Власти планируют объединить дирекции Большого и Мариинского театров, пишут «Ведомости». По данным газеты, ожидается, что оба театра возглавит руководитель Мариинки Валерий Гергиев, что приведет к отставке Владимира Урина, который стоит во главе Большого уже десять лет. Хотя в прошлом году в правительстве сообщали, что контракт с ним продлен до 2027 года.
Официально решение еще не оглашалось, но публикации в СМИ не опровергли ни в Большом театре, ни в Мариинском.
Владимир Путин предложил Валерию Гергиеву подумать о воссоздании дирекции императорских театров и об объединении Большого театра и Мариинского еще в марте 2022-го. Это заявление президент озвучил на фоне «культуры отмены» в отношении лично Гергиева на Западе. Непонятно, почему вопрос не решился тогда. Может, готовили какую-то стратегию. Может, шла внутренняя борьба. Может, против выступал кто-то из попечительских советов обоих театров. У Большого это Андрей Костин, Роман Абрамович, Алексей Мордашов, Игорь Шувалов. У Мариинки — Герман Греф, Алексей Кудрин, Игорь Сечин, Алексей Миллер.
Еще в середине — конце 1990-х обсуждали, что Гергиев хочет создать объединенную дирекцию. Источники Business FM в Большом говорят: сейчас у многих в театре есть ощущение, что какая-то часть амбиций, связанных с этой идеей, осталась. Но есть и ощущение, что это может быть больше связано с желанием приобщиться к финансовым потокам, которые есть в Большом. Но никто в театре не спорит, что Гергиев — выдающийся, великий дирижер современности. И многим интересно было бы с ним поработать, особенно с учетом, что в Большом сейчас есть дефицит хороших дирижеров. Главное, чтобы у Гергиева было время на эту работу.
Дирекцию императорских театров учредила в середине XVIII века Екатерина II. Под ее эгидой объединили ряд сцен во главе с Мариинской. Так продолжалось до революции 1917-го. Зачем сейчас возвращаться к этой системе, не понимает критик музыкального театра Лейла Гучмазова:
Лейла Гучмазова критик музыкального театра «Как у Брехта: не надо мне истории, дайте мне бухгалтерскую книгу. Что это будет? Общий бюджет — какой смысл? И у того, и у другого театра раздельные, вполне достойные бюджеты. Совместная продукция? Никогда этого не было, как-то традиционно. Некоторое потепление в отношениях было благодаря обменным гастролям в рамках «Золотой маски». До революции было так: главный театр — Мариинский, а в Большой театр «что осталось, то и послали». На Большом театре, московском, обкатывались какие-то вещи. Я не думаю, что сейчас ситуация повторится, какой она была до революции, но еще и в 1930-е годы все это как-то тихой сапой делалось. Все, что хорошего появлялось в Кировском театре, в Ленинградском театре оперы и балета, рано или поздно становилось московским. В качестве больших примеров можно назвать Галину Сергеевну Уланову и Юрия Николаевича Григоровича, которые оба начинали в Кировском театре, а потом переманивались или переводились, как это уж лучше назвать, в Москву. Каким образом это все будет сейчас, сказать трудно и, главное, странно. Пусть бы у нас все в стране работало так, как работают Большой и Мариинский театры. Вот поверьте, было бы всем лучше».
Владимир Урин руководил Большим театром больше десяти лет, до этого был директором МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. Он опытнейший менеджер, у него огромный авторитет и административный ресурс. Много лет все его работой были довольны. В конце февраля 2022-го он подписал письмо творческих деятелей против спецоперации на Украине. А еще в Большом довольно долго шли спектакли Александра Молочникова и Кирилла Серебренникова. Еще, конечно, всеобщее негодование вызывают очереди за билетами на «Щелкунчика». Но эти истории уже ежегодные, и вряд ли происходящие кадровые перестановки можно всерьез связывать с этим. К Гергиеву же никаких творческих и политических вопросов нет.
На Санкт-Петербургском международном культурном форуме эту тему широко не обсуждали. Многие деятели театра старались вообще не комментировать этот вопрос. Никто не знает, как к этому отнестись, говорит театральный обозреватель, редактор отдела культуры «МК» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «С одной стороны, есть попытка вернуться к дореволюционной системе управления императорскими театрами, но тогда туда должен войти и Малый театр. То есть не музыкальный, а драматический. Я еще год назад писала и задавала вопросы, как будет разделена финансово-хозяйственная деятельность. Два кармана, куда поступают бюджетные деньги, или один карман. Одно художественное руководство, которое определяет художественную политику, или два художественных с единым управлением. Еще возникает вопрос: разумно ли восстанавливать эту систему, про которую, скажем так, специалисты и театральные люди знают, но никто ее в глаза не видел. Читали только в книгах, в дневниковых записях. Но сегодня XXI век. Вопросов больше, чем ответов».
Источники в Большом опасаются: театр может при новом раскладе потерять лицо, оно при всех его проблемах все равно есть. Все-таки Большой и Мариинский — это два разных театра с разными музыкальными и балетными традициями.