(продолжение серии заметок «Малоизвестные города России»)
«Создатели любых поселений никогда не узнают какими они стали через много-много лет, а жаль, хотелось бы чтобы они узнали …»
В девятнадцатом веке на северокавказских землях в ходе внутренней так называемой необъявленной Кавказской войны в России начавшейся ещё в конце восемнадцатого века с народами проживавшими на Северном Кавказе часть из которых к тому времени со своими землями уже добровольно входила в состав Российской империи и спровоцированной на религиозной основе Османской империей при негласной поддержке Англии, на стратегических направлениях действий русских войск на этой войне было создано несколько кордонных линий с укреплёнными пунктами, которые по тем временам назывались крепостями, в том числе такие крепости были созданы и на Белореченской кордонной линии.
Кордонные линии с укреплёнными пунктами или крепостями, созданными в ходе Кавказской войны.
Одна из таких крепостей на Белореченской кордонной линии стала создаваться и по весне 1856 года по распоряжению тогда главнокомандующего отдельным Кавказским корпусом на Северном Кавказе генерала от инфантерии князя Александра Барятинского у подножья западных отрогов главного Кавказского хребта на правом берегу реки Белой, которая в свою очередь была притоком реки Кубань. Генерал Александр Барятинский лично указал на возвышенное место, на котором должна стоять будущая крепость, и с которой по его задумке, можно было бы заранее заметить приближавшегося неприятеля. Он приказал построить данную крепость в этом месте за один год и затем разместить в ней шестнадцатитысячный отряд русских войск. Такое требование генерала Александра Барятинского заставило строителей крепости приложить немало усилий, но через год в установленный срок крепость была построена. Внутри крепости были также построены саманные казармы для солдат, полковая канцелярия, лазарет, гауптвахта и деревянная часовня. Кроме этого, крепость была окружена высоким валом и рвом. Генерал Александр Барятинский лично приехал для осмотра данной крепости и всех внутренних в ней построек и повелевал считать датой основания крепости восемнадцатое мая 1857 года.
Назвали вновь построенную крепость Майкоп, а первым её комендантом назначили генерал-майора Викентия Козловского.
Александр Барятинский (годы жизни 1815-1879). Викентий Козловский (годы жизни 1796-1873).
При всём этом надо сказать, что строительство крепости на месте построенной в 1857 году майкопской крепости, намечалось ещё в 1828 году, но на следующий 1829 год командующий тогда Кавказской армией генерал-фельдмаршал Иван Паскевич распорядился строить задуманную крепость в другом месте на выходе реки Белой из Майкопского ущелья. Как показало время, крепость, построенная в 1829 году на выходе реки Белой из Майкопского ущелья, конечно же сыграла свою определённую военную роль, но дальнейшего развития, как крепость в Майкопе не получила. После окончания Кавказской войны она была оставлена русскими войсками и со временем разрушилась.
Сегодня существует несколько версий происхождения названия крепости Майкоп, а потом и города, который вскоре разросся рядом с ней. Но все они сводятся к одному. Слово «Майкоп» в переводе с языка адыгейцев – коренного народа тех мест, означало «Долина яблонь».
Интересна и такая версия происхождения имени города Майкоп. Её выдвинул в своё время член-корреспондент Императорской Академии наук России Фёдор Щербина во втором томе своей книги «История Кубанского казачьего войска: История войны казаков с закубанскими горцами» изданной в 1913 году. По версии Фёдора Щербины так называлось стойбище крымских татар, которое они обосновали в 1717 году на месте расположения ныне города Майкопа. Буквальный слово «Майкоп» на крымскотатарском языке означало «Много масла». Не исключено, что такое название, данное крымскими татарами их стойбищу, связано не с животным жиром или растительным маслом, а с нефтью, которая порой выходила в низинах Майкопского ущелья прямо из земли. Насколько эта версия верна или нет судите сами.
При этом надо сказать, что первые упоминания слова Майкоп, как изменённого адыгейского слова «Мыекъуапэ» имеются в военных донесениях 1810 года генералу от инфантерии Сергею Булгакову командующему тогда экспедиционным корпусом на Кавказской войне от командира отряда посланного им для усмирения черкесов в ущелье, которое ныне называется Майкопским ущельем.
