта.
Пасынок Берты, Альбер Вандаль, стал историком, писателем, членом Французской академии. Основной темой его исследований была эпоха Наполеона I.
В 1889-м Берта-Жозефина овдовела. Она пережила мужа на 9 лет, уйдя из жизни через несколько дней после своего 69 дня рождения, в апреле 1908 года.
Леони-Шарлотта
Младшая дочь, родившаяся в апреле 1840-го, стала проклятием Жоржа Дантеса, навсегда омрачив его вроде бы столь удавшуюся жизнь. Малышка, потерявшая мать в неполные 3 года, сохранила в сердце память о том, как Екатерина Николаевна, тайком от мужа, читала дочерям стихи из своего альбома - бессмертные творения Жуковского, Пушкина...
Девочка, более всех сестер похожая на мать внешне, вопреки запретам отца, сумела самостоятельно выучить русский язык (читала, писала, пыталась говорить). Своего безвременно ушедшего дядю она боготворила, повесив в своей комнате портрет поэта рядом с иконой.
Леония, отказавшись от увеселений и светских выходов, была поглощена учебой: на дому она освоила курс Высшей Политехнической школы. Профессора, обучавшие дочь сенатора, отмечали ее стремление к знаниям, великолепные способности к математике и точным наукам.
Однако всем перспективам младшая дочь Дантеса предпочитала уединение. Ее глубочайшей страстью стало чтение... Пушкина. Она заучивала наизусть не только стихотворения, но и отрывки прозаических произведений Александра Сергеевича, влюбленная в его творчество до полного самоотречения.
Долгое время Леони не знала, что именно ее отец стал виновником гибели великого русского поэта. А когда узнала, была потрясена до глубины души.
В один из вечеров, когда барон в очередной раз попытался отвадить дочь от "пагубного пристрастия", та прямо, в лицо, назвала его убийцей и заявила, что отказывается впредь говорить с ним.
Завершилось все печально: после резкого разговора психика чувствительной и эмоциональной девушки пошатнулась. Отец отправил ее в психиатрическую лечебницу, где Леони прожила до конца своих дней. Насколько была необходимой эта мера - теперь уже никому достоверно не узнать.
Леони-Шарлотта провела в парижской клинике для душевнобольных 28 лет, скончавшись в июне 1888-го, в возрасте 48 лет. В редкие моменты встреч с близкими она просила лишь об одном - привезти ей еще один томик произведений "дядюшки Пушкина".
Могила Леонии - Шарлотты на фамильном участке кладбища ухожена и на беломраморной надгробной плите без католического креста (! )в любое время года лежат цветы. Значит, недуг ее все-таки не прятали и не стеснялись его? Луи Метман говорит о том, что посещая могилу младшей дочери, «почтенный и одинокий старец барон Д’Антес Геккерн становился необыкновенно грустным и задумчивым и все протирал рукою надгробие, пытаясь поудобнее уложить цветы: маргаритки или фиалки»… О чем он думал в те моменты, не ведал, конечно, никто... (источник)
Луи-Жозеф
Екатерина Николаевна страстно мечтала о сыне. Упрямое желание супруга она сделала целью своей жизни. Когда очередная беременность в 1842 завершилась рождением мертвого мальчика, женщина не дала себе времени на восстановление, тут же забеременев снова.
Эта поспешность стоила ей жизни: появившийся на свет 22 сентября 1843 года Луи-Жозеф-Морис-Шарль де Геккерн д'Антес уже 15 октября осиротел - Екатерина Николаевна так и не отошла от родильной горячки. Долгожданного мальчика, как и его сестер, воспитывала незамужняя тетя Адель Дантес.
Луи Метман в своих воспоминаниях писал, что дядя его "сочетал мужество и необычайную энергию со своими физическими качествами". Однако никакого яркого следа в истории единственный сын Дантеса не оставил.
Как когда-то в молодости и его отец, Луи-Жозеф стал военным. В офицерском звании он принимал участие в кампаниях в Мексике, а позднее - простым солдатом на фронтах Франко-Прусской войны 1870-1871 годов. Исследователи считают, что сын барона Геккерна-Дантеса был разжалован за участие в дуэли.
По возвращении во Францию наследник Геккерна-Дантеса вышел в отставку в чине капитана гвардии. Еще пару лет он жил в Париже и содержал актрису-кокотку Каролину Летесье, потратив на девушку значительную часть своего состояния. В отставку Луи Геккерн-Дантес вышел в Бордо в звании капитана гвардии в 1873-74 годах.
Отставной капитан Геккерн-Дантес перебрался в поместье отца, где вел тихую жизнь провинциального дворянина, озабоченного лишь уходом за своими виноградниками и престарелым отцом. В 1883-м 39-летний Луи-Жозеф женился. О его избраннице, на тот момент 20-летней, Марии-Луизе-Виктории-Эмилии Шауэнбург-Люксембург, ничего особенного неизвестно. Неизвестно точно даже то, сколько у пары родилось детей: одни источники говорят о четверых, другие - о пятерых наследниках.
12 июня 1899 года, в дни, когда весь мир отмечал столетний юбилей великого русского поэта, Луи-Жозеф Дантес рассказывал журналистам о своей семье, об отце и сестре Леонии, "русскою душою".
Наследник титула и земель Дантеса ушел из жизни в сентябре 1902 года, в возрасте 59 лет.
О том, как сложилась жизнь его детей и внуков, широкой публике ничего неизвестно. А вот праправнук, барон Лотер де Геккерн-Дантес проявил себя. В 2006 году он дал интервью российской журналистке, рассказав о том, как складывается судьба потомков убийцы Александра Сергеевича Пушкина.
Потомок рода Дантесов и Гончаровых живет в Нанте, владеет мусороперерабатывающим заводом в Германии, пишет стихи и продолжает возделывать виноградники, как и его далекие предки. В 70-е годы ХХ века потомки Дантесов, обеднев, продали фамильное поместье городу и поклялись более не возвращаться к могилам предков, чья слава приносит им только неприятности.
По словам барона Лотера, он и его братья и сестры - единственная линия потомков Дантеса, которая ныне существует. При этом он - последний из тех, кого интересует судьба родового замка и склепа, где еще есть место для захоронения самого Лотера де Геккерна-Дантеса и его четверых детей, которых барон воспитывает сам после развода с супругой.
***
Из архивных документов известно, что Наталья Николаевна Пушкина-Ланская так никогда и не написала сестре, вставшей на сторону мужа. Однако младшие ее дочери, рожденные в браке с Петром Петровичем Ланским, общались с Бертой и Матильдой Геккерн-Дантес. О своих встречах с далекими французскими тетями рассказывали в воспоминаниях и внучки Натальи Николаевны от младших дочерей. Однако общение это было эпизодическим и отнюдь не близким.
Потомки же Александра Сергеевича Пушкина долгие годы избегали встреч с потомками Жоржа Дантеса, отказываясь от родственной связи. Лишь 6 июня 2019 года представители семей поэта и его убийцы встретились в эфире теле-шоу. Потомки Пушкина признали, что они не держат зла на потомков француза и не станут с ними враждовать, однако рокового выстрела их предку никогда не простят.
Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.
Поддержать канал можно донатами на Юмани https://yoomoney.ru/to/410016927954213. Спасибо!