Найти тему
Бизнес Платформа

"Расчехлили ковидные стратегии, собрали штабы" - как частный бизнес в России пережил 2022-2023

Оглавление

«Как частный российский бизнес пережил 2022 и 2023 год» — аналитики консалтинговой группы «ЭКОПСИ» и Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ) опубликовали результаты исследования в формате интервью с участием 22 СЕО компаний с общим числом сотрудников более 250 000 человек и объемом выручки более 630 млрд рублей.

Оно задумывалось как «летопись» 2022-2023 годов для частного бизнеса в России, которая поможет предпринимателям в предстоящие периоды турбулентности: проанализировать удачные стратегии и применить этот опыт в будущем.

С точки зрения бизнес-результатов, негативные ожидания не оправдались: в 2022 и 2023 гг. СЕО видели и видят окно возможностей для бизнеса. Однако уровень стресса СЕО растет: если в 2020 год средний показатель составил 5,8, то в 2022 году – уже 7,9. что превышает уровень стресса остальных сотрудников.

Профессор Департамента организационного поведения и УЧР Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Сергей Филонович: «Это исследование, с одной стороны, раскрывает особенности реакции российского бизнеса на турбулентность последних лет, а с другой – является важным вкладом в летопись формирования бизнеса у нас в стране. Нельзя допустить, чтобы накопленный опыт был утрачен. Он еще не раз пригодится».

Управляющий партнер «ЭКОПСИ» Марк Розин: «Важным открытием для нас стало: годы, которые мы называли кризисными – таковыми не являются. Да, это были годы большого стресса и поиска новых смыслов, но вместо ожидаемого кризиса перед компаниями отрылся спектр уникальных возможностей. И методы управления в этот год были далеки от кризисных: реже директивный стиль лидерства – чаще коллегиальный и дискуссионный».

Самыми большими трудностями, с которыми пришлось столкнуться в указанный период, участники назвали события 24 февраля и частичную мобилизацию. Также среди вызовов, с которыми столкнулись почти все: разрывы цепочек поставок, санкции, волатильность курсов валют, необходимость искать новых поставщиков оборудования, отток людей. Несмотря на появление азиатских партнеров, российские CEO называют серьезным вызовом «будущего» износ оборудования и необходимость со временем полностью менять производственные цепочки.

Две самые распространенные реакции CEO на 24 февраля 2022 г. соответствуют классическим реакциям человека на стрессовую ситуацию: бей, беги или замри’. Убежать от слома картины мира практически невозможно, психике остается два варианта: замереть или бить.

«Били» те первые лица, которым уже приходилось пройти в роли CEO 2-3 кризиса. Они сразу перешли к активным действиям: «расчехлили» ковидные планы, собрали «штаб», стали разрабатывать с командой антикризисный план, активно анализировали ситуацию, выявляли риски или «не знали, что делать, но делали что-нибудь».

Разрыв цепочек поставок: всё изменилось, но ничего не изменилось


Логистика усложнилась и подорожала: «По инерции в феврале eщe шло что-то, с апреля 2022 г. экспорт встал. Никто не понимал, как возить, куда возить, все стало втридорога».

«Самый главный вызов был связан с полньім разрывом цепочек поставок. Прн нашей полной зависимости от европейского оборудования, запчастей и расходных материалов это был самый главный риск».

Некоторые компании были готовы к таким переменам — к проблемам с логистикой их подготовила пандемия: «Эго началось еще в пандемию, отчасти пандемия нас подготовила к тому, что произошло 24 февраля. Мы привыкли к сложностям в логистике, которые сильнее обострились 24 февраля 2022 г.».

Участники рынка ожидают дальнейшего роста цен:

«У нас очень сильно выросла стоимость транспортной логистики. И мы ожидаем дальнейшего роста».

Привычные конкуренты ушли, но появились новые

Уход международных конкурентов с рынка дал российскому бизнесу много новых возможностей: «Мультинационалы, которые составляли нам серьезную конкуренцию, с рынка уходят. Те, кто остается, испытывает совершенно катастрофические проблемы с логистикой».

«Для нас год был скорее позитивный, потому что чacть европейцев ушла с рынка».

Многие компании-респонденты стали бенефициарами перераспределения рынка. В части отраслей на место зарубежных компаний пришли более мелкие российские игроки или китайские компании. Особенно это актуально для ИТ-отрасли. «В России масса разработчиков, небольших компаний. Наступил их звездный час. Наши клиенты все занимаются импортозамещением. Соответственно, маленькие ИТ-компании начали безумно расти, потому что на них свалилось приличное число заказов».

«Запарных вендоров, производителей начали замещать китайцы. Достаточно активно. Не скажу, что повсеместно, но тем не менее».

CEO крупных компаний прогнозируют: пока маленькие компании не очень заметны, но скоро они смогут составить серьезную конкуренцию на рынке.

