ВОЗРОЖДЕНИЕ. ХРИСТИАНСТВО БАРОККО
Идейно Эпоха итальянского возрождения отдалена от христианства.
Несмотря на материализм, религиозность ренессансных людей была ни чуть не меньше, чем средневековых.
На первый взгляд, может показаться, что Христианство и Античность стоят друг против друга.
Однако, флорентиец Марсилио Фичино сумел добиться слияния двух идеологий.
Ты знаешь Марсилио Фичино?
Марсилио Фичино глава Флорентийской академии, не гуманист и не оратор, но просвещённый богослов - неоплатоник.
Философия Фичино вращается вокруг идеи любви.
Любовь -- это та движущая сила, которая заставляет Бога излить свою сущность на мир.
С другой стороны, любовь заставляет божественное творение искать соединение с Творцом.
Философия Фичино не сложилась в философскую школу и не нашла продолжателей.
Тем не менее, она оказала огромное влияние на художников и поэтов мыслителей - Джордано Бруно, Торквато Тассо и Микеланджело.
Микеланджело не только величайший художник и скульптор эпохи Возрождения.
Он также поэт, доносивший в стихах своё мироощущение.
Микеланджело осознаёт противоречие между пределами человеческого совершенства и обожествления человеческой личности, которая характерна для Ренессанса.
Художник прибывает в мучительной борьбе с самим собой. В творческих муках он доходит до сомнений о смысле собственного творчества. В Христианстве, Микеланджело видит способ воплотить духовное в материальном.
Ренессанс подчёркивает свою приверженность к античным идеалам. Но, вместо упорядоченности, приходит к противоречию с духом Античности. Ренессанс отказывается и от средневекового единства.
Эпоха Возрождения творит хаос, в котором носятся одинокие и неприкаянные личности, полные отчаяния и безмятежной тоски.
Они находятся в круговороте. Осознают свою разобщённости от мира и от других личностей.
Внутри Христианства, отдельная личность тоже не осознаёт своё место.
Микеланджело в своих стихотворениях выражает мучительное ощущение неприкаянности.
В одном из своих последних стихотворений, Микеланджело представляет, пожалуй едва ли не лучшее изображение трагизма эпохи Возрождения.
Он рисует человеческого титана, самоутверждение которого основано на презрении к людям.
Леонардо да Винчи -- величайший художник и учёный эпохи Возрождения занимает совершенно другую позицию.
Для Леонардо существует только действительность. Её надо схватить, тогда она будет интересна и прекрасна.
Да Винчи безразличен к человеческому роду. Ему важна лишь легенда о самом себе.
Художнику почти всё равно, чем заниматься и за что получать деньги. Он говорит, что служит тому, кто больше заплатит.
Леонардо да Винчи равнодушен к социальным проблемам. Легко переходя, из одного лагеря в другой, гений равнодушно созерцает злодеяния, окружающие его.
Судьба Италии не интересует художника. Точно так же, как любой факт социальной жизни.
Философия Леонардо да Винчи эгоцентрична.
Художник проявляет огромный интерес к изучению природы, но, делает это без всякой цели.
Леонардо да Винчи стремится сделать науку общедоступной, но умалчивает о роли науки для человека.
Леонардо равнодушен к царившим вокруг него злодеяниям. Художник хочет жадно жить и одновременно бессознательно желает саморазрушения.
Самый популярный образ, который создаёт Леонардо Джоконда.
Зритель, восхищаясь произведением, фактически соглашается с её безразличием к миру и отстранённости от основных вопросов бытия.
Отстранённость приводит к тому, что каждый зритель может понимать картину, как хочет. Это делает Джоконду загадочной.
Такая отстранённость отсутствует в иконе.
Посмотри в глаза Джоконды.
Ты, без труда заметишь, что она не улыбается.
Это лицо -- хищная маска с холодными глазами и точным знанием, что жертва, которую хочет получить Джоконда, беспомощна.
Джоконда -- это вершина и символ Ренессанса.
В улыбке Моны Лизы сокрыта вся материальная направленность возрожденческой личности.
