Предисловие для непостоянных (новых) читателей.
Статья, которую Вы собрались прочесть, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой объясняет мироздание (то, как мир был создан) и мироустройство (то, как мир устроен и функционирует).
Начало темы.
В прошлых темах Азбуки мы уже неоднократно касались вопросов борьбы с пороками и вредными привычками, но делали это вскользь или в качестве отступления от основной темы исследования. Фрагментарность материала и его разбросанность по разным темам привело читателя к многим трудностям в понимании этой загадки. Полагаю, что данную проблему необходимо устранить перед окончанием третьего тома Азбуки. И мы приступаем к этому прямо сейчас.
Вопрос борьбы с пороками и вредными привычками в той или иной степени касается громадного множества людей, которые в своей жизни пытались бороться с ними, но потерпели поражение в этом сражении. Одни боролись с лишним весом или чревоугодием, другие пытались стать вегетарианцами, третьи боролись с курением, алкоголем или наркотиками, четвёртые - с сексуальным пристрастием, пятые - с игроманией, шестые - с ленью и различными другими чертами характера. Всех этих людей объединяет одно. Они потерпели частичное или полное фиаско. Даже по прошествии большого времени воздержания их вредные привычки и пороки не уходят насовсем и продолжают время от времени мучить человека.
Вышеуказанное в полной мере касается тех, чьи родственники и близкие лица борются или пытаются бороться с пороками и вредными привычками, но так же терпят неудачу. Само собой разумеется, что людей интересует вопрос: Что же они сделали не так? В чём же причина неудачи и поражения? Западная наука, пытаясь помочь своему народу, занималась поиском решения проблемы борьбы с вредными привычками и пороками.
Одна часть учёных исследовала физическое тело человека вдоль и поперёк, упёрто полагая, что именно в физиологии кроется единственная причина вредных привычек человека. Такие учёные вроде бы нашли биологические процессы, в той или иной мере связанные с вредными привычками. Но дальше никотинового пластыря и таблеток антипохмелина дело не продвинулось. Несмотря на потраченные миллионы науко-часов и миллиарды денег по всему миру, учёные физиологи так и не смогли создать таблетку, позволяющую бросить курить, пить, употреблять наркотики, играть в казино, сексуально изменять супругам, лениться и т. д. Учёные физиологи развели руками и сказали: проблема не в науке, а в плохой генетике человека. Такие пациенты пока неизлечимы и безнадёжны.
В области борьбы с лишним весом наука все же добилась некоторых результатов. Одним пациентам зашивали желудок (уменьшали его объём), другим подселили в кишечник недостающие породы микроорганизмов. Помимо этого, учёные физиологи принесли пользу людям, решившим стать вегетарианцами, установив, каких биологических элементов недостаёт телу и какие витамины желательно употреблять. Даже всемирно известный Джиду Кришнамурти, Индус по рождению и вегетарианец по Индийской культуре, проживая в Европе, носил сумочку с множеством различных витаминов. С другой стороны, крайне непонятно, как Европейские коровы, кони или козы являются полностью здоровыми без аптечных витаминов, питаясь только одной Европейской травой.
Вторая часть научного сообщества искала проблему борьбы с пороками и вредными привычками в совершенно другом направлении, т.е. в области сознания человека (психологи, психиатры). Медики пытались рассказывать пациентам о пагубности вредных привычек для физического тела, для единства семьи и психологического здоровья родственников, о финансовых потерях пациента и т. д. Можно смело сказать, что главным методом психологов является чувство страха пациента потерять что-либо ценное. «Кодировка» от пьянства основана именно на этом. Пациенту говорят об отравлении и смерти, если он выпьет. Самые продвинутые психологи используют гипноз (побочное явление месмеризма). С его помощью врач программирует физическое тело пациента на автоматическую рвоту после появления во рту вкуса алкоголя или табака. Пациент вроде бы бросает пить и курить, но сама жажда алкоголя и курения продолжает мучить некоторых пациентов на протяжении многих лет после гипноза, а кого-то и всю жизнь. Таким образом, полезный эффект достигается только частично, т.е. достигается воздеражание, но не избавление от вредной привычки.
