В середине «холодной войны» были важны не только баллистические ракеты и стратегические бомбардировщики, но и техника предупреждения о ракетном нападении противника. Важно было разместить её на некотором удалении от своих границ, чтобы иметь запас времени для реагирования в случае ядерной атаки. В этой статье мы расскажем о так называемых «Техасских башнях» – морских платформах, на которых размещались радиолокационные станции противоракетной обороны США.
Автор: Андрей Максимов
Это был первый, пусть и неудачный опыт, формирования американской системы обнаружения ядерного нападения.
Постановка задачи
В 50-х – начале 60-х годов ХХ века начал формироваться паритет в ядерных носителях между США и СССР. В Советском Союзе появились межконтинентальные бомбардировщики Туполева Ту-95 и Мясищева 3М. В состав советского флота стали входить первые ракетные подводные лодки. И пусть дальность полета их баллистических ракет была не очень большой, но угроза с моря для Америки стала вполне реальна. У американских генералов возникло опасение, что радары, расположенные на восточном побережье страны не смогут обеспечить время, необходимое для реакции стратегических ядерных сил в случае потенциального ракетного удара по США со стороны Атлантического океана. Лаборатория Линкольна Массачусетского технологического института в 1952 году предложила расширить зону радиолокационного покрытия в Атлантике за счёт строительства специальных платформ по типу нефтедобывающих. Американские инженеры подсчитали, что радары, размещенные на таких платформах, смогут расширить зону обнаружения воздушных целей на несколько сотен морских миль, что даст запас времени до 30 минут для более раннего предупреждения об атаке. То, что эта идея рабочая, подсказывал опыт Великобритании во время Второй мировой войны, когда англичане построили в устье рек Темза и Мерси так называемые форты ПВО, на которых кроме зенитных орудий устанавливались и радиолокационные станции, предупреждающие о налетах немецких бомбардировщиков и ракет. Об этих платформах смотри статью «Необычная фортификация. Форты Манселла».
Начало развертывания
Утверждение объёма финансирования проекта произошло в январе. Работы начались в первой половине 1954 года. В общих чертах, строительство напоминало строительство английских фортов ПВО. Платформа в плане была равносторонним треугольником со стороной в 61 метр. Опиралась она на три опоры, которые располагались в вершинах треугольника. Как и английские предшественники, башни строились на суше. После постройки, они доставлялись по морю к месту установки. Глубина моря в месте нахождения башни должно было быть около 20 метров. После установки башни на дне моря, на ней начинался монтаж радиолокационных станций и другого оборудования. Сама платформа имела две палубы, на которых располагалось оборудование и жилые помещения. Внутри двух опор находилось топливо для дизель-генераторов. В третьей опоре был заборник опреснителя морской воды. Дополняли оснащение башни вертолетная площадка и кран для поднятия грузов с судов снабжения.
На каждой башне была смонтирована поисковая РЛС AN/FPS-3 (в процессе эксплуатации они были заменены на AN/FPS-20) и две РЛС-высотомера AN/FPS-6. Все три РЛС сверху были накрыты сферическими радиопрозрачными обтекателями диаметром 17 метров. Первоначально, с берегом башни должны были соединяться подводным кабелем. Но тогда (конец 50-х годов), американские военные посчитали такое решение чрезмерно дорогим, и для связи с североамериканским континентом была организована тропосферная линия связи. Поэтому на одной из треугольных сторон платформы появились три параболические антенны. По меркам сегодняшнего дня такое решение совершенно неправильное, так как средствами радиоэлектронной борьбы можно просто изолировать башню от системы ПВО страны, но тогда, в середине прошлого века, о таких возможностях даже не думали.
Для снабжения башен была создана специальная авиационная эскадрилья, базирующаяся на авиабазе Отис. Вначале на её вооружении находились вертолеты Н-21В, которые в 1962 году были заменены на три вертолета Sikorsky SH-3. Для доставки тяжелых и габаритных грузов использовался транспорт снабжения USNS «New Bedford» AKL-17. Это был военный транспортный корабль типа «Camano». Построен в 1944 году как корабль снабжения армии США FS-289, и служил в Береговой охране США. В 1950 году он был включен в состав военно-морского флота как военный транспорт AKL-17. Интересен способ передачи грузов с «New Bedford» на башню. С неё на кране спускался большой надувной «бублик» с перилами, который нагружался передаваемыми грузами. Нагруженный «бублик» краном поднимался на палубу платформы. Немного отвлекаясь, скажем, что однотипные корабли переоборудовались в США как первые корабли радиоэлектронной разведки. Об одном из таких кораблей смотри статью «Захват «Пуэбло»». Почему то эти конструкции стали называть «Техасскими башнями», хотя никакого отношения к штату Техас они не имели. Возможно, это название появилось потому, что они отдаленно напоминали буровые платформы, добывающие нефть недалеко от побережья Техаса.
