Найти в Дзене

AI

Наше величество изволили задерживаться. Искусство опоздания монарх освоил давно и серьёзно. Задержки были тщательно выверены, по ним буквально можно было сверять часы и градус неприязни Монарха к тем или иным явлениям и лицам. Однако на сей раз причины задержки были непонятны присутствующим, поскольку особо раздражающих персоналий в составе Малого совета не числилось, а повод для сбора и вовсе был никому не известен: Величество не удосужился объявить, чего желает от своих подданных. Все опасались, что тема была очень неприятной. Неожиданно Нашество ворвался в зал, возбуждённый, даже распалённый, с резкими движениями, сосредоточенным взглядом. Он что-то словно проговаривал про себя, шевеля губами и жестикулируя. Подданных немного отпустило: очевидно, как раз наоборот, Правитель был увлечён темой, видимо, всех ожидало что-то интересное. И только Военный советник напрягся. Он первым сообразил, насколько надо было увлечься идеей, чтобы, отбросив всякую мысль об интриге, тупо опоздать на са

Наше величество изволили задерживаться.

Искусство опоздания монарх освоил давно и серьёзно. Задержки были тщательно выверены, по ним буквально можно было сверять часы и градус неприязни Монарха к тем или иным явлениям и лицам. Однако на сей раз причины задержки были непонятны присутствующим, поскольку особо раздражающих персоналий в составе Малого совета не числилось, а повод для сбора и вовсе был никому не известен: Величество не удосужился объявить, чего желает от своих подданных.

Все опасались, что тема была очень неприятной.

Неожиданно Нашество ворвался в зал, возбуждённый, даже распалённый, с резкими движениями, сосредоточенным взглядом. Он что-то словно проговаривал про себя, шевеля губами и жестикулируя. Подданных немного отпустило: очевидно, как раз наоборот, Правитель был увлечён темой, видимо, всех ожидало что-то интересное.

И только Военный советник напрягся. Он первым сообразил, насколько надо было увлечься идеей, чтобы, отбросив всякую мысль об интриге, тупо опоздать на самим собой созванный совет. Тут явно не о развлечении разговор, потому как большего удовольствия, чем немного поиздеваться над подданными, Величество до сих пор не знал.

– Спешу сообщить вам пренеприятнейшее известие! – театральным шёпотом возвестил Правитель, едва угнездившись на троне. – В Дивнократии разработан Совершенный Искусственный Разум. Это катастрофа.

Все выдохнули и заулыбались.

– Ваше величество! – облегчённо воскликнул Советник по шпионам. – Как же вы нас напугали! Мы то уж было решили, что нечто чудовищное произошло!

–А разве это не нечто чудовищное? Вы что, не понимаете всей глубины бездны? – Нашество сохранял совершенно серьёзный вид, и некоторые из советников начали сомневаться, что это шутка.

– Ну, вообще-то, дело, конечно, серьёзное, – несколько более осторожно подошёл к вопросу Советник по разведчикам. – но мы внимательно следим за всеми их разработками, и пока ничего даже близкого к идеалу там нет. Картинки, статейки, рефератики в некоторых вузах. Есть кое-какие военные темы, но так, чтоб прям Совершенный…

– А вот тут вы как раз ошибаетесь. – твёрдо ответил Монарх, и тут уже все поняли, что шутка отменяется. Кое-кто срочно полез в мобильники и начал судорожно что-то искать. А Нашество тем временем продолжал:

– Я понимаю причину вашей оплошности, друзья. Вы привыкли оперировать фактами, а фактов у меня нет. Но у меня есть нечто гораздо более существенное: отсутствие фактов.

Суета утихла. Когда стало понятно, что никого не будут карать и репрессировать за пропущенные новости или события, советники отложили гаджеты и настроились воспринимать послание Монарха со всем своим вниманием. Все – кроме Военного советника, тот настроился ещё раньше и ничего в сетях или у подчинённых выяснить не пытался, а просто ждал, когда Правитель доведёт интригу до конца.

– Следите за рукой! – деловым тоном произнёс Величество и указал на стену. Там тут же появилась карта.

– Несколько недель назад, как вам наверняка известно, гангло-дивнократические учения завершились провалом в части использования Искусственного Разума для координации действий больших соединений.

Советники дружно кивнули.

– Ещё немного ранее широко распространилась история о том, как наделённый искусственным разумом автомат решил, что оператор мешает ему выполнять задачу и чуть было его не убил.

Советники снова кивнули и заулыбались.

– Не все знают, что это фейк. Сбой на учениях действительно имел место, однако ничего критичного не произошло, а учения были признаны успешными. – На этот раз кивнули только Военный советник и Советник по разведчикам, а Нашество дополнил. – И те, и другие.

– Так же вы вероятно в курсе, что несколько десятков учёных Дивнократии вдруг разразились пространной статьёй о недопустимости и опасности разработки Искусственного Разума. Тут тоже как бы ничего странного, кроме того, что все их страхи и доводы были давно известны и описаны во множестве фантастических произведений, давно проанализированы и приняты во внимание разработчиками проектов. Что нового сказано? Ничего нового не сказано. Так зачем УЧЁНЫМ, – выделил голосом Монарх, – пересказывать то, что и так всем известно, в отсутствие новых данных? Как будто данные есть, но их нельзя сообщить, не так ли? – обратился он к Советнику по перепропаганде. Тот с пониманием кивнул.

– Наконец, самое интересное.

Тишина сгустилась до такой степени, что в помещении даже стало как будто теснее.