Повторно слово Майкоп, почти через пятнадцать лет после его включения в военные донесения 1810 года, упоминается в 1825 году в рапорте тогда генерал-майора Алексея Вельяминова командующему тогда войсками на Северном Кавказе генералу от инфантерии Алексею Ермолову о выходе его отрядов в район Майкопского ущелья рядом с которым через тридцать один год, как нам известно, начнётся создание крепости названной Майкоп. Вот о чём генерал-майор Алексей Вельяминов доносил в том рапорте: «Отряд наш стоит вне всякой опасности на обширной и отовсюду открытой равнине по правую сторону реки Сагуаша в вёрстах десяти ниже известной высоты под названием Майкоп». Поясню при этом, что река Сагуаша – это местное название реки Белой.
Кроме этого, слово Майкоп упоминается в наградном листе от января 1826 года на полковника князя Федора Бековича-Черкасского за его стойкость и героизм в сражении с горцами в июне 1825 года. В нём указано, что это сражение происходило «близ урочища Майкоп». Упоминается Майкопское ущелье и в других военных донесениях командующим Кавказской армией в 1830 и 1839 годах.
Предполагаемое художественное изображение местности, на которой была построена крепость Майкоп. Карта, на которой отмечена крепость Майкоп (после создания в 1860 году Кубанского казачьего войска крепость вошла в состав одного из семи его отделов – Майкопского отдела). План крепости Майкоп 1863 года.
Через год, как и заведено на Руси при создании нового поселения или крепости в Майкопе, как писала издаваемая тогда в городе Тифлисе, ныне это город Тбилиси газета «Кавказ»: «6-го января 1858 года в день Богоявления Господня совершено торжественное освящение воздвигнутого майкопского укрепления и заложение храма во имя Спасителя Николая Чудотворца».
В 1861 году, совершая инспекторскую поездку по северо-кавказским военным гарнизонам, в крепости Майкоп побывал император Александр II. В ней император Александр II провёл неофициальную встречу с командирами адыгских отрядов, воевавших на Северном Кавказе против русской армии, воинов которой, кстати сказать, кавказские джигиты называли «белыми волками». Эта встреча значительно ускорила окончание необъявленной Кавказской войны. Как известно, решение адыгских вождей добровольно перейти в подданство и под защиту России было принято ими ещё во времена правления царя Ивана IV более известного нам как Иван Грозной. Существует версия, что после того, как земли адыгов присоединились к России, всё это было скреплено тем, что царь Иван IV взял себе в жёны черкесскую княжну Гуэщэней, ставшей после крещения в православную веру Марией.
При всём этом надо сказать, что взаимоотношения между Россией и адыгами, а к ним относились абхазы, абазины, адыгейцы, черкесы, кабардинцы во все последующие времена складывались по-разному и не всегда ровно, но это уже, как говорится, совсем другая история и другая заметка, ожидайте её.
Что касается окрестных мест вокруг крепости Майкоп, то по данным археологов они были обжиты ещё в эпоху бронзового века или где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, а в первом тысячелетии уже нашей эры по Майкопскому ущелью проходила и одна из веток Великого шёлкового пути.
Адыгские народы, проживавшие в предгорьях Северного Кавказа, начиная с середины четырнадцатого века постоянно подвергались притеснениям со стороны Османской империи. В этих условиях, как уже сказано выше, адыгские вожди обратились в середине шестнадцатого века к русскому царю Ивану IV с просьбой принять их в состав России. Их просьба Иваном IV была исполнена и при этом после присоединения им была дана полная самостоятельность действий на своих землях.
После того как Кавказская война в 1864 году закончилась, крепость Майкоп потеряла своё военное значение. В марте 1871 года в крепости Майкоп было упразднено её военное управление, но должность коменданта крепости продолжала существовать ещё до 1886 года. Должность коменданта крепости с 1862 по 1886 год исправно исполнял полковник Феофан Дубяга.
В конце декабря 1870 года крепость Майкоп и образовавшееся вокруг неё поселение получили статус уездного города в составе Кубанской области и надел земли в шесть тысяч десятин для дальнейшего развития города. Главой города Майкопа или, как тогда называли старостой города стал купец второй гильдии Георгий Шапошников, бывший перед этим старостой майкопского поселения. Получение статуса уездного города позволило открыть в Майкопе первые две начальные школы и предложить на усмотрение императора Александра II герб города, который по неизвестной причине император Александр II не утвердил.
Предложенный и не утверждённый герб Майкопа 1875 года (при всём этом надо сказать, что вся геральдическая деятельность в Российской империи по распоряжению императора Николая I осуществлялась начиная с 1857 года так называемым Гербовым отделением при канцелярии Департамента герольдии. Хотя герб Майкопа и не был утверждён, его описание вошло в так называемую книгу-справочник «Гербы городов губерний областей и посадов Российской империи. 1649-1917» изданную в нашей стране в 2000 году в раздел «Уездные и окружные города гербы коих не внесены в Полное собрание законов Российской империи»).
