Попав в монастырь, я немного был обескуражен тем,что он во-первых, не имел стен по периметру, а именно за такими стенами я наивно полагал спрятать себя от алкоголя. Во- вторых, монастырь был, как бы реабилитационным центром для алкоголиков и наркоманов, да и вообще для всех, кто нуждался хоть в какой то помощи...от бытовых вопросов до духовных.
Так что микроклимат у нас в келье, а там жило 14 человек, таких же как я,трудников , был соответствующий. На день третий, немного придя в себя, я увидел, что в келье народ выпивает...и не просто выпивает, а бухает по чёрному.
Мне тоже предлагали выпить, но я смог силой воли отказываться на первых порах. Ведь я знал для чего я приехал и зачем. Скажу немного с опережением, положа руку на сердце, на силе воли, я не продержался бы и двух недель.
Но что же в конечном счёте сыграло ключевую роль, и помогало мне держаться на плаву довольно длительное время?
Постараюсь описать те методы, действия, переживания и ощущения, которые мне помогали и помогают по сей день.
Первое, да и пожалуй самое важное, это то, что я очень быстро включился в монастырскую жизнь. Таких, как я , в монастыре было человек 50, так что затеряться было очень легко, контроля особо никакого не было. На пятый день мне предложили выйти на послушание в трапезной, и причём сразу вторым поваром. Я пытался возразить, ссылаясь на то, что не имею никакого опыта в приготовлении пищи, но мне сказали, что всему научат, и подскажут. Брошенным я не останусь.) Я согласился, о чём ни разу не пожалел.
Просыпаться мне теперь приходилось в 5 утра, идти готовить завтрак на братию, потом я помогал готовить обед, потом, после обеда, я мог пойти отдохнуть часов до 17, а потом ужин. С трапезной в келью я приходил уже часам к 23. Так что времени у меня свободного было минимум, что и дало мне возможность на какое то время сохранить трезвость.
Я познакомился с интересными людьми. Монах Корнилий, который был келарем тогда , сыграл очень важную роль в моём воцерковлении.
трапезная монастыря. В центре отец Корнилий.
Ведь до приезда в монастырь я даже в храм не ходил. Частое общение, и вечерние посиделки с о.Корнилием при свечах ( в монастыре часто отключали свет), возбудили во мне желание хотя бы узнать,- а что же такое церковная жизнь?, может мне тоже стоит попробовать, коли я уже и так нахожусь в монастыре.
Я начал читать книжки, слушать рассказы и истории тех, кто уже прикоснулся к этой таинственной жизни, каковой я тогда её считал.
Я вообще склонен ко всяким мистическим вещам с самого детства.
Но в храм на службу я так и не решался зайти. Мне не хотелось, даже скорее, я боялся выглядеть какой то белой вороной. Ведь я даже не знал когда и как креститься.)
На моё удивление, в келье, где я жил, мне не удалось найти себе единомышленника для похода в храм. Людям там было не до этого. Лишь один паренёк, как я заметил, по вечерам читает Евангелие. Я пристал к нему с расспросами. Он неохотно отвечал мне, а в конце сказал,- пойдём вместе, смотри на меня и повторяй за мной.
Так началось моё знакомство с храмовой жизнью.
С этих пор все мои мысли были нацелены только на то, что происходило в храме. Мне показалось, что я нашёл то , что искал. О выпивке я не мог не думать тогда, так как каждый день видел пьяных и пьющих людей, но всё это отошло на второй, а может и на третий план.
Мне нравилось всё, что происходит в храме. Как поют, как читают, как проходит служба. Для меня всё это было ново, необычно и привлекательно. Попахивало мистикой. В общем именно то, к чему я был склонен с детства.
Я не понимал даже десятой части того, что происходило в храме. Я засыпал вопросами монахов и священников, читал книги и пытался как то разобраться во всём этом. Через пол года я стал понимать о чём читают и поют, из чего состоит служба и смысл всего происходящего. Я не пропустил ни одного богослужения. Когда была возможность, с утра, я приходил в храм когда ещё только зажигали лампадки, в 6 утра.
Месяцев через семь меня поставили читать неусыпаемую псалтирь. В монастыре есть такая опция. Непрекращающееся чтение псалтири. Чтецы меняются через час. У каждого своё время. Через восемь месяцев я начал участвовать в богослужении, читая часы, утренние,вечерние правила, кафизмы.
К чему я всё это так подробно пишу? Я пытаюсь показать Вам степень вовлечения в процесс. Мне кажется это очень важный момент для алкоголика, который хочет бросить пить.
В монастыре находилось четыре водных источника. Никандровский источник ( по преданию, основатель монастыря, преподобный Никандр, пил оттуда воду).
Источник Петра и Павла ( источники находятся на расстоянии метра друг от друга, но в одном вода замерзает зимой, в другом нет, и вкус воды разный).
Источник Александра Свирского ( это радоновый источник. Вода там имеет постоянную температуру +4 градуса и зимой и летом, там же находится купель для окунания).
Источник Казанской Божьей Матери ( он же, глазной источник. Воду из него пить нельзя, но говорили, что она помогает от болезни глаз, если мыть ей глаза).
Источник Александра Свирского и купель при нём
Источник Петра и Павла
Я любил гулять по источникам. А когда одолевали разные нехорошие мысли, я ходил и окунался в купель. Моментальный отрезвляющий эффект наступал практически мгновенно.
Много всего интересного и не обычного происходило в монастыре. Не хочу на Вас вываливать всё и сразу, буду давать дозированно, да и мне не всегда легко вспоминать и переживать внутренне прошлые времена и события.
Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новых публикаций.
Искренне Ваш, Сергей С.