«Российские производители появляются в разных нишах. Пока нх присутствие не очень чувствуется, но я допускаю, что набрать масштаб они смогут очень бьіcтpo. Наладят производство, маркетинг и развернулся на полную мощь».


Интересно, что, когда ушел контроль со стороны международных офисов, «дочки» стали вести себя как обычные российские компании в условиях кризиса. Вместо сохранения позиции «Делать правильный продукт, продавать клиенту дороже» они перешли к позиции «Объемы любой ценой».

«Мы увидели поведение обычных российских людей из бывших международных офисов: взять объемы продаж любой ценой».


Когда ушли зарубежные компании, на рынок вышли их сотрудники, что частично перекрыло нехватку кадров. Их компетенции оказались особенно полезны для выстраивания и оптимизации процессов: «Мы усилили мидл-уровень: наняли начальников отделов и департаментов, у которых есть опыт работы в международных корпорациях.

Партнеры стали гибче

Многие международные партнеры присоединились к санкциям и ушли. Взаимоотношения с теми, кто остался, строились на поддержке и взаимопомощи, потому что "все в одной лодке".

"Сети повели себя крайне по-партнерски. Нам даже письмо прислали: “Мы понимаем все ваши сложности с логистикой, готовы пойти навстречу".

«Мы работаем в В2В-сегменТе. Была отсрочка традиционно от 30 до 90 дней с момента поставки. После 24 февраля вся отрасль перешла на прероплагу. Все не понимали, что будет, предоплата стала выражением этой смуты. Выживете, не выживете — давайте предоплату. Так синхронно произошло по отрасли, что все с пониманием относились. Если до 2022 г. могли прийти к заказчику и сказать: “У нас предоплата теперь”, нам бы ответили: “До свидания, мы с вами больше не paбoтaeм”. В феврале-марте было так: "Ну, ладно"».

Будущий вызов: износ оборудования

Несмотря на появление азиатских партнеров, российские CEO называют серьезным вызовом износ оборудования и необходимость со временем полностью менять производственные цепочки. «У нас все контроллеры Siemens, они должны работать по 5 лет. Они уже по 8 лет работают. И ceйчac они начнут рассыпаться, а нaм нельзя взять китайские и поставить - тогда все менять».

К китайским поставщикам неоднозначное отношение. По мнению ряда СЕО, китайское оборудование не дотягивает до привычных стандартов.

"Это две разные философии бизнеса. Если американцы, европейцы говорят, что твоя машина будет ездить с такой скоростью, то они обеспечивают это. Китайцы говорят: "твоя машина МОЖЕТ ездить с такой скоростью. Мы будем стараться, но не факт". Это проблема, конечно. Я меняю швейцарское оборудование на китайское. Ну. вы понимаете».

Ряд СЕО уверены, что и на китайском рынке есть надежные поставщики.  "  У нас есть и хороший, и плохой опыт закупок оборудования в Китае. Можно ли было избежать ошибок, которые мы наделали? Можно. Кривая опыта приведет нас к тому, что мы будем работать только с теми, кто делает хорошо».

Актуальный вызов: людей нет, а потребность в них есть и растет

Людей не хватает в большинстве отраслей, конкуренция за кадры будет только возрастать. Это связано с демографической ямой, отъездом специалистов за рубеж, мобилизацией: «Происходит убытия населения. Это негативный фактор. В случае с мобилизованными - это работоспособные мужчины. В случае с уехавшими — интеллектуальный потенциал. И То, что он вымывается из страны, не позитивно».

«Бизнес всегда был непростым, было сложно найти людей. А теперь их просто нет!».


Если позволял производственный процесс, компании давали возможность работать удаленно: «Началось первые кейсы с отъездом ребят за рубеж. Мы подготовили процессы, чтобы это было бесшовно для рабочего процесса».

Одна компания нашла выход и привлекла к работе персонал из Китая: «Сейчас, например, строим проект. Отдали его им “под ключ”: Технологии, оборудование, 2000 рабочих на площадке. Это люди, которые высококвалифицированы, которых не нужно подгонять в paбoтe даже после того, как они “обрусели”. Другое качество рабочей силы. Мы сейчас всерьез рассматриваем вопрос закрытия проблем с персоналом с помощью китайских сотрудников».

В выборку попали только те, кто справился с кризисом. Не все CEO, которых мы приглашали к участию в интервью, были готовы говорить о событиях 2022- 2023 rr. Предполагаем, что те CEO, кото- рые соглашались принять участие, психо- логически справились с произошедшим.

P.S: в аналитическую выборку только крупный бизнес. Выводы исследования нельзя экстра- позировать на всех предпринимателей в России. Результаты исследования отражают картину в крупном бизнесе, но неприменимы к среднему и малому.