Главная цель, которую ставит перед собой Ozon создавая систему ранжирования карточек – сформировать качественное предложение товаров для потребителей.
О том, как эта цель реализуется на практике, представители Озон рассказали на своей обучающей платформе. Примечательно, что на позицию товара в ранжировании влияют как продавцы, так и покупатели. Хотя в первую очередь, конечно, покупатели.
Платформа обладает современными методами машинно обученного ранжирования. Это позволяет анализировать огромные массивы данных о поведении пользователей, чтобы предлагать им в первую очередь те товары, которые они скорее всего купят.
Вместе с тем, продавцы могут воспользоваться аналитикой Ozon, знанием логики формирования выдачи и ранжирования товаров и продавать свои товары так, чтобы их покупали.
Что учитывается при ранжировании товара на Ozon.
Популярность товара (28%) – сколько раз товар показан по запросу пользователя (т.е. сколько раз пользователь реально просмотрел карточку товара в выдаче либо перешел на нее), сколько раз товар добавили в корзину и/ или избранное.
Продажи товара (21%) — доля приобретенных товаров относительно количества просмотров карточки товара, абсолютное количество покупок товара за последние 60 дней.
Текстовая релевантность (19%) — насколько текстовое описание товара соответствует запросу пользователя.
Персонализация (11%) — результаты поисковой выдачи привязываются к индивидуальным особенностям конкретного пользователя, например, что и у кого он покупал ранее.
Цена (5%) — например, размер текущей скидки на товар.
Доставка (4%) — чем короче заявленные продавцом сроки доставки товара, тем лучше этот показатель.
Отзывы (4%) — рейтинг товара и количество отзывов на товар.
Влияние продавца на ранжирование карточки товара.
Что именно может предпринять продавец для того, чтобы алгоритмы Ozon подняли его товар на первые позиции?
- Правильно и полно составить описание товара. Озон обладает всей информаций о том, что ищут пользователи и как формулируют свои запросы. Поэтому на первом этапе формирования поисковой выдачи Ozon определяет наиболее подходящие товары по тому, насколько их описание соответствует запросу пользователя.
- Указать как можно больше свойств товара в карточке. Очевидно, что товаров в выборке по короткому запросу пользователя может быть очень много. Поэтому, чтобы определить, какой товар больше подойдет покупателю, система ранжирования Озон приоритезирует первоначальную выборку – определяет характеристики товаров, которые покупатели предпочитали приобретать ранее. Соответственно, товары, обладающие этими характеристиками, будут отобраны для показа в первую очередь.
- Работать над повышением рейтинга товара – следить за качеством самого товара и его упаковки, соблюдать сроки доставки, быстро откликаться на вопросы пользователей – все это будет побуждать покупателей выкупать товар и делиться положительными отзывами. Товары с высоким рейтингом получают от Озон повышающий коэффициент для размещения в выборке.
- Предлагать максимально короткие сроки доставки. Самый короткий срок доставки потребителю обеспечивает работа по схеме FBO. Однако, чтобы она была эффективной, товар должен пользоваться стабильным спросом, поэтому на самом старте продаж такая схема подходит не всем.
- Предлагать конкурентную цену, участвовать в акциях. Цена – это также один из факторов ранжирования. При этом наличие данного фактора не означает, что если товар дешевый, то он точно будет вверху списка.
- Настроить платное продвижение товара (бустинги). Да, товары с платным продвижением предсказуемо отображаются в поиске на более высоких позициях.
Важно помнить, что для достижения больших продаж высококонкурентных товаров на маркетплейсе необходима тщательная кропотливая работа в течении нескольких месяцев. Зато при достижении хорошего уровня продаж, продажи продолжают расти органически благодаря достигнутому ранее уровню.