Найти в Дзене

«Опять эта домашка». Как помочь ребёнку делать уроки быстрее

Оглавление

Мнение насчёт домашнего задания расходятся: одни родители считают, что выполнение уроков — это личная обязанность ученика и предпочитают не вмешиваться, а другие вовсе выступают за их отмену. Разбираемся, сколько времени должно уходить на выполнение уроков, почему иногда дети засиживаются допоздна и как помочь организовать время ребёнка. Статья поможет школьникам и их родителям, а также тем, кто учится независимо от возраста, выполнять домашние задания быстрее и комфортнее.

10 минут или 3 часа? Сколько времени в норме должно уходить на уроки

По санитарным правилам и нормам в первом классе желательно освобождать детей от уроков, а со 2-го по 11-й год время на выполнение домашки не должно в среднем превышать 2,5 часов.

  • 2 и 3 класс — не более 1,5 часов в день;
  • 4 и 5 класс — не более 2 часов;
  • 6-8 класс — 2,5 часа в день;
  • 9-11 класс — 3,5 часа в день.

Почему ребёнок делает уроки допоздна?

Если школьник проводит за учебниками намного больше времени установленной нормы, то это повод задуматься над возможными причинами:

  • Сложность программы. Нагрузка в школах с углубленным изучением может быть намного выше, и не каждый ребёнок к такому готов. Если причина в этом, то требуется пересмотреть образовательный процесс, пообщаться с учителями и взять дополнительные уроки.
  • Проблемы с концентрацией. Часто мешает сосредоточиться ребёнку беспорядок на столе, неудобное рабочее место, постоянные уведомления на смартфоне. Помогите ему с организацией рабочего места, и ситуация улучшится.
  • Усталость. Возможно, в начале года подросток довольно быстро справлялся с уроками, но к середине у него накопилась усталость, снизилась способность концентрации на уроках, ребёнок стал рассеянным и нервным. Желательно больше двигаться, проводить время на свежем воздухе и уделять особое внимание восстановлению сил.
  • Отсутствие мотивации. Отмечайте пользу домашнего задания, хвалите ребёнка и напоминайте о приятных делах, которые ждут его после — наконец, можно будет поиграть в любимую игру на компьютере, сходить на прогулку или съесть вкусный десерт.

Популярные подходы к урокам

В России сформировалось разное отношение к домашнему заданию: одни дети ответственно подходят к урокам и стремятся как можно быстрее их сделать, чтобы оставшуюся часть дня чувствовать себя свободными. Другие же оставляют всё на последний момент из-за высокой внеучебной нагрузки или усталости.

Идеальной формулы не существует: у каждого свои наиболее продуктивные часы, да и график у подростков сильно различается. Одни дети после школы сразу идут домой, а другие на разные секции и кружки. Разобрали пользу и риски каждого подхода:

  • Сразу после уроков. Прекрасно, если ребёнок чувствует в себе силы делать уроки по возвращению домой: в памяти ещё свеж пройденный материал и потому выполнение уроков проходит легко и быстро. Но не каждому подростку этот вариант подходит из-за циркадных ритмов — подробнее о них мы рассказывали в статье Не учитесь так: вредные привычки, которые мешают детям и взрослым.
  • Спустя 3-5 часов. Иногда родители настаивают на отдыхе после школы, а порой и сами дети не готовы, став со школьной скамьи, вновь за неё садиться уже дома. Например, если подросток возвращается домой в  15:00, то за уроки он садится около 18:00. Мотивация при этом уже не такая высокая, ведь вечернее время приходится тратить на уроки, а не досуг в кругу семьи или общение с друзьями.
  • Перед сном или утром. Обычно такой подход характерен для тех, кто занимается спортом или творчеством, и проводит много времени на внеклассных занятиях, или ходит в школу во вторую смену. На первый взгляд, это не самое лучшее время, чтобы сидеть за учебниками, но если ребёнку комфортно в таком режиме, менять его не стоит.

✔️ Делимся практическими советами, как помочь подростку с домашними заданиями в нашем Телеграм-канале.

Как помочь ребёнку быстрее делать уроки

Как бы мы не относились к урокам, выполнять их всё же приходится всем, поэтому лучше всего, когда взрослые и дети выступают единой командой: родители поддерживают и мотивируют школьников, а подростки берут на себя ответственность за уроки и самостоятельно их выполняют. В этом вопросе трудно переборщить со свободой действий — чем быстрее ребёнок научится делать уроки сам, тем надёжнее он освоит требуемые навыки и будет легче с ними справляться. Не стоит выступать в роли жёсткого контролёра, а вот что точно не повредит:

  • Позитивный настрой. «Когда ты уже сядешь за уроки?», «Сколько можно тянуть?», «Сначала уроки сделай, потом поговорим» —  не самые лучшие фразы для положительной мотивации. Подчёркивайте, что всегда готовы помочь в случае трудностей в школе, и позвольте ребёнку самому вспомнить про уроки — вот он удивится 🙂
  • Не создавайте ситуации с ограничением по времени. «Делай математику, а то мы не успеем на музыку», «У тебя час на уроки, потом мы уходим», «Если не успеешь сделать уроки к четырём, в кино не пойдёшь!» — для многих детей это довольно стрессовые ситуации, которые выводят из равновесия и порождают нелюбовь к урокам. Любому человеку нужно время для того, чтобы включиться в работу, иногда достаточно пяти минут, а иногда и получаса мало. Учите ребёнка планировать время на уроки с запасом, чтобы не создавать условий с горящими крайними сроками.
  • Советуйте ребёнку чередовать сложное с простым. лучше начинать с лёгких задач — их можно сделать быстро и с удовольствием и настроиться позитивно на домашние задания, и уже после приступать к задачам посложнее.

Так выглядят домашние задания в Вебиуме: все задачи составляются под темы вебинара и проверены на соответствие демоверсии и кодификатора. Под каждым ответом подробные объяснения. Сложные задания из второй части проверяет лично наставник и даёт обартную связь каждому ученику ❤️

-2

Возьмите курс на полноценную подготовку по любому предмету с ноября или января. Заморозим для вас скидку и ответим на все вопросы.