Цены на продукты постоянно растут, и все большая часть моих доходов уходит на пропитание. Решил начать экономить на этой статье расходов, составил для себя приемлемый список из советов, полученных от соседей-знакомых или из всезнающего интернета. Как правило, они даны или специалистами в области статистики, или психологами, или маркетологами.
Учет расходов и составление списков
Для начала организовал учет расходов (не только на питание, но и вообще всех). К питанию пока повышенное внимание, хочу определить основную статью расходов – на что больше всего тратится денег. Походы в кафе, молочная продукция, колбаса, вкусняшки.
Для этого составил под себя табличку в Excel, выделив те пункты, которые больше всего интересуют. Записываю в течение месяца, потом буду анализировать. Можно было, конечно, скачать какое-нибудь приложение, их сейчас много, но я решил сделать так, как нужно мне, ничего в этом трудного нет. Excel сам считает, достаточно вбить правильно формулы.
Здесь же стоит отметить и составление списка покупок перед походом в магазин. Очень, знаете ли, дисциплинирует. Для этого приходится прикидывать меню на ближайшие дни, зато никаких спонтанных покупок! Сумма чека сразу значительно уменьшилась! Так что учет и планирование - very good!
Ну и еще - не хожу в магазин на пустой желудок. Голод заставляет кидать в продуктовую тележку все подряд, а дома испытывать чувство глубокого сожаления – ну зачем взял, ведь не надо.
Не поддаваться на хитрости мерчандайзинга
Всем известно (а теперь и мне, причем на практике), что магазины прибегают к некоторым уловкам, для того чтобы заставить покупать все больше и больше.
Обращаю внимание и стараюсь не клюнуть на их удочку:
- Расстановка товара - самые нужные и повседневные (типа хлеба или молока) стоят в самых дальних углах магазина, чтобы по дороге к ним покупатель прихватил в свою корзину еще что-нибудь;
- Контрастное восприятие – зачеркивание старой цены и написание более низкой новой. Мозг покупателя сразу реагирует – надо хватать. Я давно обратил внимание, что этим грешат многие интернет-магазины, например, Озон - все товары продаются со скидкой в 90 %. Ага, как же, ищи дурака!
- Обращение к человеческой жадности – это когда «4 по цене 3», или «по 3 килограмма в руки». Тоже стараюсь не клевать на эту приманку, сначала подумаю, надо ли мне это и действительно ли выгодно;
- Расположение товара на полках – на уровне глаз обязательно будут выставлены самые дорогие. А за теми, что подешевле, надо наклониться к самым нижним полкам. Что я теперь и делаю, обязательно находя там что-то интересненькое;
- Игра цифрами. Все эти, казалось бы, смешные цены 99,99 руб. или 1999 руб. И снизили-то всего лишь копейку или рубль, а мозг неосознанно считает по-другому;
- Стоимость товара за 100 граммов. Вот это меня бесит больше всего – кажущаяся не очень большой цена на кассе выливается в кругленькую сумму, ведь товара-то не 100 г в упаковке, а гораздо больше.
Есть, конечно, и масса других хитростей, но я пока выделил для себя эти. И когда что-то беру подобное в супермаркете, про себя улыбаюсь – ага, знаем мы ваши 99 рублей!
Не поддаваться на хитрости производителя
К хитрым приемам прибегают не только магазины, но и производители товаров:
- Красивая упаковка. Цена товара в такой будет выше, чем в невзрачной коробке, а качество продукта не ниже. Кроме того, товар, продаваемый на развес, будет стоить меньше, чем упакованный. Проверено с калькулятором;
- Калькулятор пригодится и тогда, когда нужно сравнить стоимость молока или крупы, или чего другого, ведь сейчас можно встретить упаковки не по 1 литру или килограмму, а гораздо меньше (например, 970 мл). Поэтому при одинаковой цене выгоднее покупать тот продукт, который больше по объему или весу;
- Иногда бывает так, что две маленькие коробки стоят меньше одной большой при том же весе. Удивительно, но факт;
- Товар внарезку стоит всегда дороже. Да, к праздничному столу можно купить и нарезанную колбаску – красиво и аккуратно. Но ежедневно к завтраку мне нетрудно и самому ножом поорудовать.
Акции
Это, наверное, самые главный пункт экономии на продуктах. Сейчас все крупные магазины завлекают покупателей всевозможными акциями: одни на колбасу, вторые на сметану, третьи на мандарины.
Я скачал на телефон одно умное приложение, «Едадил» называется, и заранее интересуюсь – где, что и почем. Здесь тоже стоит действовать с умом, и не хапать все подряд со словом «акция», а только то, что действительно нужно прямо сейчас. Ну, или про запас, небольшой, конечно. А иногда бывает так, что по акции товар продается по цене, гораздо больше обычной. Так что мозг нужно включать всегда и везде.
Рациональное использование продуктов
Ну и, конечно, то, что куплено, должно быть употреблено полностью. Если покупается и выбрасывается – то какая уж тут экономия? Поэтому четко слежу за сроками годности, если и покупаю что-то с истекающим сроком - сразу стараюсь использовать. Что можно заморозить – замораживаю в морозилке: хлеб, овощи, бульон, зелень, лимоны, различные полуфабрикаты.
Вот кратко о том, что я сейчас использую в плане экономии на продуктах. Если у вас есть что добавить – пишите, делитесь своими премудростями. А если статья понравилась – подписывайтесь на мой канал и не скупитесь на лайки, мне будет приятно!