Найти тему

Ирина Шрайбер: «Я не умею жалеть о том, что сделано»

Мы, онлайн-школа WINbd, выпустили первый выпуск нашего подкаста «Кем стать, когда вырос?». Решили его запустить, чтобы посмотреть, какими путями люди находят свое призвание, как они выбирают, кем им стать, какие преодолевают сложности на этом пути и как достигают успеха. В онлайн-школе мы как раз помогаем людям найти свое призвание.

Герой нашего первого выпуска Ирина Шрайбер. Она физик-ядерщик, физик высоких энергий в прямом и в переносном смысле. С ней мы обсудили, как как ей пришла идея стать ученым, которая кажется не слишком очевидной, бывает ли у ученых синдром самозванца, когда работаешь с лучшими умами человечества над самыми сложными задачами и много чего еще. Мы думаем, что многие не знают, как устроена эта научная жизнь и всем будет интересно заглянуть за этот занавес. Приготовили для вас краткую выжимку нашей беседы.

Кто такая Ирина Шрайбер

Когда меня спрашивают, кто вы, я говорю, я физик-ядерщик, и это чаще всего людей в такой лёгкий ступор вводит, потому что женщина физик-ядерщик. Я и для физика, наверное, не очень обычно выгляжу, а если ещё какую-нибудь на себя шляпку надеть, то тогда эффект сразу моментальный. Я человек, который любит то, что он делает, который с удовольствием ходит на работу и на данный момент я учёный и руководитель проектов, лектор, ментор. Всего много, и это нельзя, наверное, обозначить каким-то 1 словом. Когда человек становится физиком, то это открывает очень много дверей и очень много возможностей.

-2

Про детство и юность

Я была девочкой, которая много в себе сомневалась, и, которая считала себя некрасивой, но умной! Вот умная и некрасивая девочка, которая не знала, что будет дальше делать, не знала, что выбрать, и не знала, кем хочет быть. Я очень много читала, я до сих пор очень много читаю, это для меня жизненная потребность, как пить есть, почистить зубы, вот почитать, она у меня существует, и она у меня существовала в детстве всегда. Я не люблю смотреть кино, потому что оно мне рассказывают, что там произойдёт, а в книге ты всегда можешь сам придумать себе, как выглядят эти герои, что с ними произойдет, то есть все равно существует другой вариант реальности, и он, скорее всего, отличается от того, что придумал автор, он твой личный.

Перед тем как заснуть, я ложилась, накрывалась одеялом и придумывала себе какой-то мир. Фантазировала, а как это может выглядеть, причём это не были какие-то фантастические истории, это было связано очень часто с жизнью, то есть это могло воплотиться в жизнь. Как я где-то путешествую или что-то изучаю, или, кем я работаю, причём это не было каким-то конкретным образом учёного или космонавта. Я когда-то хотела быть кассиром, мне просто нравилась эта машина, на которой вот эти кнопочки нажимают, мне было дико интересно, как это работает. Так что да, это было и о Вселенной, и о мире, в котором мы живём, я все время себе что-то придумывала.

Я училась на отлично до 9 класса, это не было для меня чем-то сложным. В 11 классе бессовестно прогуливала биологию, потому что мне не хотелось этим заниматься, мне было это не интересно, мне было интересно физикой и математикой заниматься. Совершенно не интересна была история, то, как она существовала в школьных учебниках советского типа.

Как выбирали университет

Выбирать нужно было что-то связанное с математикой или физикой. Представьте, в 90-е годы вообще с наукой очень плохо было в стране, потому что у страны были другие приоритеты. Самыми популярными профессиями в моё время были юристы, экономисты. Юристом я понимала, что не стану, это просто для меня невозможная вещь. Ну а дальше я поступала в МГУ на физика, мне не хватило 1 балла. Я поступила в МИФИ, меня брали туда без экзаменов. У нас вся группа, мне кажется, была из таких недоделанных мгушников с довольно хорошим уровнем знаний.

Путь в науку

Я собиралась уходить из науки. В этом смысле мне очень сильно повезло, что руководитель лаборатории института теоретической экспериментальной физики предложил поехать в лабораторию физики высоких энергий недалеко от Чикаго, называется “Фермилаб”. Когда я уже попала туда, тогда я поняла, что я хочу этим заниматься. И самым главным фактором являются люди. Я стала задавать себе много вопросов про Вселенную, как она существует, как это образовано, чем занимается физика высоких энергий, все эти большие ускорители, большой адронный коллайдер. Тут ты видишь этих умных классных людей, которые ночами готовы работать и заниматься наукой, это меня очень сильно увлекло. И сейчас я все время говорю о том, что мы преподаватели, когда учим студентов, должны их увлечь. Мы не должны научить формулам, мы не должны заставить их зубрить учебники, мы должны научить студентов любить и объяснить суть для чего это делается.

За свою 20 летнюю карьеру я разные стадии прошла. Когда приехала только в Чикаго, я вообще не понимала, о чем физика высоких энергий, физика материалов. В университете мы изучали совсем другую область, потом появилась физика частиц, это изучение строения материи, строения Вселенной, потом я ушла в ускорительную физику. То есть физики-ядерщики, которые изучают частицы, они используют конечный вариант, а для того, чтобы к этому прийти, нужна ускорительная машина, это тоже нужно понять, и там столько много областей. Чем хороша профессия учёного, опять же из-за этих горизонтальных связей. Все люди что-то не знают, я на одном уровне с этими людьми, просто эксперт в какой-то другой области, и тебе проще это перебороть, мне кажется.

Начало медийной жизни

Первый шаг в медийную жизнь я сделала, когда опубликовала первую научно-популярную лекцию. Я рассказывала про Церн, про то, как мы изучаем Вселенную. Я подготовилась и думала все время, что если это увидит кто-то из моих коллег, мне будет стыдно, потому что объясняла все на простейшем уровне.

Когда пришла в аудиторию, я поняла, что это были совершенно нормальные люди, которые слышали про Церн, про Частицу Бога и решили узнать, что это такое. Я поняла, что они меня не понимают, потому что это не их область, не в том смысле, что они глупые, а я такая умная, а в том смысле, что это не то, в чем они разбираются, и мне нужно учить совсем с нуля.

Моя цель - показать людям, что наука это интересно и очень важно. После того, как ты побыл в науке, тем более когда ты был физиком, тебе уже ничего не страшно, ты можешь быть кем угодно. Ты не ограничен этой областью, для тебя открыты практически все двери. Так не бывает в других профессиях. Если тебе захочется сменить направление деятельности, то ты можешь запросто это сделать.

Про то, сколько зарабатывают физики, как устроен обычный рабочий день ученого, как им удается переключать внимание, если они не могут перестать думать про свой адронный коллайдер и о многом другом, вы можете узнать в нашем подкасте по ссылке:

Слушать подкаст на Яндексе

Слушать на других платформах