Найти тему
Хроники Ваддика

«Household Objects» или история утерянного альбома

Помню, что при первом прослушивании «Wish You Were Here» меня поразило обилие немузыкальных звуков, которыми наполнен этот альбом, увидевший свет в 1975 году. Словно «пасхальные яйца» они разбросаны по композициям, проявляясь порой в самых неожиданных местах. Много позже я узнал, что их гораздо больше, чем может показаться при первом прослушивании. Так совсем недавно в заглавной композиции, в которой можно услышать джазового виртуоза  Стефана Грпелли, на фоне ветра я расслышал едва различимые звуки партии симфонического оркестра, о которой когда-то узнал из передачи Севы Новгородцева. Как оказалось даже первые звуки пластинки, представляющие собой жутковатый гул, созданы пальцами, которыми водят по ободкам винных бокалов разной степени наполненности.

Почти  30 лет эта «музыка винных бокалов» была единственным материалом, записанным для альбома «Household Objects», доступным слушателям. Работа над этим загадочным альбомом началась в 1970 года, окончательно от идеи «Pink Floyd» отказались только в 1974 году, то есть уже после выхода «The Dark Side Of The Moon». Одним из факторов  успеха «Обратной стороны Луны» во многом стали качественные звуковые немузыкальные эффекты, отлично слушающиеся как на аппаратуре высокого класса, так и на обычном УКВ радиоприемнике. Их ненавязчивость и уместность раскрашивает композиции, делая их объемными, наполненными и интересными. Благодаря им каждую композицию буквально хочется рассматривать и  смаковать, словно картину, наполненную мелкими деталями.

Как же музыканты пришли к этой гениальной идее?

Обложка альбома «Household Objects» как ее видел Роджер Уотерс
Обложка альбома «Household Objects» как ее видел Роджер Уотерс

В 1969 году, группе пришлось сочинять новые композиции без участия Сида Барретта. Музыкального материала на полноценный альбом не хватало. Тогда во время своих выступлений музыканты на сцене пили чай под свист закипающего чайника, звуки радиоприемника и прочие бытовые шумы. Годом спустя в альбом «Atom Heart Mother» была включена композиция «Alan’s Psychedelic Breakfast», в которой использована запись процесса приготовления яичницы с беконом. Заканчивается альбом гипнотическими звуками  капающей из крана воды. Не смотря на то, что этот диск отметился на первом месте британского хит-парада, Ник Мэйсон охарактеризовал как «поиски правильного направления». Примерно в это же время и родилась идея «Household Objects».

Уже работая в студии «Abbey Road» в 1971 году, флойдовцы продолжали поиски различных звуков, разрабатывая шумовую тему «Психоделического завтрака Алана». Джон Леки, которому в то время было 22 года, и который в то время работал звукооператором, вспоминал: «Они целыми днями работали над тем, что сейчас называют «Household Objects». Они составляли и записывали аккорды, дуя в горлышками пивных бутылок разной степени наполнености, рвали газеты, чтобы создать ритмы и распыляли аэрозольные баллончики, чтобы воспроизвести звук хай-хета». Все эти звуки тщательно каталогизировались и на их основе даже делались демо-записи.

Потом «Pink Floyd» вернулись к обычным инструментам и записали  «Meddle», котором были применены некоторые из тех наработок, но конкретно звуки газет  и бутылочные аккорды остались невостребованными. Однако, хор футбольных фанатов записывался именно на стадионе во время футбольного матча.

Спустя два года «Pink Floyd» вернулись к идее «Household Objects». Они только что выпустили порвавший американские и британские чарты легендарный «The Dark Side Of The Moon». Когда же пришла пора делать новый альбом идей что писать ни у кого не было. Фактически по признанию Мэйсона группа находилась в творческом кризисе.

