Завершаю цикл статей про особенности развития личности ребенка в зависимости от порядка рождения в семье.
“И так и сяк” - вот основная проблема средних детей.
Они чаще всего лишены бонусов, что есть у старшего и младшего. Но и побочек тоже, зачастую лишены)
Речь идет о тех случаях, когда разница между детьми меньше 10 лет!
Если младший рождается, когда среднему уже есть 10, то у него (среднего) уже сформируются к этому времени все плюшки и побочки от того, что он был младший. Про это была отдельная статья:
От среднего ребенка чаще всего ничего особо не ждут.
Он не является “проектом” для реализации родительских амбиций как старший. Хотя тоже не всегда. Может быть как раз в нем, например, папа видит себя и все чаяние и надежды помещает в него...
Но с ним и не сюсюкают как с младшим.
От него не требуют следить за младшим (ведь еще старший есть) и быть главным, но при этом он и не может командовать младшим, но должен слушаться старшего.
Получается дисбаланс прав и привилегий. Есть даже такой термин “комплекс среднего ребенка”. Конечно, это не диагноз, просто обобщение часто встречающихся особенностей.
Есть нюанс. Если дети разнополые, то могут быть отличия.
Например, средняя дочка, а остальные мальчики.
При этом у родителей есть убеждение, что девочки серьезные и ответственные, а мальчики раздолбаи по жизни.
Тогда девочку могут назначать главной в отсутствии родителей. И уже в конкретно этой семейной системе будет другое распределение ролей.
Девочка будет условно "старшей"
Какое-то время своей жизни средний ребенок ведь был младшим. И поэтому его неприязнь к следующему ребенку может быть очень выраженной, ревность просто огромной. Ведь младший “свергает” именно среднего с пьедестала.
Во избежание серьезной ревности между детьми смотрите:
Насколько рождение младшего будет травмирующе зависит от того, как до этого выстраивались отношения между детьми, насколько родители гиперопекали среднего.
Да и от разницы между детьми тоже много зависит.
По-разному будут раскрываться дети и меняться отношения между ними, если вот такие возраста детей:
9 лет, 7 лет, 1 год,
и вот такие:
9 лет, 3года и 1 год.
Если средний ближе по возрасту к старшему, то с ним будет больше конкуренция, а с другой сторону и больше общих интересов. А если к младшему, то с ним.
Родителям может не хватать ресурса на среднего ребенка.
Старший уже повзрослевший и самостоятельный, младшему первые годы нужно больше родительского внимания и времени, а средний остается за бортом. Часто эти дети чувствуют себя одинокими.
А к чему приходит это чувство одиночества?
В зависимости от его выраженности. Это может быть повышение тревоги, ребенок может болезненно реагировать на расставания, на критику, а во взрослом возрасте проваливаться в чувство отвержения при малейшем отказе.
Все побочные эффекты можно компенсировать, когда родители знают, на что направить свои усилия. Я про это много говорю в вебинаре “Братья и сестры: без конфликтов по жизни”: https://detologiya.com/conflicts
Средний ребенок растет в среде, где ему надо все время договариваться.
И в итоге у него самые прекрасные коммуникативные навыки, он самый гибкий в этом. Это его “суперсила”.
И чаще всего он более самостоятельный, это уже приятный бонус, вытекающий из одиночества
Но нюансов, конечно, много.
И в каждом ребенке важно стараться увидеть конкретно его!
Его характер, его особенности, его сильные стороны.