История эксплуатации башен
По плану должны были построить пять башен, расположенных на определенном расстоянии от побережья США от Вашингтона до границы с Канадой. Но в процессе строительства от двух самых северных башен отказались по причине бюджетных ограничений. В строй были введены башни №№ 2,3,4. Башня №2 встала на боевое дежурство первой в 1958 году. За ней, в следующем году – башни №№3 и 4. Настоящей проблемой при эксплуатации стала вибрация. С одной стороны, шум и вибрация при работе аппаратуры, с другой – вибрация опор при воздействии ветра и волн. Кроме этого, команду башен очень сильно раздражали звуки противотуманных сирен, которые автоматически включались при уменьшении видимости. В отличие от английских фортов ПВО, условие для работы и жизни людей на «Техасских башнях» были значительно хуже. Кроме этого, американские инженеры не смогли решить ряд проблем, влияющих на безопасность башен. Так, башня №4 была расположена на глубине значительно больше расчетной 56 метров (для сравнения – башня №2 была установлена на глубине 24 метра). Поэтому при установке на дно опоры были соединены для прочности несколькими балками-распорками, и в 1960 году дополнительно под самой платформой установили второй комплект распорок. Команда этой башни больше остальных страдала от «морской болезни». Поэтому №4 получила неофициальное прозвище «Старый Шаки».
12 сентября 1960 года, один из ураганов, бушевавших над Атлантическим океаном – «Донна» – прошел над местом, в котором была установлена башня №4. Был сорван подвесной мост и одна из антенн тропосферной связи. Американцами было принято решение о демонтаже «Старого Шаки». Но не все было так просто. Дело в том, что полностью эвакуировать персонал было нельзя. Американские спецслужбы опасались, что на башню высадится советская морская пехота и захватит секретное оборудование. Его демонтаж затянулся. В январе 1961 года, при приближении очередного шторма, на эвакуацию людей был отправлен «New Bedford» и еще один корабль – USS «Wasp» CV/CVA/CVS-18 – бывший тяжелый авианосец времен Второй мировой войны, который в 50-х годах был переклассифицирован в противолодочный авианосец. Но оба корабля опоздали. Во время шторма башня исчезла с радаров. Судя по всему, под воздействием ветра и волн, опоры сломались, и башня №4 утонула. Погибли все находящиеся на ней люди – 28 человек. Спущенные под воду водолазы нашли только два тела.
Растущая дальность и скорость баллистических ракет, которые стали главной угрозой США, снизили интерес к двум оставшимся башням. На них установили специальные спасательные капсулы, позволяющие экипажам покинуть башни в случае урагана, а потом приняли решение об их закрытии. Технология демонтажа было оригинальной. Самое ценное – это платформа с оборудованием, которую надо было отбуксировать в порт для разборки. Для этого, в опоры оставшихся двух башен была закачена специальная пена, после чего платформы направленными взрывами сбивались с опор. С башней №3 все прошло, как задумывалось, и платформу от нее доставили в порт. С башней №2 не получилось – её платформа вместе с опорами затонула. Так закончилась первая попытка использовать морские платформы для нужд ПРО США. Первое время после снятия башен с дежурства их роль стали выполнять самолеты дальнего радиолокационного обнаружения ЕС-121, которые базировались на ту же авиабазу Отис.
Новый подход. Плавучий радар SBX-1
Однако идея разместить в море радары противоракетной обороны не оставляла американских военных. Слишком велика была выгода – формирование радиолокационного поля в любой точке Мирового океана. К 80-м годам прошлого века значительное развитие получили не только РЛС с фазированными решетками, но и морская техника, в частности, полупогруженные платформы для установки на них бурового оборудования. Эти морские гиганты имеют огромные палубы для установки на них вышек. В 2006 году в США за 815 миллионов долларов был создан уникальный морской радар Sea-Based X-Band Radar – SBX. Он стал одним из ключевых элементов системы ПРО США, и предназначается для выдачи целеуказания силам ПРО при перехвате боеголовок, летящих на среднем участке траектории – вне атмосферы Земли.
За основу SBX-1 взяли самоходную полупогруженную нефтедобывающую платформу CS-50 «Moss Sirius», которая изначально предназначалась для добычи нефти в Северном море. Платформу построили в российском Выборге на местном судостроительном заводе в 2001 году. Главная палуба имеет размеры 119 на 70 метров и водоизмещение 50 500 тонн. Вспомогательные двигатели позволяют платформе передвигаться со скоростью 13 узлов. Заказчиком CS-50 «Moss Sirius» была норвежская компания «Moss Maritime» – сегодня входит в состав группы «Saipem». Американцы перекупили платформу и перегнали ее в город Браунсвилл на границе с Мексикой, где на неё установили радар весом чуть меньше 2 000 тонн. Он закрыт радиопрозрачным шарообразным куполом. Окончательную установку оборудования произвели в Перл-Харборе.
В 2007 году SBX-1 совершил самостоятельный 35-ти суточный переход из Перл-Харбора в район Алеутских островов, где встала на боевое дежурство в районе острова Адак. Задача – отслеживать ракетные пуски с территории Китая, КНДР и контролировать российский полигон Кура на Камчатке. В начале этого года прошла информация, что радар, прошедший техническое обслуживание в Перл-Харборе, возвратился в базу на Алеутских островах для продолжения боевого дежурства. Радары в океане продолжают нести службу.