Город Майкоп, находившийся на пересечении нескольких торговых сухопутных путей, стал, как говорится, из военного постепенно превращаться в обычный российский уездный город. Согласно «Сборнику сведений о Кавказе 1885 года» в Майкопе проживало несколько более одиннадцати тысяч человек и насчитывалось почти три тысячи домов.
В Майкопе появилось необходимое количество для обеспечения жизнедеятельности города и его жителей торговых заведений, гончарных и кожевенных мастерских, несколько мелких кустарных и промышленных предприятий, появилась также водяная мельница, маслобойня и сыроварня, а в городе стали ежегодно проводиться и три большие сезонные ярмарки. В конце того же девятнадцатого века в Майкопе начали работать две табачные фабрики и два пивоваренных завода. Кстати сказать. Один из них, основанный чехом Вацлавом Товаром в 1882 году действует под именем «Майкопский» и в наше время.
Майкопский пивоваренный завод в наши дни (приезжие и жители Майкопа главное здание пивоваренного завода порой ещё называют «Майкопским кремлём»).
К значимым событиям конца девятнадцатого века в Майкопе следует отнести освящение первого построенного в городе каменного Успенского собора, состоявшегося в год празднования девятисотлетия принятия христианства на Руси, появление в 1889 году в Майкопе Городской думы, выборным главой которой стал купец второй гильдии Дмитрий Зиньковецкий, открытие городского и реального училищ, общественной библиотеки.
А в 1897 году город Майкоп прибрёл и мировую известность. На его восточной окраине были раскопаны, а затем и исследованы профессором Санкт-Петербургского университета Николаем Веселовским несколько курганных захоронений, относившихся к четвёртому тысячелетию до нашей эры. В самом большом из курганных захоронений названным Ошад было обнаружено погребение правителя древнего племени солнцепоклонников и множеством изделий из золота и серебра. А четыре фигурки круторогих бычков, из которых две были отлиты из золота и две из серебра по мнению археологов и сегодня является самым древнейшим из найденных ювелирных украшений на нашей планете.
Часть предметов найденных в курганном захоронении Ошад (среди них были и серебряные стержни каждый длиной чуть более одного метра, которые предположительно могли служить для удержания ткани над погребённым. На них и были нанизаны фигурки тех четырёх круторогих бычков, о чём говорили соответствующие отверстия в их спинах).
В дальнейшем изображение головы одного из золотых бычков было вписано в современный герб города Майкопа. Все предметы, найденные тогда в курганных захоронениях Майкопа, сегодня экспонируются в так называемой Золотой кладовой Эрмитажа в составе коллекции «Золото Кубани».
А название курганного захоронения «Ошад» взято из старинной адыгейской легенды. Так звали старшего из пяти сыновей адыгейского правителя и его наследника у которых джигит из далёкого аула среди белого дня похитил красавицу сестру. Братья бросились за ним в погоню, но джигит меткими выстрелами из лука убил четырёх братьев из пяти, включая и самого старшего из них Ошада. Последний из живых братьев всё же догнал джигита, убил его и освободил сестру, но и сам от полученных ран вскоре умер. Братьев по традиции захоронили в тех местах, где они погибли и насыпали сверху огромные курганы.
Памятный знак на месте курганного захоронения Ошад (установлен в 1972 году на пересечении нынешних улиц Майкопа Курганной и Подгорной. На нём изображена часть предметов найденных в том курганном захоронении. До раскопок курганное захоронение был высотой в десять, а в диаметре почти сто метров. Само же погребение находилось на глубине чуть более десяти метров. Его стены были обшиты деревянными брусками, деревянный потолок был двойным, а дно погребения было выложено из речных булыжников. В погребении было три камеры. В самой большой камере был захоронен адыгейский правитель, в двух других камерах было ещё по одному и по всей видимости ритуальному захоронению. Все три скелета погребённых практически полностью истлели, но ученые по украшениям установили, что рядом с правителем похоронены мужчина и женщина, возможно его слуги. Всего во всех майкопских курганных захоронениях было найдено до двухсот золотых и серебряных украшений. К сожалению, после проведения необходимых научных исследований все курганные захоронения тогда сравняли с землёй).