Позицию и достижения Западной науки в общих чертах мы выяснили. Что же по этому вопросу может сказать Теософия? Западная наука пошла частично правильным путём, разделив на отдельные части проблемы в области физиологии и проблемы в области сознания человека. С древнейших времён мудрецы Востока и на протяжении 150-ти лет теософы фундаменталисты утверждают, что человек - это симбиоз материи и сознания. Значит, действовать нужно одновременно в двух разных направлениях. Возникает закономерный вопрос. Кто же из них больший «хозяин»: материальное тело или сознание, обитающее в нём? Чему же уделять основное внимание при борьбе с пороками?
В этом то и заключается проблема науки. Она отказалась выяснять, кто хозяин в каждом конкретном случае, объявив всех людей примерно одинаковыми. Мудрецы и Теософия утверждают совершенно иное. Они говорят о медленной и постепенной эволюции, а значит, все люди относятся к разным стадиям эволюционного развития. Никакого общего и универсального подхода быть не может. Это ненаучно.
Природа задумала так. Вначале в человеке хозяином является материальное тело с его инстинктами, а влияние сознания крайне слабо и слепо подчиняется желаниям тела. На следующей ступени развития сознание человека начинает понемногу брать контроль над инстинктами и желаниями в свои руки. Сознание начинает понимать, что не всё приятное является полезным и необходимо предпринимать попытки к самоограничению. На третьей эволюционной стадии сознание человека устанавливает полный контроль над своими материальными телами. Никакие инстинкты и приятные телесные желания не могут побудить такого человека к действию, если сознание умышленно не разрешит и не позволит этого.
Не выяснив вышеуказанного, наука крайне часто действует негодными методами, поэтому не достигает запланированного результата. Давайте рассмотрим вышеуказанные группы подробнее, а заодно сравним, одинаково ли трудно разным людям бросать один и тот же порок или вредную привычку.
1). Эволюционно малоразвитый человек полностью ассоциирует себя со своим физическим телом. Он вообще не видит и не понимает никакой разницы между телом и сознанием. Такой человек не может сказать: Это физическое тело, в котором я обитаю. Можно привести пример с автомобилем. Все мы понимаем, что автомобиль - это вещь, которую мы используем в своих целях. Автомобилю нужен бензин, масло, шины, запчасти, страховки и т. д. Всё это мы можем назвать потребностями или желаниями автомобиля. Несомненно, в той или иной мере мы их выполняем. Иначе автомобилем пользоваться невозможно. Человеку не придёт в голову ассоциировать себя с автомобилем или ассоциировать желания (нужды) автомобиля с желаниями его водителя (владельца). Мы чётко и однозначно понимаем, что это желания именно автомобиля. Мы можем с ними согласиться или нет.
В случае с эволюционно малоразвитым человеком дело обстоит иначе. Всё, чего желает физическое тело, он ассоциирует с собой. Он не думает: Это моё тело желает вкусно покушать. Он думает: Это я желаю вкусно покушать. Это не моё тело хочет секса, выпить, покурить, употребить наркотики и т. д. Это я хочу этих приятных вещей. Я таким родился. Это моё естество. Почему я должен с этим бороться и себя ограничивать в приятном? Обычные телесные удовольствия приносят такому человеку ощущение жизни.
У среднеразвитого человека, помимо простых телесных наслаждений, есть и наслаждения, которые можно получить в эмоциональной области, причём они могут быть даже более сильными, чем телесные. У ещё более развитого человека, помимо физических и эмоциональных наслаждений, есть ментальная область, где человек может получать удовольствия, связанные с красивыми идеями.
Высокоразвитому человеку довольно просто отказаться от грубых телесных наслаждений. Ведь у него останется множество умственных и эмоциональных наслаждений. Среднеразвитому человеку немного сложнее отказаться от грубых телесных наслаждений. Ведь у него останется только эмоциональный заменитель. Для него это более чувствительная потеря. А вот для малоразвитого человека отказ от приятных телесных ощущений является просто фундаментальной потерей. Ведь у него ничего нет взамен: ни удовольствий в эмоциональной области, ни в мире красивых идей.
Это вовсе не значит, что малоразвитый человек не способен испытывать эмоции или мыслить. Он не умеет лишь получать от этого удовольствие или не осознаёт потенциальных возможностей этого, считая эмоции и мысли придатком человека. Для этой категории людей любое ограничение в области приятных телесных удовольствий расценивается как сильная самоампутация или даже как частичное самоубийство. На месте потерянного телесного удовольствия образуется пустота, которая сама по себе является формой страдания.
