Найти тему
Записки ошалелой матери

Карточки ПЕКС и моя дочь с аутизмом.

Когда я пишу о речи моей дочери, то иногда появляются комментарии от новых моих читателей (видимо) о карточках ПЭКС. Скажу сразу - не наша тема для коммуникации вообще. Ниже расскажу почему.

К слову сказать, про речь именно моей дочери я пишу не часто. Но есть на канале подборка со статьями на эту тему - здесь.

Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.

Так вот про карточки ПЭКС. Для начала небольшое определение (для тех, кто не в курсе что это такое). PECS (ПЭКС) – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Выглядит сие пособие вот так:

То есть можно вообще все, что угодно на карточку нарисовать и обучить ребенка показывать или давать вам карточку. Или наоборот, можно самому из таких карточек составить целое предложение, схему действий, расписание и все такое прочее. Можно даже купит уже готовые наборы карточек, можно скачать из интернета, можно сделать самостоятельно со своими не абстрактными картинками, а вполне с иллюстрациями из своего быта и жизни. Например, после пробуждения идём в туалет, потом в ванну умываться, потом кушать, потом гулять и все это будет с фотографиями самого ребёнка в его постели, в домашнем туалете, в ванной, дома не кухне - то есть создаём ассоциативный понятный ряд у ребёнка.

Знала я про такие карточки давно. Мало того, даже видела вполне конкретное применение у одного ребёнка в школе, где "училась" моя дочь. И даже психолог на занятиях там пыталась с помощью таких карточек взаимодействовать и обучать моего ребёнка.

Вот что я видела - ребенок не говорящий вообще, не то, что плохая речь, а вообще ни "бе" ни "мэ", но у него с собой толстенный альбом, где на каждой странице проиллюстрирован какой-то сценарий из его быта, какой-то набор возможных вариантов событий. Карточки были именно из жизни, так сказать. То есть фото мамы, фото его любимых конфет и так далее. И да, он мог открыть страницу и показать, что вот, мол, так и так. НО! Это не связанная речь и выражение мыслей и эмоций. Это не замена общению. Если ребенок не разговаривает в принципе, то это уже говорит о нарушениях в работе мозга и карточки это развитие не заменят. То есть он все такой же с УО и проблемами остается и, открыв этот альбом с карточками, может начать тыками пальцем в конфеты - да, понятно, хочет конфеты. Но сейчас не время конфет, например, идет занятие. Или он показывает, мол, мама, домой, а мамы рядом нет и ребенок начинает нервничать, а педагог вроде как понимает, что ему пытается ребенок донести, но это не значит, что его успокоят слова "Сейчас мама придёт, а пока что у нас занятие" и переворачивает на другую страницу, где "прорисован" сценарий того, что должно происходить сейчас - занятие.

Нет, это так не работает. Истерика может случиться в любом случае. Ведь ребёнок донес про маму и конфеты, например, а ему сейчас это не дают, не получает он желаемого и все, дальше можете свои карточки засунуть в одно место. Думаю, понятно объяснила.

Хотя, скорей всего это работает, но с годами, во временем. Да, я знаю, что визуализировать для аутистов важно (часто такое бывает). И не важно есть у них речь или нет. И визуализация, составление расписания дает человеку с аутизмом успокоение и хотя бы что-то в этом мире для него становится "понятным", "контролируемым", "предсказуемым".

Так, что-то я не туда немного свернула. Это уже не про альтернативную коммуникацию, другая тема совсем.

Так вот. Моя дочь с её аутизмом и карточки ПЭКС. Не зашло. Честно, я пыталась. Распечатывала карточки, даже купила набор с липучками, вешала все на видное место, пыталась доносить до неё с помощью тех же карточек что можно, а что нельзя. Пыталась во время истерик и криков взаимодействовать не голосом, а показывая карточки ну и так далее. Кстати, психолог в школе тоже пыталась взаимодействовать с ней с помощью карточек. Типа что ты хочешь - рисовать, обводить, клеить? Возьми нужную карточку и положи сюда и будем делать. Ну... конечно дочь сразу поняла что от неё хотят, но зачем это все - я так и не поняла. Дочь умеет а) читать; б) пользоваться речью (если вы ей интересны).

Да, да. Именно так - пользоваться речью. Вот оно правильное определение для "а говорит ли ваша дочь?". Как я обычно отвечаю - говорит, но не с нами. Или говорит, но только то и когда ей нужно. С нами. Ну и говорит все подряд сама с собой. Ну и самая главная проблема - нет произвольной речи и не может выразить словами многое. Нет, не потому, что пассивный словарь мал.

Карточки ПЭКС не зашли абсолютно. Вот на каком-то моем интуитивном уровне, который отвергал именно этот способ коммуникации. Потому, что поведение дочери всегда было такое, что не нужны ей эти карточки. Да, когда она была совсем мала, то у меня были мысли, что научить её карточками и она вообще не заговорит никогда. Но ведь она и не молчала. Речь начала развиваться ближе к трём годам получается. Но не так, как нужно. Ну и не развилась в итоге так, как нужно.

Не знаю даже как это объяснить. Но, когда дочь приходит и смотрит тебе в глаза и ты понимаешь, что она сейчас хочет что-то сказать, то понятно, что карточки ей в этом не нужны.

К слову сказать, через клавиатуру тоже именно диалог строить не получается. Но эта тема для другого разговора, не будем все в кучу смешивать.

Так что, резюмируя. ПЭКС подходят не всем. Нельзя сказать однозначно, если ребёнок не говорит, то ему помогут карточки, чего не научили? Я бы сказала, что неговорящий неговорящему рознь. Это видно и по поведению, и по взгляду и по тому, как он смотрит на тебя.