Алан Парсонс и Роджер Уотерс в студии "Abby Road". 1973 год
Алан Парсонс и Роджер Уотерс в студии "Abby Road". 1973 год

После выпуска одного из самых значимых в мировой музыке альбомов группа сосредоточилась на перезапуске проекта по созданию музыки из «домашней утвари». Совместно с Аланом Парсоном они записывали звуки метлы подметающей пол, часами добываясь нужного ритма, или добивались сочного звука топора, раскалывающего полено, или экспериментировали со звуком натянутых на спички резинок. Роджер Уотрес в интервью журналу «Zigzag» тогда утверждал: «Неважно из чего вы извлекаете звук: из гитары или водяного крана». Он настаивал, что новая музыка «Pink Floyd», «использующая топоры, будет, более чем просто хороша».

Однако именно Уотерс к концу года передумал и, как вспоминает Мэйсон перешел к «тактике оттягивания решения». По его мнению «Household Objects» были попыткой растянуть творческий процесс до тех пор, пока не появятся новые идеи.

В конце концов Уотерс решил, что стоит сделать альбом об отсутствии: отсутствии в группе одного из ее основателей Сида Барретта, отсутствии его уже почти бывшей супруги, отсутствии, по его мнению,  какой-либо  ответственности у его коллег по группе. Как только концепция «Wish You Were Here» более-менее сформировались «Household Objects» мгновенно были забыты. И только Алан Парсонс сокрушался: «Я был разочарован тем, что из этой затеи ничего не вышло».

Собственно теперь становится понятно, почему композиции «Pink Floyd» столь насыщены различными бытовыми и техническими звуками. Сказать правду: я сам запал на «Pink Floyd», во многом благодаря, всем этим взрывам, мегафонам, разбиваемым телевизорам и прочим «закадровым шумам», при прослушивании «The Wall». Правда, тогда и тем более теперь они получались менее затратными методами. Чаше всего использовались звуковые библиотеки, кое-что воспроизводилось на синтезаторах, кое-какие эффекты получались путем пропускания студийных записей через различные примочки. Словом звукоинженерам не приходилась устраивать сессии звукозаписи в часовом магазине или тщательно подбирать уровень пива в бутылке. Но факт остается фактом закадровые звуки и в сольном творчестве Уотерса, и в творчестве группы всегда были неотъемлемой составляющей частью их композиций. Это стало их фирменным знаком настолько, что без них слабый последний альбом «Endless River» совсем не воспринимается. Практически полное отсутствие «закадровых шумов», делает эту работой совсем нехарактерной для группы, не говоря уже о качестве музыкального материала, представленного на этом альбоме.

Пожалуй, единственный раз, когда «Pink Floyd» «реально заморочились» на запись немузыкального звука, это когда, уже без Рождера Уотерса, они в 1988 году совершили поездку на космодром Байконур чтобы записать звук взлетающего «Союз ТМ». Запись была сделана, но, насколько я знаю, она так и не была использована.

И все же материал «Household Objects» дошел до слушателя. В ремастеринговых изданиях «Dark Side of The Moon» и «Wish You Were Here» 2011 года были использованы  звуки записанные  Аланом Парсоном. Это и уже упомянутые поющие винные бокалы, это и звук рвущейся газеты в «The Hard Way» (3:10), и басовая партия, сыгранная  на резинках. Правда все эти «мелодии», звучат всего несколько секунд и мгновенно растворяются в фирменной флойдовской меланхолии, но прошли десятилетия прежде, и  они все же дошли до слушателей.

Думаю, что сегодня никто даже бы не стал «заморачиваться» на  запись натуральных звуков домашней утвари и шумов улицы. Зачем… когда все можно синтезировать или запрограммировать? Наверное, молодежи даже не понять, что все эти резинки, бутылки, топоры и стаканы, это – последние отзвуки того молодого и наивного «Pink Floyd», который со временем стал вполне солидной корпорацией. «Все это для того времени это казалось отличной идеей», - считает Уотерс. Так оно и было, да так оно и есть.