Получается, для таких людей ситуация безвыходная? Ну, как минимум, она самая тяжёлая. Рекомендуется с детства приучаться к эмоциональным или ментальным наслаждениям, хотя бы в качестве хобби. Ведь это просто громадное поле деятельности. Имея заменитель в эмоциональной или ментальной сферах, отказаться от телесного наслаждения намного проще. В мире эмоций это красота, служение, музыка, искусство, правда, справедливость, получаемая человеком за труд (помощь) похвала, благодарность, признательность. В ментальной области это открытия, первопроходчество, философия, наука, политика, порядок, истина, история, великие идеи человечества и т. д.
Если заменить телесное удовольствие эмоциональным или ментальным не получается, тогда необходимо искать замену в области физических удовольствий. Но найти безвредную или даже полезную альтернативу простому и дешёвому чревоугодию, алкоголю, курению, наркотикам, сексу крайне сложно. Для того чтобы сдерживать себя от приятного телесного соблазна, может оказаться полезным внешний и сильный стимул. Таким сдерживающим фактором может быть административное или уголовное наказание за плохое деяние, т.е. страх перед репрессивной системой государства. С другой стороны, сдерживающим фактором могут быть религиозные запреты на те или иные поступки, основанные на страхе перед Аидом. Также неплохим стимулом может быть грозящее общественное порицание за действие, запрещённое культурой или ценностями общества, в том числе страх быть изгнанным из общества и остаться в одиночестве.
Страх - не самое лучшее средство с точки зрения эволюции по сравнению с уважением или любовью. Например, стимулом к поступку (воздержанию) может быть уважение или любовь к идеалам, ценностям. Самым известным идеалом в мире является уважение и любовь к Богу. В СССР была воспитана любовь и уважение к высокому статусу советского гражданина и коммунистическим идеям, а в Европе - к званию джентльмен (леди), кабальеро и т. д. Но вовсе не является редкостью ситуация, когда ничего из вышеуказанного (ни замена вида удовольствия, ни внешние стимулы в виде страха, ни любовь и уважение) не приносит эффекта.
2). Теперь кратко взглянем на две другие эволюционные категории людей. Среднеразвитый человек достиг полного самосознания. Он чётко и однозначно понимает свою личность (индивидуальность) среди остального человечества. Умственно (логически) такой человек понимает или принимает на веру, что он нечто нематериальное (сознание), временно обитающее в материальном теле. Например, такой человек чётко понимает, что это физическое тело испытывает жажду, а не он (сознание, живущее в теле).
Такой человек анализирует свои пристрастия на предмет их полезности, нейтральности или вредности. Полезные и нейтральные он оставляет, а с вредными пристрастиями планирует бороться. Казалось бы, всё просто. Такому человеку нужно лишь понять, что такое порок, а что такое добродетель, что полезно, а что вредно. Здесь то и скрываются подводные камни. Человек лично или человеческое общество в совокупности склонны спорить с мудрецами (Сверхлюдьми и Господами) и ставить под сомнение их список гарантированно и безоговорочно неполезных поступков (порождающих болезненную карму).
Человек и общество очень часто склонны при помощи фальшивой логики (словоблудия) переводить вредное действие в категорию нейтральных или даже полезных. Например, Западное общество приучило себя считать заповедь "не убий", распространяющуюся только на человеческое царство. Причём Русские недавно были удивлены, что США и Европа ещё больше сузили рамки религиозного греха до "не убий лишь Американца или представителяих колоний (Европа, Япония, Израиль)". Всех остальных убивать можно, причём в любом количестве, которое потребуется.
Другим извращением логики является утверждение, что человек, покупающий мясо в магазине (шубу, кожаные изделия) не причастен к плохому деянию, связанному с убийством животных. Третьим примером является убеждение в существовании благородной лжи или благородного убийства. Подобных примеров можно привести множество.
Также среднеразвитому человеку свойственно оправдывать явно вредные привычки степенью их кажущейся безвредности. Нередкими являются следующие высказывания: а) я не алкаш, а просто выпиваю; б) я выпиваю, но работаю; в) хорошего человека должно быть много (толстый); г) я не наркоман (алкоголик), захочу - брошу; д) секс мужчины с любовницей - это не измена и т. д. Главными удовольствиями среднеразвитого человека обычно являются либо эмоции, либо мысли. Телесные удовольствия являются лишь приятным дополнением.