Икона не настроена на сиюминутное настроение зрителя. Икона призывает открытию вечности во всяком человеке.
Отношения Леонардо да Винчи и Микеланджело складывается неблагоприятно.
Почему?
По тому, что два мастера имели совершенно разные точки восприятия мира.
В 1504 году они были приглашены флорентийским городским советом для работ над фресками в зале большого совета дворца Векью.
До нас дошли лишь копии гравюры центральной части картона, которые были выполнены ими на тему битва при Ангиари.
Художники дали два совершенно разных видения одного исторического события.
Леонардо да Винчи изображает битву, как природное явление. Бешеные кони. Лица бойцов искажены дикой злобы. Дикая ярость захватила природу, людей и топит их в бесконечности.
Микеланджело изображает момент человеческой истории.
Пизанцы неожиданно нападают на флорентийцев, когда те купаются в реке Арно и ощущают себя в безопасности.
Художник рисует драматическое событие.
Сцена, изображённая Микеланджело имеет двойной смысл.
С одной стороны это один из героических эпизодов прославленной флорентийской истории.
С другой стороны, намек на христианскую духовность.
Время тяжких испытаний для христианина наступает, когда он к ним менее всего готов.
Само смятение может стать силой для преодоления испытаний. Именно сверхъестественная сила, которая побуждает к действию и составляет цель искусства Микеланджело.
Леонардо да Винчи олицетворяет чувство природы.
Микеланджело олицетворяет нравственное чувство.
Благодаря которому, у человека возникает потребность отделиться от природы и найти связь с Богом.
В "Битве при Ангиари" художники показали два типа мировоззрения.
Леонардо да Винчи и Микеланджело Буанароти разнесли понятие о человеческой душе по двум разным полюсам.
Эта полярность исчезает у Рафаэля Санти.
Рафаэль в своем творчестве примирил обе мировоззренческие тенденции.
Рафаэль изучает творчество Леонардо и Микеланджело.
И приходит к выводу, скорей интуитивно, что обе позиции опасны.
Рафаэль создает во Флоренции произведения, которые имеют долговременный успех.
В своих работах Санти придерживается религиозных и общественных позиций искусства, а также остаётся верен мифу об единстве Италии с Античностью.
В подтверждение этих слов, рассмотрите фреску "Афинская школа".
На фреске изображённый Сократа, имеет явное сходство с Леонардо.
Искусство Рафаэля быстро приобрело популярность и признание церкви.
И помогло последней выстоять во времена Реформации, которая явилась с германских земель.
Итальянская католическая церковь отстояла свои позиции, во многом опираясь на искусство.
Известный художник XVI века доминиканец Фра Бартоломео чувствует опасность витающую в воздухе.
Эта опасность отдаляет человека от церкви и её обрядов.
Доминиканец понимает, что единственный выход состоит в массовой вере.
Он рисует алтари перед, которыми молится народ и хочет достичь в изображении наибольшей убедительности.
Алтарь -- это не просто картина, а предмет религиозного культа и обряда.
Алтарь и органная музыка вызывают у всех одно и то же чувство радости и благоговение в молитвенном порыве.
Если речь идёт о благоговении, не значит ли это, что во времена VI века, итальянское искусство возвращается к византийской традиции?
Так как, именно, благоговение является важным для византийского искусства.
Такого не происходит.
К VI веку две христианские церкви разделились на восточную и западную и стали совершенно различны между собой.
В православии и католицизме глубоко различная практика молитвы.
Феофан Затворник даёт совет: "Во время молитвы никаких образов держать в голове не следует".
Во время католической молитвы предполагается удержание в уме и вызывание в памяти некого зримого образа. Например, мысленно представлять языки пламени.
На смену итальянскому возрождению приходит стиль барокко.
Барокко - пафос, эффекты, подчёркнуто объёмные чувственные формы, усиление выразительности образов, всевозможные преувеличения.
Барокко, есть результат борьбы католической церкви за своё влияние.
Это движение называется Контрреформация.
