Найти тему

Взять любой ценой

Взять любой ценой

Картина «HMS Шеннон» приводит в гавань Галифакса свой приз, фрегат «USS Чесапик».

Как мы знаем, в 1812 году англичане потеряли три фрегата при очень обидных обстоятельствах. От чего весь британский флот, от юнги до первого лорда Адмиралтейства, желал рвать и метать.

Одним из желающих рвать американцев был капитан фрегата «Шенно» Брок. Хотел так сильно, что даже кушать не мог. Он замучил команду тренировками по стрельбе. Два два в неделю команда палила из орудий, а остаток дня палила из ружей. В другой день тренировали унтеров и мичманов, утром - большие орудия, вечер стрелковое.

Брок тщательно следил за возможными противниками из «суперфрегатов». Но как назло «Президент» проскользнул и ушел в неизвестном направлении, а «Конституция» встала на длительный ремонт.

Но фрегат «Чесапик» в Бостоне был в строю и готовился к выходу в море!

Недолго думая, Брок написал письмо капитану «Чесапика» Лоуренсу и вызвал того на корабельную дуэль.

Время шло. Крейсируя вдоль берега и захватывая призы, Брок обнаружил как его команда начала сокращаться. Матросы отсылаемые с призами не бесконечные. Печально наступив на свой кошелек, Брок приказал не брать призы.

Лоуренс отмалчивался. Брок начал уже грызть планшир от нетерпения. А что если «Чесапик» так и останется в Бостоне?
«Шеннон» был в плавании уже 56 дней и у него начала заканчиваться провизия. Кроме того, экипаж начал уставть после двух месяцев в море.

Брок уже решил послать второе письмо с одним из пленных на лодке, когда ему сообщили – «Чесапик» выходит из гавани. На его мачте развевался большой флаг с надписью "Свободная торговля и права моряков".

По параметрам «Чесапик» и «Шенон» были очень близки. Оба на 38 орудий. Почти равные по длине. Разница была только в командах: 389 на «Чесапике» и 330 на «Шенноне». Правда из них 22 пленных рабочих с призовых судов, и 24 юнги, 13 и которых были младше 12 лет.
С другой стороны команда «Чесапика» состояла почти целиком из молодых матросов, без всякой практики.

В половине пятого вечера в 37 километрах   к востоку от Бостонского маяка, между мысами Энн и Кейп-Код начался бой.

Точные залпы «Шеннона» накрыли «Чесапик» с дистанции в 35 метров. В обломки мигом превратились руль, бортовые лодки  и часть такелажа. Американец мгновенно потерял управляемость и навалился на англичанина. Якорь «Шенонна» удачно зацепился за борт и заклинил врага.

Англичане открыли ураганный огонь. Через минуту взорвался бочонок у грот-мачты с мушкетным порохом. К этому моменту совокупно у американцев погибло более 60 человек.

Брок решил, что пора идти на абордаж, янки конец.
Лоуренс решил, что терять нечего и тоже пошел на абордаж.

Они встретились. Завязалось лютое человеческое месиво, в которое дополнительно с марселей палили солдаты. Но опыт абордажникков оказался на стороне англичан. Сказались тренировки.

Неожиданно на Брока с вант спрыгнули три американских матроса. Застигнутый врасплох, капитан убил первого, но второй выстрелил в него из мушкета, оглушив, а третий саблей раскроил ему череп, повалив Брока на палубу. Тут родная команда навалившись, отбила капитана. Его быстро потащили в каюту к хирургу.

На другом конце корабля почти одновременно смертельно ранили Лоуренса, которого унесли в трюм, где он и скончался. Его последним приказом было: "Не сдавать корабль!".

Через пару минут «Чесапик» сдался.

На борт "Чесапика" была посажена призовая команда, и "Шеннон" сопроводил его в Галифакс. Что мы и наблюдаем на гравюре.
Англия ликовала, она смогла наконец немного смыть с себя позорные плевки.

В сентябре капитан Брок был произведен в баронеты. Лондонский совет наградил его шпагой и кубком стоимостью по 100 гиней. И еще выделил 750 фунтов на увеселение. Правда после страшного удара в голову Брок уже не мог выходить в море и остаток жизни провел на берегу.

Капитан Лоуренс похоронен в Галифаксе с полными воинскими почестями.

Две трети абордажной партии, захватившей "Чесапик", были убиты в бою или получили тяжелые раны.