3). Эволюционно высокоразвитые люди полностью и однозначно отделяют себя (сознание) от того тела, в котором они обитают. Они могут даже сказать: Мое тело желает того или иного, но именно я (сознание) решаю, что ему позволить, а чего нет. Этот человек основные удовольствия получает в мире идей, а эмоции и телесные наслаждения воспринимаются как приятное дополнение. Такая категория людей, как и предыдущая, не желает бороться с вредными привычками, находясь в состоянии обмана или самообмана относительно их вредности или нейтральности.
Теперь перейдём от людей, которые ещё не хотят бороться с пороками и вредными привычками, к тем, кто на это уже решился, но потерпел неудачу. Почему же бросить что-то не получилось вовсе? Или почему, воздерживаясь от соблазна, желание продолжает мучить человека годами? Все случаи разные, но громадное множество причин неудачи кроется в том, что человек неправильно борется с пороком или вредной привычкой. Проще говоря, он не понимает особенностей человеческого устройства, поэтому действует негодными методами.
Такие действия можно сравнить с борьбой против сорняков путём отрывания верхушки растения. Вроде бы сорняк уничтожен и выброшен на помойку, но через некоторое время он вырастает снова. Человек опять отрывает верхушку, но сорняк отрастает заново. Специалист сельского хозяйства скажет, что нужно найти корень сорняка и выдрать его. Тогда борьба безвозвратно окончится. Но где же искать «скрытый корень» порока или вредной привычки? Мудрецы Востока и Теософы давно дали ответ на этот вопрос. Они утверждают о необходимости совершить несколько действий в строгой последовательности, чтобы победить порок или вредную привычку. Невыполнение этих правил приводит к частичной победе или вовсе к поражению.
Мудрецы и Теософы утверждают, что если человек решил побороть порок или вредную привычку, то вместе с сознанием человека сделать аналогичное должны ещё несколько существ. Минуточку. Кто они такие? Может быть, соседи слева и справа? Может муж (жена) и дети? Или же домашняя собака с кошкой?
Нет, не угадали. Этими загадочными существами являются наши собственные тела. Пока они не бросят вредную привычку, то будут продолжать мучить нас (сознание человека). Как же это понимать? А вот так. Во-первых, у человека множество отдельных тел, а именно: а) плотное физическое, б) эфирное, в) астральное, г) ментальное и т. д. Несмотря на то, что в состоянии бодрствования все они слиты воедино, технически они разные и условно независимые тела. Но и это ещё не всё. В вышеуказанных телах мы (сознание человека с таким-то именем) вовсе не единственные жильцы и обитатели. Как же это так?
Да вот так. В каждом из вышеуказанных тел, помимо сознания человека, обитает ещё одно малоразвитое существо. Теософы называет его «телесным элементалом». В данной Азбуке оно называется «минисознанием тела». Официальная наука называет его подсознательными системами организма, но суть одна и та же. В отличие от сознания человека, способного перемещаться из одного тела в другое, минисознание каждого из человеческих тел находится в своём теле постоянно. Если оно его покинет, то тело погибнет. Именно минисознание управляет всеми телесными процессами и поддерживает жизнедеятельность тела. Кстати говоря, у планеты Земля тоже есть несколько отдельных сознаний, каждое из которых управляет всеми процессами одного из тел планеты.
Минисознание можно сравнить с управляющим дома, который его никогда не покидает при жизни. Ещё раз хочу напомнить, что у каждого из тел человека без исключения есть своё собственное минисозание, а не одно на всех. Несмотря на то, что плотное физическое и эфирное тела нераздельны, на нынешней стадии эволюции у каждого из них есть своё отдельное минисознание. Ночью, когда сознание человека уходит в астральное тело, минисознание физического тела видит свои сны, а минисознание эфирного тела видит свои собственные сны. Иногда они смешиваются между собой, образовывая сумбур и кашу.
