Найти тему
АиФ–Калининград

Нехорошая квартира. В Калининграде вынесли приговор банде чёрных риэлторов

   Нехорошая квартира.
Нехорошая квартира.

Трое фигурантов, среди которых были профессиональный риэлтор и экс-участковый, в общей сложности получили 24 года. По делу проходило шесть пострадавших, лишившиеся семи квартир. Общий ущерб от действий мошенников оценили в 23 млн рублей.

Жертвы - одиночки

Шесть пострадавших – шесть схожих судеб. Все пострадавшие злоупотребляли алкоголем, не работали, практически не общались с родственниками, некоторые имели долги. Все эпизоды развивались примерно по одинаковому сценарию. Мошенники находили своих одиноких жертв. Знакомились с ними под разными предлогами, напрашивались «пожить», либо просто приходили в гости. Приносили еду, спиртное, вели задушевные беседы «за жизнь».

О том, как вышли на след мошенников и подробностях этого резонансного дела рассказал следователь по особо важным делам о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики СК России по Калининградской области Денис Долгошеев.

«Началось все с предпоследнего эпизода, с событий декабря 2020-января-2021 года. Очередного потерпевшего, злоупотреблявшего спиртными напитками, обманули с квартирой. Родная дочь, придя домой к отцу, застала там посторонних людей, которые сообщили ей о том, что отцу квартира уже не принадлежит. Женщина обратилась в правоохранительные органы. Возбудили первое уголовное дело. Стали разматывать клубок событий. Когда потерпевшему квартира уже не принадлежала, он периодически наведывался в точку возле Центрального рынка, где общественные организации периодически кормят бездомных. Там нашлись и другие потерпевшие от действий мошенников. Все пострадавшие, проходившие по делу, примерно описывали одного и того же человека, одни и те же обстоятельства, при которых они потеряли свое жилье. Истории оказались схожи. Так было открыто дело, пострадавшими по которому были признаны шесть граждан», - рассказывает следователь.

Пострадавшие рассказали, что знакомились с основным фигурантом по делу - Мусаевым, уроженцем одной из южных республик, - на территории Центрального продовольственного рынка, куда приходили в поисках заработка. Нанимались разнорабочими, грузчиками. «Работодатель» частенько расплачивался с ними дешевым алкоголем. В ходе общения выясняли, есть ли у потерпевшего квартира, имеются ли родственники, потом под надуманными предлогами приходили осматривать жилплощадь. Затем начинали убеждать: к примеру, мол, вот у тебя «трёшка», ты занимаешь только одну комнату, почему бы не сдать остальные моему земляку - у тебя деньги будут. И так к жертвам подселялся другой фигурант – Магерамов (в ходе следствия он умер от сахарного диабета – прим. ред.). Таким образом злоумышленники получали доступ в квартиру, фактически на законных основаниях. Найти документы на жильё и паспорта – было делом техники. После этого, получив сведения по квартире и нужные документы, начинали склонять жертву к продаже, дарению. Переговоры сопровождались совместным распитием спиртного и разговорами «по душам».

Нередко мошенники пытались убедить потерпевших продать имеющиеся квартиры, купить поменьше, а на остаток продолжать веселую беззаботную жизнь. Единственную даму среди пострадавших, у которых мошенники отняли целых две квартиры, - даже возили на «показы» в Светлогорск, увещевали, мол, будешь жить, как королева, у моря. Естественно, такие перспективы казались весьма заманчивыми.

Еще один вариант «развода» - обещание за квартиру ухаживать до смерти. Но потом вместо договора пожизненной ренты подсовывали документ о купле-продаже.

В пьяном угаре

Собственники квартир подписывали нужные мошенникам документы, не выходя из состояния пьяного угара. Затем документы подавали в МФЦ. И только в одном случае сотрудница многофункционального центра забила тревогу.

«У сотрудников МФЦ нет обязанности проверять, перепроверять, вступать в диалоги, переубеждать, отговаривать. Им принесли документы – если все в порядке по оформлению, они обязаны их принять, - объясняет Денис Юрьевич. - Но в одном случае сотрудница, женщина лет пятидесяти, поняла, что происходит что-то не то и поинтересовалась у потерпевшей: а вы понимаете, что вы ДАРИТЕ квартиру? Женщина сначала засмущалась, мол, договорились, что они за мной будут ухаживать, а после смерти квартира перейдет им в собственность. Но сотрудница МФЦ указала ей, что передавая документы, собственница фактически с этого дня перестает быть владеть недвижимостью».