В чертах барокко рельефно выражены особенности католической церкви, её молитвенная практика и описание святых.
Давайте познакомимся с памятниками барокко, которые приводятся чаще всего в книгах по искусству.
Перед вами самая выразительная и популярная скульптура стиля барокко.
Памятник, который называется "Экстаз святой Терезы" из алтаря церкви Санта Мария де ла Витория в Риме.
Работа известнейшего мастера эпохи барокко Джованни Бернини.
В целом для стиля барокко характерно преувеличенная театральность.
Скульптурное изображение ангела рядом со святой Терезой напоминает Эрота из-за игривого выражения на лице и колчана со стрелами.
Театральность барокко нужна для того, чтобы произвести эффект и воздействовать на сознание масс.
Барокко рассчитано на потрясение зрителя образами, формами и иллюзиями.
В барокко присутствует преувеличенная выразительность.
Основные типы произведений стиля барокко:
1. Монументальные декоративные росписи, главным образом плафонов на потолках.
2. Алтарные картины для храмов с изображением сцен чудес и мученичество.
3. Огромные исторические и аллегорические композиции.
4. Парадный портрет.
Барокко нужно понимать в связи с архитектурными формами и градостроительными задачами.
В эпоху барокко город воспринимается, как произведение искусства.
Историческая ситуация в католическом мире диктует укрепление центральной и политической власти.
Перестройка городов, все городские преобразования направлены на достижение идейной и политической цели.
XVI век - время великих географических открытий и достижений науки, что позволяет увидеть мир по-новому.
Всё становится сценой для зрелищ, что помогает манипулировать сознанием масс и утверждать престиж политической и религиозной власти.
Искусство барокко создаёт необходимую обстановку не только для религиозных обрядов, но и для королевских церемоний.
Жизнь двора разыгрывается подобно спектаклю, для которого необходимы театральные декорации.
Сцены жизненного спектакля распространяются на весь город.
Средневековый город разрастается естественно.
Барочный город закрепляется проектом.
В барочном городе присутствует система главных точек: дворец, храм, площадь и связующие их широкие и прямые улицы, которые застроены под одну высоту зданий.
Каждую улицу стремились завершить зданием или памятником.
Программа реконструкции Рима, которая производилась при папе Сиксте V в 1585 -- 1590 году ориентировалась на многочисленных паломников.
В это время паломники устремились в Рим.
Принимается решение реконструировать город в стиле барокко.
Барочный город рассчитан на восприятие заезжих гостей, выражаясь современным языком, на восприятие туристов.
Барочные постройки имеют установку на праздник и зрелище. Они преувеличены в художественном выражении и совершенно не приспособлены к жизни.
Барочный город имеет ориентиры, которые направляют движение и внимание людей.
Придают смысловое значение каждой отдельно стоящей композиции.
Ориентиры связаны в сеть и эта сеть является системой города.
В эпоху Ренессанса художественная форма освобождается от конструкции.
Во времена барокко это освобождение доводится до конца.
Возрождение стремилось к идеалам Античности.
В то же время, отходило от Античности.
Ренессанс становится всё дальше от целостности и от чувства реальности, которое свойственно античному человеку.
Ещё дальше, чем эпоха Возрождения от целостной реальности отходит барокко.
Чем дальше барокко отходит от целостного восприятия действительности, тем оно становится всё более иллюзорным.
Для великих итальянцев, которые были выразителями эпохи барокко, Бернини и Борромини, поиски в сфере творчества стали напряжением, так как, оба в своём желании превзойти мир, отказывались от него.
Бернини воспринимает искусство, как реализованное воображение, которое господствует над реальностью и заменяет реальность.
Барокко, постепенно утрачивая религиозное содержаниестановится декором и украшением.
Барокко незаметно превращается в лёгкое и привлекательное искусство, не заполненное более идеологией.
Православие к господству над реальностью не стремится.
Православная культура стремится к интимному постижению реальности и ритмичному существованию с ней.
Для православной традиции творчество это сотворчество с Богом, которое находится в взаимосвязи с миром и не стремится господствовать над ним.