К вышесказанному надо добавить, что город Майкоп завершил девятнадцатый век строительством к столетию со дня рождения поэта Александра Пушкина так называемого Народного Дома, названного в его честь Пушкинским Народным Домом. В Пушкинском Народном Доме разместили городскую библиотеку и народный театральный кружок, состоявший из местных любителей театра. Сегодня приемником в Майкопе Пушкинского Народного Дома является Русский государственный драматический театр Республики Адыгеи имени Александра Сергеевича Пушкина, построенный на месте разрушенного немецкими фашистами в годы оккупации Майкопа в 1941-1942 годах Пушкинского Народного Дома.
Здание Пушкинского Народного Дома на довоенной фотографии. Русский государственный драматический театр Республики Адыгеи имени Александра Сергеевича Пушкина.
В следующем двадцатом веке, в который город Майкоп вошёл с почти сорока тысячами жителей, Майкоп жил и развивался, как говорится, в полном соответствии с ходом исторических процессов, происходивших в прошлом столетии. О том, как разросся Майкоп к началу двадцатого века наглядно показывает план города, составленный в ноябре 1900 года и фотографии выполненные в конце девятнадцатого века.
План Майкопа 1900 года. Мост через реку Белая (на его месте в 1950 году была построена Майкопская ГЭС). Одна из улиц Майкопа.
Как известно, Россия в начале двадцатого века уверенно встала на путь промышленного развития. По всей Российской империи открывались новые заводы, фабрики, требовавшие огромных энергоресурсов. Добываемого в России угля и каспийской нефти для обеспечения их работы уже не хватало., В связи с этим в те времена по всей России развернулись поиски нефтяных месторождений, в том числе и на Северном Кавказе (читайте мою заметку «Первая промышленная нефтяная скважина в России забила недалеко от Анапы»).
Начались поиски нефтяных месторождений и в окрестностях города Майкопа, которые в 1909 году привели к открытию нефтяных месторождений, что значительно повлияло на дальнейшее промышленное и экономическое развитие Майкопа.
В годы перед Первой мировой войной Майкопе появились городские телефонная станция и водопровод, два кинотеатра и издавались три местные газеты. Были также построены шоссейные дороги до городов Туапсе и Белореченска, а в 1910 году к городу была подведена и железнодорожная ветка, которая связала Майкоп через город Белореченск с Армавиром и построен соответствующий железнодорожный вокзал.
Довоенное и современное здания железнодорожного вокзала (железнодорожный вокзал в Майкопе находится на его Привокзальной площади. На фасаде железнодорожного вокзала, как и на фасаде соседнего с ним здания автовокзала, названия Майкопа даны на русском языке – «Майкоп» и на адыгейском языке – «Мыекъуапэ»).
Городские власти Майкопа в начале двадцатого века задумались даже о строительстве в Майкопе трамвайных путей и дороги до города Романовска, ныне это всем нам известный курортный посёлок городского типа Красная Поляна Адлерского района города-курорта Сочи, но начавшаяся Первая мировая война не позволила всё это задуманное превратить в действительность.
Что касается участия адыгов, том числе и адыгейцев в Первой мировой войне то, как известно, в армию Российской империи мусульман, проживавших тогда на Северном Кавказе, не призывали. Но в начале Первой мировой войны многие из них, движимые чувством патриотизма стали обращаться с просьбами о их призыве в армию и отправке на войну с германцами. Император Николай II, идя им навстречу в конце августа 1914 года высочайшим Указом дал согласие на формирование из мусульман-добровольцев Северного Кавказа так называемого Черкесского полка Кавказской Туземной дивизии, которую в войсках называли ещё Дикой дивизией. При этом надо сказать, что, идя воевать, лошадей, снаряжение, форму одежды и холодное оружие мусульмане-добровольцы приобретали на свои средства.
Что примечательно для тех военных лет. В период Первой мировой войны в 1915 году в Майкопе был открыт один из первых на Северном Кавказе Учительский институт для подготовки педагогов начальных классов. В Кубанской области, в которую входил тогда и уездный город Майкоп, данный институт был четвёртым по счёту подобным учебным заведением. Завершил свою деятельность Учительский институт в 1922 году, подготовив к этому времени до тысячи учителей начальных классов. Его возрождение произошло в 1940 году в виде Учительского института, как первого высшего учебного заведения в Майкопе. В пятидесятых годах прошлого века на его учебной базе был уже создан Майкопский государственный педагогический институт, переименованный затем в Адыгейский государственный педагогический институт. В наше время это – Адыгейский государственный университет.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 17 ноября 2023 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!