Если вы оказались на улице Чайковского в Санкт-Петербурге, то обязательно обратите внимание на ещё одно великолепие - "Зимний дворец". Несколько меньшего размера по сравнению с известным оригиналом на Дворцовой площади, но впечатляющей красоты - Дом Елизаветы Бутурлиной. Удивительно, что этот дворцовый комплекс был построен здесь ещё в середине XIX века и, что удивительно, до сих пор сохранил свой величественный облик. Мы погрузимся в историю и расскажем вам о нем подробнее. Звучит интересно, не так ли? Давайте начнем наше увлекательное путешествие в прошлое этого уникального архитектурного шедевра!
Встречайте дом Бутурлиной: шедевр архитектуры и загадочная связь с Васильевским островом
Когда мы сегодня взглянем на этот великолепный особняк, мы вряд ли представим, сколько секретов и загадок он хранит в своих стенах. Построенный с любовью и страстью в 1857-1860 годах, автором этого шедевра архитектуры стал непревзойденный мастер Геральд Юлиус Боссе. Но история этого дворца затронула множество рук и сердец, еще задолго до прихода Боссе на свет. А чуть ли не самым первым владельцем этого сказочного места был Василий Дмитриевич Корчмин. Возможно, вы уже слышали об интересной связи его имени с Васильевским островом. Легенда гласит, что на Стрелке Васильевского острова, в самом начале XVIII века, была создана артиллерийская батарея, получившая название Васильевского острова в честь Василия Корчмина. Историки до сих пор спорят о точности этой версии, но факт остается фактом: Корчмин вел командование на стрелке Васильевского острова, когда Пётр I обратился в своих письмах к "Василию на острову". А вот еще одна загадка, которую нашел свой отклик в судьбе особняк Бутурлиной. В то время, когда на его землях еще стоял неприметный одноэтажный деревянный дом со служебными помещениями, в 1844 году участок перешел во владение высокоуважаемой статс-даме Елизавете Михайловне Бутурлиной.
И это стало началом новой эпохи. В 1857-1860 годах архитектор Г. Э. Боссе возвел на земле ее ухоженного участка величественный особняк в стиле необарокко. Этот проект Боссе стал его лучшей работой, где каждая деталь фасада пропитана стилем и тщательно продумана. Он воплощает в себе исключительную красоту и утонченность, и до сих пор с негодованием взирает на тех, кто пытается отнять у него заслуженное признание. Легенды и тайны владения и возведения дворца Бутурлиной притягивают взгляды и замыкают в себе часть истории, которая, кажется, никогда не окончится.
Судьба дома после Бутурлиной: от имперского посольства до разрушения
Шедевр архитектуры претерпел множество перемещений и перемен со времен Елизаветы Бутурлиной. После того, как она покинула его, комнаты дома стали пристанищем для разных семей, каждый дарящий ему своеобразную историю. На протяжении почти полувека, с 1860-х годов по 1917 год, величественный особняк представлял знаменитое посольство Австро-Венгрии. Однако, в 1868 году, семья Ковалевских сняла комнату в этом многолюдном здании. В ней жила Софья Васильевна Ковалевская, математик, писательница и первая женщина, ставшая членом-корреспондентом Петербургской академии наук. Ее ум и талант оставили след в истории, а комната, где она проживала, до сих пор пропитана ее наследием. Но судьба дома далека от постоянства.
В первые дни Первой мировой войны, огромная толпа протестующих разгромила посольство, обрушив на него град камней и поджигая здание огнем. Пожарные, в то время, напряженно работали, чтобы предотвратить распространение огня на соседние здания. Они спасли множество стен, но не смогли уберечь дом от значительных повреждений.
После революции 1917 года, воспользовавшись своей возможностью, дом № 10 был превращен в жилье для военнопленных солдат. Времена были трудными, и печки в этом доме топили мебелью, чтобы согреть своих новых обитателей. Комнаты изнашивались, потерпевшие от разных трудностей, требуя ремонта и восстановления.
В 1924-1925 годах, понимая торжество его архитектуры над временем, здание получило статус государственного памятника.
В начале 1930-х годов, оно было реставрировано и превращено в многоквартирный жилой дом, новая жизнь которого начала завораживать. В 1940 году, в этих стенах проживал сам Михаил Моисеевич Ботвинник, известный шахматист. Однако, мирное время не продолжалось долго.
Во время блокады Ленинграда, нежданная бомба выбила фасад лицевого флигеля этого богатого особняка.
И все же, после Великой Отечественной войны, фасад был восстановлен, придав дому новое лицо. К сожалению, интерьеры исчезли, слившись с историей, но здание все равно продолжает привлекать взгляды местных жителей и прохожих. И на фасаде, где размещены каменные амуры, держащие совы, видно, что даже во всеобъемлющей тишине, любовь остается живой.
Удивительная архитектура особняка Бутурлиной: жемчужина барочного стиля
Впечатляющий особняк Бутурлиной завершил свое строительство в далеком 1860 году. Трехэтажный дворец поражал воображение своим великолепием и безупречным исполнением, став непревзойденным шедевром нового барочного стиля.
Особое внимание привлекает средняя часть фасада, которая изящно отступает в глубину, подчеркивая неповторимость здания. Боковые резалиты же восхищают своими фасадами, выходящими на улицу. Величественные лучковые фронтоны восхищаются в центре строения и на боковых ризалитах, придавая особняку неповторимую изящность и изысканность. На уровне второго этажа, между ризалитами, располагается просторная открытая терраса, которая непременно притягивает взгляды гостей и прохожих. Для ее ограждения использована решетка, выпполненная из пяти ажурных металлических звеньев, создающая очаровательный визуальный эффект. Особое очарование и роскошь особняку придают две статуи, которые величественно возвышаются на тумбах ограды. Фигурные вазы, установленные над главным карнизом на пьедесталах, придавали зданию неповторимую элегантность и привлекательность.
Трагедия заключается в том, что декоративные элементы, такие как герб владелицы, которые ранее красовались над аркой проезда во двор, утеряны со временем.
Однако, несмотря на это, особняк сохранил свою внешнюю красоту и великолепие до настоящего времени. Единственный сожалением остается утрата интерьеров, которые, к сожалению, не удалось сохранить.
Адрес: ул. Чайковского, 10, Санкт-Петербург
Рекомендуем также прочитать: