Найти тему
Берега Невы

Роспотребнадзор начинает использовать информацию из системы маркировки «Честный знак»

Оглавление

Роспотребнадзор утвердил новый Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей (приказ Роспотребнадзора № 635 от 14.09.23).

Фото: freepik.com.

Немного предыстории

Маркировка «Честный знак» стартовала ещё в 2019 году, однако всё это время не было ответственного госоргана по контролю за ней. И вот буквально накануне Правительство расширило полномочия Роспотребнадзора по контролю за обязательной маркировкой товаров (постановление Правительства № 1730 от 18.10.23).

Как сообщали в Центре развития перспективных технологий (оператор маркировки), ранее Роспотребнадзор фиксировал нарушения, но не мог их пресекать в связи с отсутствием полномочий и наличием моратория на проверки бизнеса. Вообще не применялась на практике ст. 15.12.1 КоАП РФ, в которой прописана ответственность за непредставление или представление с нарушениями сведений в «Честный знак».

Теперь Роспотребнадзор наделён соответствующими полномочиями и может инициировать внеплановые проверки, ориентируясь на «срабатывание» индикатора риска (а не только на жалобы потребителей).

Новые индикаторы

Вместо 4 индикаторов, значившихся в перечне до этого, у Роспотребнадзора теперь 30 индикаторов, 29 из которых связаны с системой маркировки, откуда ведомство намерено получать сведения.

Разработаны они для следующих групп товаров:

  • упакованная питьевая вода;
  • товары лёгкой промышленности;0
  • обувь;
  • парфюм;
  • фототехника;
  • меховые изделия;
  • шины;
  • табачная, никотинсодержащая продукция, устройства для курения.
По всем группам товаров есть общий индикатор — свидетельствовать о возможных нарушениях будет, если в системе маркировки обнаружатся сведения о реализации в торговой точке продукции с указанием кодов, не содержащихся в системе маркировки.

Отличаются только объёмы такой реализации. Для табачной и подобной продукции, а также для шин — это более 25%, для упакованной питьевой воды — 150%, по товарам лёгкой промышленности, обуви — 75%, парфюм — 50%, молочная продукция — более среднего объёма, по фототехнике и меховым изделиям — без указания объёмов.

С чем будут сравнивать — с объёмами реализации «в одном объекте розничной продажи в Российской Федерации за этот же календарный месяц».

Аналогичные параметры установлены для оценки объёмов реализации товаров с указанием кодов, уже выведенных из оборота, а также объёмов реализации товаров, которые не были введены в оборот. Также будут сравнивать с объёмами реализации «за этот же календарный месяц в другой торговой точке в РФ».

Не совсем понятно, как будет реализовано (пока выглядит как «средняя температура по больнице»). Видимо, существуют усреднённые показатели, с которыми и будут вести сравнение.

Установлены и более узкие границы для сравнения, например, по табачной продукции. Роспотребнадзор считает подозрительным, если в системе маркировки окажутся сведения о торговых точках, реализующих продукцию в объёмах менее 50% «в сравнении со средним объёмом реализации другими точками в пределах одного муниципального образования» (не по РФ, что уже неплохо).

Ещё один индикатор возможных нарушений — обнаружение в системе маркировки на последний день месяца остатков продукции со большим сроком оборота. Для табачной и подобной продукции — это 15 месяцев, для лёгкой промышленности — 24 месяца, для обуви, парфюмерии шин — 24 месяца.

Отдельный индикатор установлен для молочной продукции — если система маркировки укажет на реализацию продукции с истекшим сроком годности в объёме более 5% среднего объёма реализации за этот же месяц в одном объекте в РФ.

И по шинам — наличие сведений о реализации шин, не имеющих соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза.

И лишь один из всех индикатор связан с жалобами граждан и других лиц на наличие в обороте товаров, на которых содержится незаконное воспроизведение средств индивидуализации (например, чужой товарный знак и т.п.).

Если что-то из этого обнаружится, то Роспотребнадзор может организовать внеплановую проверку, т.к. на плановые сейчас мораторий, а внеплановые возможны либо по жалобам, либо на основании срабатывания индикаторов риска.

Все индикаторы будут применяться к офнлайн и онлайн магазинам, в т.ч. к агрегаторам (маркетплейсам).

Кстати, общественные представители уже требуют отмены моратория на проверки, потому что это ведёт к созданию угрозы жизни и здоровью людей и социально-политическим проблемам.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.