Увидев, что «клиент задергался», группа предпочла быстро свернуть разговор и покинуть МФЦ. Но от далекоидущих планов, конечно же, не отказалась. К делу подключился сотрудника полиции – участкового Ошарова, проходящего фигурантом по последнему эпизоду. Его привлекают для того, чтобы успокоить потерпевшую и снять подозрения. Группа поехала уже в другой МФЦ вместе с риэлтором, в одной машине. Потерпевшая успокаивается и сдает документы. Сотрудник полиции в тот момент находился в отпуске, но в МФЦ приехал по форме, как полагается.

«Обстоятельства, при которых полицейский познакомился с группой, доподлинно не известны,- подчеркивает следователь по делу. - Но Ошаров являлся участковым уполномоченным полиции, некоторое время он перекрывал участок оперативного обслуживания, в который входит Центральный рынок. Поэтом резонно предположить, что там он и познакомился с главным фигурантом Мусаевым. На момент задержания у экс-участкового имелась точка по ремонту мобильных телефонов на территории рынка. Так же следствие выявило тот факт, что в отношении Мусаева в полицию было несколько заявлений, и все они находились на рассмотрении у Ошарова».

С глаз долой!

Мошенники делали всё возможное, чтобы после подписания документов их жертвы пропадали из поля зрения. В нескольких случаях бывших владельцев жилья увозили в область на хутор, оставляли их там на период регистрации сделки и последующей продажи квартиры добросовестным покупателям. После этого потерпевших фактически оставляли на произвол судьбы.

На хуторе оказался и фигурант дела 2021-года. Туда его отвезли «отдохнуть», не забыв при этом снабдить изрядной дозой алкоголя. «Клиент» пил столько, что в какой-то момент дошел до состояния, когда просто физически больше не смог «принимать на грудь». И вот тогда в слегка протрезвевшем разуме и появились мысли, что во всей этой ситуации что-то не так. Мужчина улучил момент и сбежал с хутора, отправившись к дочери.

Потерпевшая в последнем эпизоде, лишившаяся сразу двух квартир, тоже практически всю жизнь провела в пьяном угаре. Женщина с 2003 года состояла на учете в наркодиспансере. На учет ее поставила собственная мать, которая умерла в 2018 году. После смерти матери потерпевшая окончательно опустилась, продолжала пить, и через три года в ее жизни появились мошенники, позарившись на две квартиры. У женщины есть дальние родственники, живущие в Калининградской области, но отношения в силу привычек потерпевшей были сложными. Не удивительно, что одинокой пьющей женщине было в радость, что вокруг нее появились «доброжелатели», которые кормят, поят, одевают возят на природу отдохнуть, суетятся.

Лишившегося квартиры в 2021 году убеждали в том, что дочери он не нужен, что она хочет избавиться от отца, сдав его в психушку, и забрать себе квартиру. И даже устроили ему любовное приключение, убедив, что он нравится жене главного фигуранта, помогли мужчине купить обручальное кольцо.

«По всем потерпевшим были проведены психолого-психиатрические экспертизы, которые показали, что на момент совершения сделок, подписания документов все они не осознавали, что делают, не понимали юридических последствий», - подчеркивает следователь.

По трем эпизодам из шести группе помогала профессиональный риэлтор. Она непосредственно организовывала сбор документов, визиты в МФЦ, сопровождала в МФЦ потерпевших и фигурантов. Она же инструктировала, как себя вести с добросовестными покупателями.

На стадии следствия были приняты меры по наложению ареста на квартиры. После того, как приговор вступит в законную силу, будет возможность обратиться в гражданское судопроизводство для того, чтобы вернуть недвижимость. Вместе с тем двое потерпевших на стадии следствия смогли добиться признания этих сделок незаконными. В том числе в связи с тем, что лицо, на которое они переоформили эти квартиры – на жену главного фигуранта Ураимову - стала сотрудничать со следствием, заключила досудебное соглашение, признала претензии, и на этом основании судом было принято решение о том, чтобы эти квартиры вернуть. Но по более старым эпизодам квартиры уже сменили несколько собственников. Поэтому нужно будет учитывать еще и интересы добросовестных приобретателей. Например, одна из квартир нынешним собственником приобретена по ипотечному договору.

Судьба потерпевших сложилась по разному. Один из них, военный пенсионер, на стадии следствия скончался от переохлаждения. Замерз на улице в состоянии алкогольного опьянения. Другой стал жить у своей дочери. Несколько человек отправились в ночлежки. Пить никто из пострадавших так и не бросил.