Найти тему
КиноПсихолог

Кто кем манипулирует – Жертва Преследователем или наоборот?

"Ну, погоди!". Серия 11. Одиннадцатый выпуск

Возможно, в мультсериале "Ну, погоди!" и нет какого-то глубокого психологического смысла и никто даже не пытался его туда вложить, однако любопытные темы для размышлений дуэт Зайца и Волка подкидывает. Иногда интересные находки связаны и с второстепенными персонажами.

В очередном выпуске мы можем наблюдать профессиональное взаимодействие факира и корбы. Заклинатель змей спокойно и ненавязчиво наигрывает мелодию, которая заставляет змеюку вести себя достойно и миролюбиво. Выходит, кот управляет, манипулирует змеёй? Очень похоже на то. На первый взгляд.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Не будь змеи с ее повадками, особенностями, характером, сущностью, факиру не пришлось бы играть на дудке. Хочешь продемонстрировать, как ты укрощаешь опасную тварь будь добр, играй, выполняй условия, навязанные тебе этим существом. Под этим углом зрения уже можно говорить о том, что змея манипулирует заклинателем (естественно, исключительно в психологическом смысле, на уровне подсознания, ибо на уровне коммуникации у змеи не было целей управлять кем-либо).

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

По воле случая кобра переходит в руки, то есть лапы Волка. В отличие от факира, Волк не подписывался на это добровольно, однако какой-то вклад в приобретение змеи внес. Так и в жизни бывает мы обзаводимся какими-то связями "случайно", однако к ним нас приводит череда некоторых наших решений и выборов.

Ситуация другая, а механизм тот же. Да, Волк начинает играть на дудке (забавно, но в интернете не часто увидишь слова "факир" и "пунги", обычно так и пишут: "заклинатель змей с дудкой"). Он укрощает кобру, она успокаивается, становится даже славной и сонной, но опять же возникает вопрос: почему вообще Волк стал играть на этом инструменте? Он ведь изначально не желал этого делать, планов таких не имел. Однако как миленький стал "плясать под дудку" змеи, стал наигрывать колыбельную "по запросу" так сказать. Получается, что всё же змея управляла поведением Волка.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

В какой-то момент Волк переключается в активную позицию и избавляется от кобры. Кобра вам не Заяц, она не дает легких развлечений в духе Карпмана, в отношениях с ней присутствует реальная опасность, третий уровень игр, это то, от чего Волк не получает особой радости и удовольствия (разве что изредка в качестве исключения, приправы к бытию).

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Любые психологические манипуляции это всегда игра не в одни ворота. Это всегда парный танец, парный вид спорта, романтический ужин на двоих. По-другому не работает. Всегда нужен тот, кто управляет, и тот, кем управляют. Тот, кто поет, и тот, кому поют. Тот, кого укрощают, и тот, кто укрощает. Если один убегает, другой догоняет. Если один ускользает, то другой пытается поймать. Как только один отказывается играть свою роль, игра заканчивается (правда, на третьем уровне она может закончиться весьма печально). Да, в парном танце один ведет, а другой следует, но инициатива может быть и переходящей.

Можно было бы сказать, что "затейник" всех манипуляций Жертва, однако "реализатор" – несомненно, Преследователь. Именно он начинает "жертву" гнобить, воспитывать и укрощать. Суть психологической игры в том, что эти двое обязательно поменяются местами, ролями. А, значит, вчерашняя "жертва" начнет преследовать, а вчерашний "преследователь" начнет покорно плясать под ее дудку.