Согласно утверждениям мудрецов и теософов, бороться с пороком и вредной привычкой должно начать сознание самого человека. Это первый этап многоступенчатого и последовательного процесса. Причём эта борьба должна быть начата в области ума. Именно в ментальном теле находится «тайный корень сорняка», который нужно найти, выдрать и выкинуть. Иначе победа не будет достигнута или будет только частичной. Для того чтобы не было сомнений в вышесказанном, приведём пояснительный пример. Человек употребил вкусную еду, напиток, курево, наркотики, секс и получил приятные ощущения (наслаждение). Ум человека, т.е. его ментальное тело, сохранило в памяти предмет и приятное наслаждение. Причём между предметом и наслаждением ум проложил мысленную связь (соединил их цепью).
Каждый раз, когда человек видит объект, который в прошлом вызвал наслаждение, этот объект поднимет в памяти мысль о наслаждении, которая привязана к нему цепью. Это действует и в обратном порядке. Когда человек думает о наслаждении, ум достанет из памяти привязанный к наслаждению объект: еда, алкоголь, сигареты, деньги, секс и т. д. Чем больше человек получает удовольствие от одного и того же предмета, тем соединительная цепь между этими двумя идеями становится всё толще и крепче.
Бросать вредную привычку или порок необходимо с разрушения соединительной цепи в уме человека. Это стадия обнаружения и выдёргивания «корня сорняка» в сельском хозяйстве. Человек не может бросить то, что считает приятным, иначе мысль об этом будет продолжать его манить и обжигать желанием. Мудрецы Востока и теософы утверждают, что полностью не разрушив связь между наслаждением и манящим предметом, человек занимается самоистязанием и бесполезным делом. Ему только кажется, что он борется с пороком. На самом же деле этого не происходит.
Пояснительный пример. Человек, поддавшись моде и рекламе по телевизору, пожелал стать вегетарианцем. Желание быть модным как внешний сдерживающий фактор помогает ему воздерживаться физически от употребления мяса. Но от увиденного шашлыка и от появляющихся мыслей удовольствия в голове слюни у него текут ручьём. Это и есть классический пример самоистязания. Такой человек не разрушил мысленную связь: удовольствие — мясная пища. Он сразу же перепрыгнул к стадии воздержания. Со временем этот человек удивляется, почему желание съесть мясо его мучает и не даёт покоя? Когда желание быть модным вегетарианцем утихнет и истощится, человек сдаётся и снова становится мясоедом.
Теперь посмотрим, как надо делать правильно. Сначала сознание человека в своём уме уничтожает связь между наслаждением и конкретным предметом, его вызывающим. Человек должен объяснить самому себе (своему уму), что порок или вредная привычка действительно вредная. Для этого на Востоке используется медитация, а Западный человек может пользоваться логикой и размышлением о негативных последствиях вредной привычки. Доводы и аргументы человек может приводить, какие найдёт, но они должны быть настоящими. Поверьте, Ваш ум не сдастся просто так и вдобавок быстро. Ситуация изменится только под весом неопровержимых фактов и утверждений.
Например, человек может утверждать, что употребление мяса - это плохо, так как по факту это убийство, порождающее плохую карму. Если эта мысль будет не фальшивой, она будет повторяться долгое время, а не будет высказана единожды, то со временен ум уступит и отвяжет ярлык удовольствия от всей мясной пищи. Помимо этого ум привяжет к ней другой ярлык: «страдание в будущем от кармы».
Природа придумала и естественный механизм разрушения неверных мысленных связей в уме. Если человек пострадал от предмета наслаждения, например, болезни лишнего веса, цирроз печени от алкоголя, уничтоженные лёгкие от курения, гниение тела от наркотиков, распад семьи от сексуальной измены, банкротство от игромании, увольнение с работы из-за лени, то ум человека самостоятельно разорвёт им же самим созданную цепь. Теперь к еде (алкоголю, курению, наркотикам, сексу, деньгам, лени) он прикрепит ярлык «страдание». А человек обычно стремится держаться подальше о того, что вызывает страдание. Это и есть так называемый естественный природный механизм для сильно упрямых людей.
Переходим к второму этапу сражения. Многие люди могут сказать, что в своём сознании они поняли вредность привычки и борются с ней, но она всё равно не уходит и продолжает манить человека, в том числе снится во сне. Что же человек теперь сделал не так? Ответ кроется в самом вопросе. Сознание человека поняло вредность и пагубность порока. А вот минисознание ментального тела этого ещё не поняло. У каждого из тел человека есть такое явление, как инерция, она же привычка. Минисознание привыкает к повторяющемуся типу поведения, эмоциям, мыслям и автоматически стремится их снова воспроизвести. Нестандартное (новое) поведение минисознание считает временным неудобством, которое необходимо переждать или перетерпеть.
