Довольно часто, как на различных площадках в интернете, так и во время оффлайн встреч возникает вопрос о квалификации кадров в промышленном альпинизме. Очевидно, что квалификация начинается с обучения. Формальные общие требования к обучению даны в Правилах по охране труда при работе на высоте (приказ Минтруда 782н). Но проблема в том, что они действительно совсем «общие» и без разнообразных трактовок тут не обойтись. В конечном счёте каждый учебный центр сам решает сколько по времени будет занимать обучение, какие конкретные вопросы и в каком объёме будут рассматриваться, какие технические приёмы будут отрабатываться на практике, каковы будут критерии на экзамене. Соответственно возникают разнообразные программы обучения. И, наверное, все они в той или иной степени подвергаются критики общественности.
Большинство программ представляют собой своего рода «базовый курс» в ходе которого учащиеся изучают основные требования безопасности, осваивают определённый набор технических приёмов и получают первичные навыки применения СИЗ. Критики такого подхода указывают на относительно небольшую глубину получаемых знаний и некоторую ограниченность изучаемых приёмов. В какой-то степени с этим можно согласиться. Конечно, любому хорошему преподавателю хочется дать своим ученикам как можно больше, ведь чем больше человек знает и умеет, тем безопаснее он будет работать и увереннее чувствовать себя в различных рабочих ситуациях. Однако при составлении программы методистам учебных центров приходится соблюдать разумный баланс. Можно создать замечательный всеобъемлющий курс, но он будет продолжительным и, соответственно, дорогим. Практика показывает, что на такое обучение почти не найдётся желающих. Поэтому задача методиста создать курс, в ходе которого в сжатые сроки учащиеся получали бы необходимый минимум знаний и навыков, без которых просто нельзя начать работать.
Такой подход конечно подразумевает, что, приступив к работе, человек будет дальше развиваться и повышать свою квалификацию, как проходя различные дополнительные обучения (а такие есть), так и набираясь опыта. Ведь, как было сказано выше, квалификация начинается с обучения, но она не заканчивается обучением. Опыт играет очень большую роль практически в любой профессиональной деятельности. Нельзя требовать от учебного центра подготовки «опытного» работника, можно только «обученного» работника. Недаром Правилами предусмотрена стажировка. Да и во многих серьёзных компаниях новичкам поручают сначала самую простую и безопасную работу и увеличивают сложность задач по мере приобретения опыта работником.
Ещё один момент, вызывающий дискуссии, особенно, в последнее время – это введение элементов дистанционного обучения. Действительно, наша наука преимущественно практическая, а как можно передать практику дистанционно. Да и действующие Правила это напрямую запрещают. Однако, в любом обучении есть «теория» и есть «практика». И даже в нашей тематики есть теоретические моменты, которые не требуют какой-либо практической отработки. Например, изучение требований нормативно-правовых актов. Такую информацию действительно можно дать учащимся в рамках дистанционного обучения. Таким образом, грамотное введение элементов дистанционного обучения может сделать программу более гибкой без потери качества обучения. Естественно при этом, всё, что касается умений и навыков должно изучаться на практике.
В заключении хотелось бы обсудить одну расхожую фразу: «Друг научит лучше, чем учебный центр». Без излишних дискуссий скажем, что из любого правила есть исключения. И друг может научить как хорошо, так и плохо, так и учебный центр. Отличие учебного центра от конкретного человека заключается в том, что в учебном центре присутствует некоторая стандартизация процесса обучения. Если вы читаете хорошие отзывы про учебный центр, то велика вероятность, что и вас там обучат хорошо. Не даром существуют различные рейтинги учебных заведений. В случае конкретного человека всё становится очень субъективным.
Конечно, если вы хорошо знаете человека и понимаете, что он обладает большим опытом и постоянно совершенствует свои знания и навыки, а ещё и имеет преподавательский талант, то очень велика вероятность, что ваше подготовка в результате обучения у него окажется не хуже, а возможно и лучше, чем у выпускников учебного центра. Однако, малоизвестным вам людям в этом доверять не стоит. Слишком высоки риски.