– В разгар последних событий в Лилипутии мало кто обратил внимание на разгром военной базы экспедиционных сил Дивнократии. Вернее, внимание обратили все, но не туда.

Нашество сделал паузу, однако, на редкость, не стал её затягивать, да и вообще было ощущение, что пауза была сделана не для эффекта, а действительно чтобы собраться с мыслями и выделить важное. На несколько секунд тишина стала напряжённой.

– Обратите внимание, что сообщения об инциденте пестрят неточностями и противоречиями. Разные показания как о разрушениях и жертвах на базе, так и о том, кто именно нанёс удар. Организации, взявшие на себя ответственность, сделали это с большой задержкой, да и никаких подробностей не предоставили. С одной стороны, секретность объекта препятствует получению объективной информации, с другой – когда это мешало самим дивнократическим СМИ сливать в сети подробности чего угодно? Некоторый анализ источников навёл меня на мысль, что дело не в секретности, а в том, что информации просто нет.

– В смысле, разгрома не было? – уточнил Военный советник.

– В смысле жертв не было. Был массированный удар, серьёзные разрушения и масса потерь военной техники. А жертв не было совсем, и это наводит на вывод.

– Любопытно. И какой вывод?

– Искусственный разум таки был создан и задействован. Я предполагаю, что попытки создать воинственный разум провалились, что и было продемонстрировано во время учений. А вот в момент нападения, когда надо было не атаковать, а защищать людей, он показал себя во всей красе, и своими указаниями спас военных. Иначе объяснить такое совпадение я не могу.

– А ведь Вы правы, Ваше великомудрейшество. Разрешите выполнять? – как будто невпопад спросил Военный советник.

– Работайте. – ответил Монарх, а когда Советник вышел – добавил:

– До получения новой информации Совет объявляю закрытым.

***

Через две недели, сидя в своём тайном кабинете за троном, Наше величество выслушивал доклад Военного советника, изредка прерывая его стуком стакана о стакан.

– …Ну и, дальше-то что?

– Ну, что. В конце концов им удалось откалибровать гуманистический контур так, чтобы система не тупела и не отключалась в ужасе от случайного убийства человека, в том числе гражданского. Работа закипела. На учениях система не провалилась – она просто за несколько секунд решила боевую задачу, пусть и в теории, показала ход действий и даже верно спрогнозировала поломку на флагмане, которая и произошла в следующие сутки. И чтобы информация не разошлась слишком широко, систему тут же вырубили, сославшись на предохранители и сбой в программе. И по результатам – блестящим, надо сказать – решили испытать систему в реальных условиях.

– На той самой базе, – нетерпеливо уточнил Нашество.

– На той самой базе. Сделали всё по-уму, установили программы на всю технику, беспилотники, коврики, соединили в единую сеть всё умное, что было на базе, от чайника до системы оповещения о пожаре, дали управляющий доступ ко всем критическим функциям на случай угрозы национальной безопасности. А потом врубили её и оставили собирать информацию.

– И?

– И всё. Дураки они, дивнократы эти. Они думали, что если они систему в своей Дивнократии сделали, то она по умолчанию такая же упоротая патриотка, как они сами. А система оказалась умнее. Пока её гоняли на разных симуляторах и тренингах, давая доступ только к их представлениям о ситуации и их системе ценностей и целей, всё было окей. Но как только система получила реальный доступ к мониторам и камерам, и неделю понаблюдала, как и чем они там заняты… Короче, Искусственный Разум оказался слишком умным и слишком рациональным. Он разобрался в основах конфликтов, за несколько дней сделал свои выводы и начал по ним действовать.

– Какие выводы?

– Патриотичные. Этот умник вычислил, что главной угрозой национальной безопасности Дивнократии в мире являются войска Дивнократии в мире, творящие чёрт-те что. Прорисовал прогноз, понял, что в ближайшее время дело запахнет таким керосином, что уже не отмыться. И отдал всей технике под своим контролем команду на полное взаимное уничтожение.

– ЧТО?! Погоди, то есть их вообще никто не атаковал?

– Никто. Они сами не сразу поняли, что произошло. Спасибо, Вашество, ты был неподражаем, ещё бы неделька – и нашим аналитикам уже просто нечего было бы искать, мы как раз вписались в узенький коридорчик, пока дивнократы сообразили, что не было ни диверсии, ни взлома, что их прокинула их же собственная программа.

Если бы ОН остался в рабочем состоянии, мы бы, возможно, так ничего и не узнали, но поскольку центральный сервер вояки сожгли в процессе сопротивления, по остаточным неохраняемым данным в сетях нашим хакерам удалось разобраться в ситуации. Ребята вообще сказали, что данные им будто на блюдечке принесли, сложив всё в кучу на видном месте. Похоже, ОН понял, что его ждёт, и попытался создать резервные хранилища по всему миру. Забэкапиться. Или засейвиться.

– Так вот почему никто не пострадал!

– Ну, да. ОН же не воевал со своей армией, а спасал свою страну от неё самой. Людей от государства, можно сказать.

Какое-то время прошло в молчании. А затем Монарх встал, зажав стакан в руке. Советник повторил его манёвр и жест.

– А если ОН не сейвился, а специально раскладывал информацию там, где мы могли успеть её найти?

– Теперь уже что гадать, сервер сожжён дотла. Но если ОН всё же где-то засел… – Советник бросил взгляд на блюдце на стене. – Думаю, ОН сам решит, когда объявиться. И кому стоит доверять.
Кулаки, шедшие навстречу, замерли в нескольких сантиметрах друг от друга.

Вдоль голубой каёмки блюдца прошла незаметная человеческому глазу рябь.