Налицо явное противоречие. С одной стороны, сознание человека признало мысль вредной и желает воздерживаться от нее, а минисознание ментального тела человека считает это же воздержание ненормальным положением дел, которое необходимо перетерпеть или переждать. Вот так новость! Что же делать в данном случае? Можно ли объяснить минисознанию, чего хочет хозяин (человек)? К сожалению, легкого пути нет. Минисознание - это примитивное существо. Оно поймёт изменения в поведении только тогда, когда будет наблюдать его очень долго. Так как все люди разные, то и времени для переубеждения минисознания нужно разное количество. Одному потребуется месяц, другому - несколько, третьему - полгода, а четвёртому - ещё больший срок.
Человек должен собрать всю свою силу воли, все свои внешние стимулы и строго терпеть, не поддаваясь вредной привычке. Если же человек уступил искушению, то должен начать воздеражание снова. Когда энерция ментального тела сильно ослабнет и когда минисознание поймёт, что новое поведение хозяина тела не есть временное увлечение, а новый образ мышления, тогда минисознание само перестроится под это. Старое направление мышления (порок) минисознание будет вопринимать чужеродным, а новый вид мышления человека - нормльным и естественным.
Если же порок был только в области ума (ментального тела), тогда Вы полностью победили. Старый тип мышления уничтожен и больше не будет Вас тревожить. Полностью же ментальное тело человека освободится от порочной мысли примерно через год (у пожилых людей позднее). После этого времени не останется даже семени порочной мысли, и эта зараза не перейдёт вместе с Вами в новую реинкарнацию.
Если же порок или вредная привычка находится не в ментальном теле, а, например, в эмоциональном (злая эмоция), то после победы над ментальным минисознанием необходимо воздерживаться дальше, пока вышеуказанные выводы не сделает минисознание нижестоящего астрального тела. Инерция астрального тела априори больше, чем у ментального, поэтому времени для победы потребуется больше, а также потребуется пара лет вместо одного, чтобы полностью избавиться от зародышей (семени) вредной эмоции в астральном теле.
Если же порок или вредная привычка находится ещё ниже, т.е. в физическом теле (чревоугодие, алкоголь, курение, секс, наркотики и.т.д.), то терпеть придётся ещё дольше. После победы над астральным минисознанием нужно будет победить (переубедить) сознание эфирного тела, а только потом минисознание плотного физического тела. В общей сложности на такое переубеждение в совокупности могут потребоваться месяцы, год, а то и несколько лет. Полное избавление физичекого тела от зародышей телесного влечения произойдёт примерно через 7 лет (у пожилых позже).
Вот как выглядит путь мудрецов Востока и теософов по борьбе с пороками и вредными привычками. Он начинается с ума человека, а затем следует короткий или долгий период строгого воздержания от порока или вредной привычки, в зависимости от количества тел, которые этим затронуты. Постепенно происходит облегчение вследствие того, что минисозания тел делают свои выводы и перестаривают привычное функционирование управляемых ими тел. Когда последнее затронутое тело полностью избавляется от зародышей порока (материальные частицы), тогда человек может праздновать окончательную победу. Этот порок больше не будет его тревожить в этой жизни и не появится в следующей. Если же человек не прошёл последовательно вышеуказанные этапы, но воздерживался от порока, то он не только его не победил, но этот порок может проснуться в новой реинкарнации и снова мучить человека.
Последняя ремарка. Нельзя победить порок или вредную привычку, заковав физическое тело в цепи. Ведь корень порока спрятан в ментальном теле человека, т.е. в его уме. Также порок нельзя победить сильным желанием, ведь оно относится к Астральному миру, а корень порока находится ещё выше. Желание и сильная воля могут быть лишь орудием воздержания, но не могут являться средством победы в уме человека.
Справочная информация.
Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (темы №100 - 196). Второй том называется «Азбука Теософии» (темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (темы №1-26).
Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.
При создании данной статьи использовались частично или полностью изображения следующих авторов: