Найти в Дзене

БНР - символ беды.

После Октябрьской революции 1917г на территории Беларуси началось строительство новой жизни на социалистических началах.

Однако был ряд трудностей. Фронт, протянувшийся через всю Беларусь с севера на юг, хозяйственная разруха и голод, лихорадочные попытки различных сил свергнуть Советскую Власть,- всё это не создавало условий для созданий крепкого государства. Необходимы были время спокойной и сложной работы.

Советская власть вначале хотела накормить людей, затем вывести немецкие войска, а после при помощи референдума дать белорусскому народу высказать своё право на самоопределение.

Но белорусские националисты, интриганы и пустословы решили пойти другим путем.

Так в начале декабря 1917г белорусские "хитрецы" обратились в народный комиссариат по делам национальностей о намерении созвать краевой съезд крестьянских депутатов с целью укрепления Советской власти. Наркомат согласился на созыв краевого съезда Белоруссии. Но к 15 декабря 1917г что-то пошло не так.... Съезд начал называться - Всебелорусский съезд. Партийная принадлежность депутатов изменилась, начали главенствовать партии далёкие от крестьянства. На съезде стали призывать к краевой власти, а не советской. И решить белорусский вопрос собирались 1872 делегатов, а не каждый белорус. Не удивительно, что на третьи сутки этот съезд разогнали, а депутатов отправили по домам. Организаторы Иосиф Воронко, Ян Середа и ряд делегатов ушли в подполье.

Развитие советской власти в Беларуси было прервано в феврале 1918 г. нападением на молодую Советскую республику войск кайзеровской Германии.

-2

После начала наступления немецких войск и эвакуации советской власти из Минска, для "смелых и отважных" людей настал подходящий момент для решительных действий.

19 февраля 1918г. Белорусские националисты заняли пустующий дом губернатора на площади Свободы в Минске. Там они сами себя объявили единственно законной и полномочной властью в Белоруссии. Создали так называемый «Народный секретариат», нечто вроде «правительства», из бывших членов совета разогнанного Всебелорусского Съезда.

Одновременно польские легионеры Довбор-Мусницкого, в свое время разоруженные красногвардейцами и революционными солдатами, а теперь оказавшиеся в Минске на свободе, вели себя как завоеватели. Их добычей стали склады, военное имущество, деньги. 

Тут то и выяснилось, что «Народный секретариат» и не располагал сколько-нибудь существенной реальной силой. Где ж тот народ, от имени которого они выступали? В ситуации беспомощности новых «белорусских властей» перед двумя тысячами польских солдат и офицеров, они пошли по пути соглашательства с грабителями. Взамен требовали самую малость: признать «Народный секретариат» в качестве власти.

На захваченной территории Германия насаждала администрацию, функции которой состояли в том, чтобы подавлять сопротивление народа, грабить национальные богатства, обслуживать всевозможные нужды оккупационной армии. Среди местного населения нужны были преданные кадры. И они находились, готовые верой и правдой служить немецкому кайзеру.

-3

Утром 21 февраля 1918 г. в Минск стали прибывать немецкие войска. На железнодорожном вокзале их ждали Роман Скирмунт и Павел Алексюк. «Гостям» была устроена торжественная встреча.

Пока одни весело и добродушно приветствовали немецких военных, другие, из тактических соображений, пытались объявить о переходе государственной власти во всем крае к "Национальному секретариату". Это нужно было сделать как можно быстрее, чтобы поставить немецкие оккупационные власти перед свершившимся фактом.

Так появилась Первая уставная Грамота к народам Белоруссии, опубликованная 21 февраля 1918 г. от имени разогнанного исполнительного комитета Совета Белорусского съезда.

Одновременно с этим был издан приказ коменданта и начальника гарнизона Минска Константина Езовитова, в котором он призвал население должным образом встретить немецкие войска, сохранять «полное спокойствие и выдержку». Народ не должен оказывать сопротивления врагу, напротив, «наступающая немецкая армия должна увидеть спокойно протекающую мирную жизнь населения, не желающего продолжать безумную войну».

22 февраля немецкая администрация приказала польским группам покинуть Минск и присоединиться к первому польскому корпусу.

25 февраля 1918 года власть в Минске полностью перешла к немецкой администрации. При помощи своих войск они изгнали Народный секретариат из дома губернатора и конфисковали денежные средства. В дальнейшем этот самоназванный орган исполнительной и распорядительной власти вынужден арендовать комнаты в частных домах по всему городу для проведения своих заседаний.

Немецкая администрация разрешила создание 25 февраля 1918 г. Минское белорусское представительство. Которое стремилось стать руководящим ядром среди политических групп, которые намеревались "сотрудничать" с захватчиками. Не без основания оно считало себя наиболее близким по духу к поработителям Белоруссии. Возник комитет представительства, развернувший весьма активную деятельность. В его исполнительный комитет входили Роман Скирмунт, Павел Алексюк и другие "независимые деятели".

Иосиф Воронко, Ян Середа и другие "независимые люди" добились у руководства десятой немецкой армии 28 февраля 1918 года разрешения на деятельность Народного секретариата как белорусского национального представительства под надзором кайзеровской военной администрации.

Народный секретариат
Народный секретариат

С первых дней немецкой оккупации среди этих белорусских организаций, которые намеревались сотрудничать с захватчиками, началась борьба за право управлять территорией.

Так Народный секретариат вырвал пальму первенства в этой борьбе за счёт юридически тонкой бумаготворческой работы.

8 марта исполком Совета Белорусского съезда был переименован в Раду Белорусской Народной Республики. Председателем Рады стал Ян Середа.

9 марта 1918г Рада БНР опубликовала  Вторую уставную грамоту, в которой уже официально провозглашалась Белорусская народная республика (БНР)

Третья уставная Грамота была принята Радой БНР 25 марта 1918 года согласно которой БНР была объявлена независимым государством.

Рада БНР пыталась идти по стопам украинских и литовских националистов. Украинская народная республика подписала в Брест-Литовске договор с Германией, закреплявший отрыв Украины от России. 11 декабря 1917г. Литовская краевая Рада объявила Литву «Независимым государством», Соединённых с Германией «вечным твердым союзом». Однако действия белорусов были запоздалыми и германским властям не нужными. Игра в демократию и свободы народам закончилась с подписанием 3 марта 1918г. Мирного договора с советской Россией.

Захваченные земли стали жить по немецким правилам и для немецких нужд. Реквизиции, грабежи, всевозможные налоги, безработица, голод, репрессии и тюрьмы за малейшее непослушание, расстрелы и сожжение целых деревень, неусыпный контроль немецких полицейских, принудительный труд и насильственный угон в Германию населения, военно-полевые суды и карательные экспедиции.

На фоне всего этого немецкие власти смотрели на возню Рады БНР снисходительно. Все её акты, «уставные грамоты» ничем не угрожали оккупационному режиму. Рада не имела реальной силы для проведения в жизнь своих решений. В других условиях подобные претензии рассматривались бы как узурпация власти, и решительно подавлялись бы.

А происходили обратные действия. Внутри себя Рада БНР оказалась рыхлой и не единой структурой. К концу марта "политический кризис" охватил только что созданные органы власти. Пришлось в начале апреля 1918г включить в состав Рады БНР и членов Минского белорусского представительства.

Телеграмма кайзеру Вильгельму от благодарной Рады БНР
Телеграмма кайзеру Вильгельму от благодарной Рады БНР

Радой БНР в конце апреля 1918 г. была послана телеграмма кайзеру Вильгельму. В ней Рада говорила, что только «под защитой Германской империи видит край свой счастливую долю в будущем», что только «в связи с Германской империей» возможны целостность и независимость края. 

Этим Рада БНР оправдывала все действия оккупационной администрации и армии, бесчинствовавших на белорусской земле, грабивших ее богатства, убивавших ее жителей, творивших неслыханный произвол и насилие. Рада БНР  своим предательством и  национальным унижением оказалась словно в болоте.

Несмотря на все "танцы" перед германскими властями, те упорно не замечали белорусской государственности.

-6

Дело в том, что белорусские националисты в сложившейся ситуации не представляли для оккупантов фактора, с которым следует считаться. На роль хозяев земли белорусской в то время претендовали поляки. Корпус Довбор-Мусницкого оказал Германии большую услугу в дни наступления немецких войск, создавая трудности отступавшим на восток русским войскам, и стал соучастником оккупации Белоруссии. Эти двадцать тысяч поляков представляли большую опасность в случае неповиновения. И как только они выполнили свои цели: восстановили власть помещиков, оказали помощь немецким оккупантам в порабощении белорусского народа, подавили революционное и национально-освободительное движение. То тут же, под давлением немецких войск, последовал приказ от 23 мая 1918г. Довбор-Мусницкого о передаче занимаемой им территории немецким частям и роспуске первого польского корпуса.

Первый польский корпус
Первый польский корпус

Национальную независимость, как свидетельствует опыт истории, угнетенные народы добывали с оружием в руках. Рада же, не имея сколько-нибудь прочной социальной опоры, умоляла душителей национальной свободы даровать ей «государственную независимость». Однако германские власти, видя «политическую импотенцию» белорусской Рады, даже не предлагает ей создать марионеточное государство.

21 июня 1918 г. германское командование дало согласие на учреждение должности советников при уездных комендантах «в целях урегулирования взаимоотношений населения и германских войск». Оккупантам нужен был предлог, что в своих действиях они опираются на пожелания местного населения, которое представлено в оккупационных органах «советниками». После этого немецкие господа одобрили дипломатический визит 4 членов от Рады БНР в Москву, с целью намекнуть о возможных вариантах судьбы этих территорий. Как игроки покера блефуют при плохих картах, так и немцы пытались пустить пыль в глаза советскому правительству. Дело в том, что военное, политическое и экономическое положение Германии к концу лета 1918 г. было таково, что она вынуждена была предложить подписать Добавочный договор к Брест-Литовскому мирному договору. Со стороны Советской власти намёк поняли и 27 августа 1918г подписали дополнение к договору.

В Добавочном договоре говорилось, что Германия «очистит еще до заключения всеобщего мира» занятую к востоку от Березины территорию параллельно наличным взносам, которые Россия должна платить на основании статьи второй русско-германского финансового соглашения. Советская Россия должна была внести сумму в 6 млрд марок, из них 245 564 кг чистого золота. «Добровольной» уступкой территории Германия надеялась получить взамен экономические выгоды. Об белорусскую Раду вновь вытерли ноги немецкие хозяева.

Осенью 1918 г., когда уже стала очевидной неизбежность поражения Берлина и Вены в мировой войне, Рада БНР снова обратилась к Германии и Австрии с новыми мольбами о дипломатическом признании. Но вновь получила отказ. Так как кроме формального акта государственного признания, Рада требовала и реальную помощь, чтобы утвердить ее власть. На свои силы Рада не рассчитывала, нужны были солдаты и оружие, деньги…

Потеряв веру в кайзера, Рада БНР меняет ориентир, пытаясь получить поддержку стран Антанты. Но и здесь не находит сочувствия.

Члены рады чувствовали, что их уставные грамоты – это просто бумага, которая ничего не стоит, а за связь с оккупантами вскоре будут бить морду.

Ноябрьская революция в Германии и её поражение в мировой войне, позволили аннулировать советскому государству договор заключённый в Брест-Литовске. Что дало возможность Красной Армии начать освобождение захваченных Германией территорий Беларуси, Украины, Прибалтики.

-8

К концу декабря 1918 г. ещё не вся Беларусь была освобождена Красной Армией от оккупации. Немецкие войска занимали Гродненскую губернию, удерживали в своих руках юго-западную часть Минской, а также Гомель. На местах, в освобождаемых от захватчиков районах, как правило, создавались революционные комитеты, временные органы власти. Поэтому в начале января 1919 г. еще не было возможности созвать съезд Советов, который бы провозгласил республику. На подготовку и созыв съезда Советов требовалось время. Обстановка обусловила и соответствующие формы самоопределения белорусского народа.

1 января 1919 г. специальным манифестом, излагавшим основы общественного и государственного строя, временное рабоче-крестьянское правительство Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем провозгласило Белорусскую Советскую Республику.

«Самоназванные» же представители белорусского народа бежали вместе с отступавшими немецкими частями. Все те, кто был социальной опорой оккупантов, сотрудничал или пытался сотрудничать с ними, в глазах широких народных масс представлял единый лагерь предателей.

К февралю 1919г сравнительно небольшие силы Красной Армии, поддерживаемые партизанами и населением, прошли сотни километров на Запад, освободив почти всю территорию Беларуси.

-9

5 февраля 1919 года правительство Советской России приняло постановление «О признании независимости Социалистической Советской Республики Белоруссия».

Однако 9 февраля 1919г, без объявления войны, Польша начала захватывать советские территории… Началась новая война, целью которой была борьба иностранных государств с советской властью. Для Беларуси, в тяжёлой обстановке того времени, война закончилась в марте 1921г отделением западных территорий.

#история #история беларуси #бнр #советская власть #немецкая оккупация #скирмунд #середа #воронко #езовитов #уставная грамота