Найти тему
Аудио заметки

Улучшаем питание аудио системы с помощью Felix Audio Nothing REV: 2.0

ВСТУПЛЕНИЕ

Это не первый продукт Феликса, который попадает мне в руки. Пару лет назад я брал на тест оптосвитч, который до сих пор трудится в моей системе и «чистит» сигнал перед стримером, приходящий от роутера. Отлично чистит, кстати.

А вот в части питания системы у меня не все так радужно. Есть обычный немецкий сетевой фильтр, который подключен к одной из нескольких розеток в комнате, сидящих на одном автомате.

И каких только потребителей не подключено к этой сети, начиная с телевизора, заканчивая настольными лампами. Все это, конечно, чистоты питанию, мягко говоря, не добавляет.

Есть ли вообще смысл ставить кондиционер вместо фильтра и что это дает?

Nothing vs Brennensthul BF 3000
Nothing vs Brennensthul BF 3000

В какой именно момент мы начинаем задумываться о том, куда подключены наши недешевые устройства?

Полагаю тогда, когда уже мы собрали более или менее нормальную систему и от самих ее компонентов уже не ожидаем дальнейшего «роста». И нам кажется, что в системе есть еще «недоиспользованный потенциал», который спрятался где-то вокруг элементов вашей системы, а дальнейший существенный апгрейд элементов системы, допустим, выглядит финансово неподъемным.

Тогда начинаются игры с кабелями, «берегами» и прочей периферией, так или иначе участвующей в «жизни» системы. Хотя, предположу, что это сильно индивидуально.

Я всегда понимал, что питание важно и что его качество влияет на работу устройств и, в конечном итоге, на звук, хотя к имеющимся предложениям на рынке относился довольно скептически.

Толку от дешевых «улучшайзеров», как мне казалось, будет немного. А серьезные аппараты от именитых фирм по цене сопоставимы с серьезными источниками, ЦАПами и усилителями.

Ну и всегда оставалась доля определенного скепсиса из разряда «все это snake oil». Поэтому захотелось убедиться самому, работают ли подобные устройства или не очень.

ПОДРОБНЕЕ О NOTHING...

Кондиционер Nothing привлек мое внимание достаточно давно, на момент выхода еще первой версии.

Сейчас мне в руки попала уже вторая ревизия, которая в отличии от первой имеет (согласно описанию производителя):

  • увеличенную площадь (сечение) дорожек;
  • платы разнесены на большое расстояние друг от друга, на каждой плате свой магнитный материал;
  • существенно изменена разводка заземления - теперь это отдельная система фильтрации со своим магнитным материалом. Даже если в сети отсутствует заземление, система будет работать как Ground Box, осуществлять виртуальное заземление, фильтровать взаимные наводки по шинам заземления аппаратов, «разрывать» земляные петли.
-2

А вообще, если говорить о изначальной конструкции и схематике, то «фишки» Nothing заключаются в том (согласно описанию производителя), что в устройстве:

- отсутствуют любые радио элементы;

- фильтрация происходит в магнитном наполнителе, который расположен между платами с токопроводящими дорожками;

- дорожки на плате выполнены в форме бифилярных катушек и имеют нулевую индуктивность - отсутствуют фазовые искажения в форме сигнала. Нет эффекта «подавления динамики», имеющийся на классических LC фильтрах;

Дорожки на платах расположены взаимно перпендикулярно, что определяет коэффициент магнитной связи равный нулю - отсутствует сила, отталкивающая проводники с противоположным сигналом;

-3

- фильтрация на каждой розетке работает в обе стороны - взаимная изоляция компонентов аудио системы от перекрёстных помех;

- розетки разделены на группы - первые две предназначены для усилителей, остальные для слаботочных компонентов аудио системы;

- уровень фильтрации растёт с удалением розетки от инлета. Сама крайняя розетка предназначена для цифровых устройств.

ВНЕШНИЙ ВИД

Nothing v2.0 представляет собой «коробочку» 340 х 240 х 60 мм.

Боковые грани корпуса ребристые, что добавляет некой «хай-ендовской элегантности», что ли.

Nothing
Nothing
Nothing
Nothing

И аппарат, на мой взгляд, уже можно поставить рядом с каким-нибудь недешевым ЦАПом и усилителем, не сильно теряя в эстетичности.

Сзади находятся 5 розеток, в которых уровень фильтрации растет по мере удаления от инлета, как я уже сказал выше.

По рекомендации Феликса первые розетки больше подходят для подключения усилителей, а дальние для различных цифровых устройств. Но здесь нет строгих правил, можно поэкспериментировать и найти наиболее подходящую комбинацию на ваш вкус.

Насколько я понимаю, кондиционер довольно уникален. В какой-то мере подобные принципы используются в ряде изделий ведущих западных компаний, которые занимаются вопросами питания и стоимость таких устройств довольно высока.

Nothing
Nothing

Я не сомневался в том, что эффект от применения будет, основываясь на опыте использования оптосвитча Феликса. Вопрос был в том - насколько этот эффект окажется для меня положительным.

ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА:

Roon ROCK (Intel NUC) > оптосвитч Felix Audio mod.3 > Sonnet Digital Audio Hermes > Sonnet Digital Audio Morpheus > Burson Audio Soloist GT > Snorry Trion

Силовые кабели – WireWorld Aurora, межблок - Oyaide Tunami TERZO XX V2

Надпись на плате
Надпись на плате

Time to reorder is only a few hours! - гласит надпись в правом нижнем углу платы.

Я задал вопрос Феликсу об этой надписи и что она означает. Со слов автора речь идет о прогреве, так как "у магнитного фильтра есть эффект "намыва магнитного русла" в окружающей нас магнитной среде. Вот этот намыв и длится всего несколько часов после перемещения в другую систему, в другое место".

ЦАП и стример я подключал в 3 и 4 розетки соответственно, усилитель в 1ую, роутер в последнюю, а оптосвитч во 2ую. Хотя оптосвитч сам уже обладает необходимой фильтрацией, поэтому для него, думаю, не принципиально от какой розетки запитываться.

Кстати, аппарат не греется. Сколько ни держал его включенным, корпус так и оставался холодным.

ПРОСЛУШИВАНИЕ

На протяжении многих дней я пытался сформулировать самую главную на мой слух особенность Nothing. На языке крутится «звук из пустоты», но не знаю, насколько это передает суть. Это даже не «черный фон», а нечто иное. Нет ничего кроме самих звуков. С непривычки это вызывает даже легкий дискомфорт.

Такое ощущение, что часть звуковой картины, к которой ты привык, как будто ластиком потерли и оставили только «сами звуки» и все что было вокруг убрали как некий мусор.

С одной стороны звуки кажутся несколько «рафинированными», а с другой стороны они обретают бОльшую индивидуальность, очертание и локализацию.

Сам Мастер в слово Nothing закладывал смысл, связанный с конструктивными особенностями продукта, но мне хочется перенести это и на звук, звук из «Ничего».

Если говорить о конкретных примерах, то можно начать с Elif Caglar. Трек You Are Safe. Контрабас Harish Raghavan’а не пытается перетащить на себя одеяло, оставляя фокус на вокале, который звучит более живо и выразительно. Я уже привык, что бас немного доминирует и даже подгуживает местами, чего нет в случае использования Nothing. Здесь он более собранный.

Музыкальный материал
Музыкальный материал

Alboran Trio с великолепным альбомом Islands приобретают исключительную разборчивость, разделение инструментов и прорисовку мельчайших нюансов. А самое главное – великолепно контролируемый бас в первом треке Lex Voix S’en Vont, который также местами пытается играть «первую скрипку». С Nothing на мой слух улучшился его контроль и проработка. А треки Puerto Natales и Frug радуют обилием мельчайших деталей. Не то, чтобы они не были слышны без кондиционера. Просто на более «черном» фоне лучше заметно расположение и характер всех этих звуков. При переключении обратно на сетевой фильтр слышно, как обрезаются послезвучия, протяженность шлейфа тарелок, есть ощущение некой вуали. Дополнительно появляются какие-то микро шипения, фоны.

Японцы из Funeral Moth с альбомом Transience все также погружают в атмосферу спокойствия космического масштаба, только бас теперь изобилует более раскатистыми рррррр и лучшей нюансировкой. Разделение инструментов и звуков также получило слышимый «апгрейд».

Нельзя пройти мимо виолончели Truls Mork’а, которая в руках мастера проникновенно рисует ландшафты "Симфонии для виолончели" Эдварда Элгара, издавая звуки из полной «черноты».

Треки Re-Opening и Ritual трио Торда Густавсвена отыгрывается с большим количеством "воздуха" и великолепным разделение инструментов.

Kowloon Walled City с треком Grievances. Несколько раз переподключаю питание между кондиционером и фильтром. Очень по-разному воспринимается трэк. По-разному расставлены акценты. В случае фильтра слух фокусируется на бас гитаре, в случае Nothing на ритм-гитаре, в частности на одной протяженной ноте при повторении риффа. Здесь она четко выделена и слышна, в то время как с фильтром она затухает быстрее и "прячется" за бас... Воспринимаю это как более сбалансированное звучание.

Что с динамикой?

Частенько владельцы кондиционеров жалуются на потерю динамики, на общую мягкость и вялость подачи, в частности НЧ диапазона. Специально ставил "бодрые жанры" и коллективы типа Ad Nausem и Ulcerate для проверки. На мой скромный взгляд какого-то негативного влияния кондиционера я не услышал, в то время как общая разборчивость становилась лучше. Бас также оставался плотным и упругим при общем улучшении "читаемости" в этом частотном диапазоне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, стоит ли использовать данное устройство для улучшения звука системы? Ответ лично для меня очевиден. А учитывая стоимость относительно западных брендов - ответ более, чем очевиден.

Я думал, что у меня вполне хорошая сеть, и что фильтр Brennenstuhl делает свою работу. На практике оказалось, что улучшения возможны.

Что будет в вашем случае, прогнозировать не берусь, но надеюсь, что мой опыт окажется вам полезен.

-9