Обновлено в 14:00
Минкульт России поддержал инициативу создания нового международного песенного конкурса «Интервидение». На встрече с зарубежными делегациями в Петербурге глава ведомства Ольга Любимова заявила, что Россия выступает с инициативой запуска сразу двух новых форматов международного сотрудничества — это Евразийский кинофестиваль с кинопремией, а также музыкальный конкурс «Интервидение».
Позже на встрече подробнее о конкурсе рассказал гендиректор Первого канала Константин Эрнст. По его словам, «Интервидение» может пройти уже в следующем году. К участию приглашаются исполнители из разных стран, в том числе членов БРИКС.
Эрнст отметил, что «в этом конкурсе не будет никаких политических ограничений и влияний», имея в виду регулярные политические скандалы на Евровидении. В частности, с прошлого года российские музыканты были отстранены от участия. Удастся ли организовать в России достойный аналог главного европейского музыкального конкурса? Комментирует музыкальный критик Евгений Бабичев.
Евгений Бабичев музыкальный критик «У нас уже был проект Первого канала «Пять звезд. Интервидение», который просуществовал буквально несколько лет. Можно вспомнить формат «Новая волна», который уже тоже несколько лет не проводится. Когда заявлено участие нескольких стран, но при этом только несколько артистов приезжают реально из-за рубежа, остальные просто представляют флаг страны, какая-то странная логика в этом. Можно вспомнить состязание стран на конкурсе «Славянский базар» — это же тоже отчасти повторяет эту концепцию. Идея, в принципе, хороша, но надо не забывать, что, во-первых, Евровидение — это уже состоявшийся бренд, который существует больше 60 лет. Сможем ли мы создать такое же смотрибельное шоу, которое в один вечер будет приковывать к экранам миллионы зрителей? Без серьезных вложений, сил и средств я не вижу в этом какого-то положительного результата. Что касается проблем с организаторами Евровидения, ну тоже смотря как это подать. К названию претензий не возникало. Если там будут какие-то основополагающие элементы для конкурса Евровидения, например 12-балльная система, если, например, участники будут выходить и исполнять песни по три минуты, тогда нас точно ожидают какие-то судебные разбирательства».
Впервые конкурс «Интервидение» появился еще в 1960-х. Изначально он назывался «Международный фестиваль песни в Сопоте», свое название «Интервидение» он получил уже в 1977-м. В конкурсе участвовали исполнители из СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии, но формат прекратил свое существование с распадом социалистического блока. Позже «Интервидение» пытались перезапустить в 2008 и 2015 годах.
В целом аудитория любит музыкальные конкурсы, так что новый фестиваль может иметь успех, говорит музыкальный журналист Илья Легостаев.
— Подобная местечковость немножко расстраивает, особенно после стольких лет такого плотного международного альянса. Ну что делать, такие времена. В самой идее нет ничего ущербного на мой взгляд, потому что, в принципе, такие фестивали люди любят, конкурсы они смотрят с удовольствием. Если это будет точной копией Евровидения, то, возможно, это даже будет иметь локальный успех, потому что сама процедура, когда у вас на глазах конкурсанты меняются местами, борются за призовые места, захватывает, и в качестве зрелища это очень даже здорово получается. Если это будет что-то попроще, где будет выбирать жюри, то, наверное, для людей это будет интересно как такой большой, эффектно снятый концерт. Но, мне кажется, еще один конкурс здесь никому не помешает.
— Самим артистам это может быть престижно? Может стать какой-то новой возможностью в карьере?
— Дело в том, что участие в конкурсе и полноценная музыкальная карьера — это такие вещи, которые не всегда идут друг с другом в ногу. Что касается того же Евровидения, есть всего несколько имен, наверное, они уместятся на пальцах одной руки, по которым можно понять, что участие в этом деле им сыграло сильно на руку. В остальном это просто возможность пообщаться, возможность получить какой-то хороший телевизионный продукт, возможность увидеть разные подходы к музыке, можно познакомиться с какими-то международными продюсерами, не более того.
Продюсер Иосиф Пригожин в разговоре с журналистами выступил против передачи прав на российское Евровидение Первому каналу. По его словам, это должна делать независимая компания, а каналы должны это покупать и показывать, в том числе за рубежом.
Секрет мировой популярности музыкальных конкурсов — большой призовой фонд. А его можно обеспечить только за счет рекламы и продажи трансляций, говорит Иосиф Пригожин:
— Нам не надо ходить к кому-то, нам надо просто все это делать самим, вот и все, это само напрашивается. Я не знаю насчет Первого канала, я знаю, что мы с этой идеей носились с Виктором Дробышем, его нужно делать международным. Но чем будет отличаться конкурс «Интервидение» от Евровидения? Если там будет призовой фонд в 1 млн долларов, тогда к нам поедут со всего мира. А если мы просто будем делать эфир ради эфира, который сейчас мало кто смотрит, тогда ничего не будет. Понимаете, да? У нас есть успешный проект «Голос», успешный проект «Маска», поэтому этот конкурс должен отличаться тем, что туда люди могут приехать и заработать деньги.
— Кто из стран может приехать, кому это может быть любопытно?
— Если будет гран-при в 1 млн долларов, приедут все.
По словам Пригожина, чтобы «Интервидение» было на уровне международного конкурса, его участникам необходимо обеспечить безвизовый въезд, предоставить комфортабельные гостиницы, а победителям гарантировать денежный приз. Пока о таких условиях организаторы не заявляли.