Услышан клич Сергея Михеева: в российских школах появится комиссия по защите авторитета учителей. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов. В конце октября в Госдуму был внесен соответствующий законопроект, который предусматривает, что педагоги «имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорблений личности». Комиссия поможет решить проблемы с зарплатой, но, в первую очередь, с давлением со стороны учеников и родителей. К ней могут обращаться как учителя, так и родители учеников.
Сергей Михеев: Обращаться могут, а какие она будет иметь полномочия? Наконец-то проблема попала в центр внимания руководства, отвечающего за нашу школу, - это хорошо! То, что для этого создаются комиссии, говорит о том, что проблема такая, что надо уже создавать специальные органы для контроля за ситуацией. Дальше требуется разъяснение: что эти комиссии могут делать? Если просто будут проводить «душеспасительные» беседы с учениками и родителями, то некоторое психологическое воздействие это будет иметь, но толку будет немного. Вопрос в том, как защищать авторитет учителей, каким образом попытаться вернуть ту систему, когда учитель был авторитетом для учеников? Не говорю, что все учителя у нас святые, замечательные, хорошие - они бывают разные.
Но ситуация ненормальная, при которой взрослые люди, имеющие высшее образование, отдающие много сил и нервов обучению детей, оказываются в положении пинаемых со стороны учеников, которые ещё не понимают, что в мире происходит, и их родителей, не всегда адекватных. Это ненормальная ситуация для общества, системы образования, эффективной передачи знаний. Сам учитель должен много для этого делать, и его авторитет должен быть непререкаемым. При этом он должен иметь определенную защиту. Как это возродить? Без здоровой иерархии общество разваливается, превращается в «кашу», когда никто никого не уважает и учителей воспринимают как расходный материал для отрабатывания своих амбиций. Я поддерживаю эту инициативу.
30 лет говорилось о правах детей, а обязанности опускались.
Сергей Михеев: Как нарушаются права детей? У нас учителя в школах регулярно кого-то избивали?
Позволяли себе строго говорить с учеником.
Сергей Михеев: Иногда некоторым надо подзатыльник отвесить, потому что по-другому не понимают.
Представляю, что сейчас Вас слушают родители.
Сергей Михеев: Часто встречаются неадекватные, невменяемые дети, и к некоторым из них вполне применимы мягкие меры физического воздействия. Бить я не призываю, но дисциплинарные меры, может быть меры трудового воспитания могли бы применяться. Наша отечественная педагогика выстроена на трудах Макаренко и Сухомлинского. Уверен, что многие никогда эти фамилии не слышали. Их труды имели мировое признание. У Макаренко коллективная трудотерапия была одним из главных способов воспитания, и я лично его поддерживаю - это правильно. Он работал в ситуации, когда было много беспризорных, в том числе правонарушителей. Тема сложная, и он с ней справлялся и из окончательно и осознанно антисоциальных подростков делал нормальных членов общества. Родителям будет полезно почитать.
Образование, которое подаётся как якобы прогрессивное, в итоге ведёт к воспитанию абсолютных эгоистов, не уважающих никого вокруг, требующих для себя беспредельного внимания и потакания любым их прихотям. В итоге разваливается семья как социальный институт и общество, и это кончается плачевно. Я считаю, что для нашей специфики и культуры такое отношение недопустимо, а иначе будет, как в американской школе. Обычная американская школа (насколько можно судить по криминальной хронике Америки) - это опасное учреждение, где регулярно происходят преступления, в том числе с применением огнестрельного и холодного оружия. Этого хотите? Они шли по пути: «Давайте деткам всё разрешать». Итог – криминал, подростковые банды, насилие не только в отношении учителей, но и в отношении слабых школьников, и бесконечная травля. Школы фактически стали рассадником насилия и похожи на крепости: внутри вооружённая охрана, специальные спецсредства. К этому надо двигаться? Нет.
Поэтому, если на Западе есть чему поучиться, то надо учиться положительному. Физические наказания - это перебор. Но, что касается трудотерапии: почему бы взорвавшихся и охамевших подростков не заставить подметать двор в школе? Если по-человечески, не с точки зрения адвокатуры, это вполне уместно. Наши молодые учителя, исковерканные массовой культурой, и хотели бы быть авторитетами, но не понимают, как это сделать. Возможно, комиссии будут разбирать конкретные случаи.
Ещё раз повторю: если ваш ребёнок не уважает учителя или наставника, он не сможет получить от него знания. Поэтому, когда родители начинают давить на учителей и думают, что этим приносят пользу своему чаду, они ошибаются. Я как отец троих детей, наблюдающий эту ситуацию долгие годы, могу сказать, что мы зря идеализируем детей. Когда маленькие дети сбиваются в большую кучу, это нормально. А когда сбиваются в большую кучу с младшего подросткового возраста, то они быстро, если их не форматировать, превращаются в подобие звериной стаи. Они ещё не поняли, что такое жизнь, добро и зло, но уже чувствуют коллективные инстинкты. Быстро появляются лидеры, а лидеры появляются на основе насилия, хамства, оскорблений. Появляются изгои, за счёт которых лидеры утверждаются.
Оскорбления или выпады против старших – это способ повысить авторитет в этой «звериной стае». Кто проходил через дворовое воспитание, тот прекрасно это знает. Дворовый король «гасит» всех, кто находится рядом, потом конкурентов из соседнего двора, а затем должен показать, что он уже настолько «зверёныш», что начинает перекидываться на взрослых. Если не контролировать, то это быстро превращается в «звериную стаю». Когда говорят: «Учительница слишком строго моему мальчику/ моей девочке сказала» - вы приносите своему ребёнку не пользу, а вред. В Библии написано, что отец, не наказывающий своего сына, враг ему - он ему приносит вред. Вопрос в том, как наказывать, за что, справедливо/несправедливо, степень тяжести наказания. С этим надо разбираться. Но ситуация, при которой взрослые люди с высшим образованием должны на цыпочках бегать перед толпой учеников, которые ещё ничего не знают, потому что они оказывают услугу, а за ними стоит лобби родителей - неправильная. Это не снимает ни ответственности, ни требований с самих учителей, потому что с учительским корпусом тоже проблема. Они, как и все, «болеют» теми же «болезнями», что и общество.
Но все понимают, что работа в школе – это очень тяжёлая работа, на износ, огромное расходование нервов. Поэтому если они ещё не будут чувствовать себя в безопасности, не будут иметь минимального уважения к себе, то ничего хорошего из этого не выйдет. И с точки зрения целей страны это будет вести к снижению уровня образования, к проблемам в управлении, экономике.