Недавно прочитал статью, где подробно рассказано о последствиях подземных ядерных взрывов в марте 1971 года по руслу запланированного канала, по которому намеревались перебросить воды Печоры в Волгу.
Мы живём на берегу Печоры, поэтому в случае осуществления данного проекта почти все радиоактивные вещества со дна канала вода уносила бы от нас в Каму, Волгу, к большим городам на её берегах, оставляла бы на дне волжских водохранилищ, а часть попадала в Каспийское море. А какой сюрприз ждал бы нас здесь на Печоре? Конечно, не обошлось бы без радиоактивного заражения, но не только радиация воздействовала бы на природу и людей.
Печора полноводна только весной во время половодья. Летом она настолько мелка, что дети переходят её вброд. Не раз видел, как некоторые взрослые не дожидаются перевоза, раздеваются, связывают одежду в узелок и переходят реку. Чтобы набрать достаточное количество воды к переброске, пришлось бы к этому делу подключать реку Илыч, которая впадает в Печору в 110 километрах ниже проектируемого русла канала. Плотину пришлось бы делать достаточно высокой, чтобы илычская вода самотёком пошла в канал. Жутко даже представить, какая площадь лесов была бы залита водой. Лес постарались бы вырубить, но, примерно, 50 лет назад я был у Рыбинского водохранилища и видел его западный берег, который в то время на многие метры был сплошь забит всплывшими и не убранными деревьями - в воду не зайдёшь.
Ладно, представим, что дно водохранилища вычистили от деревьев, но всплывёт лес на болотах, а оттуда его не взять.
Преддипломную практику и сбор научного материала наша группа студентов проводила в лесах рядом с Рыбинским водохранилищем. По моим наблюдениям, чем ближе мой учётный маршрут располагался к берегу водохранилища, тем меньше встречалось воробьиных птиц, гнездящихся на земле. Понимаю, что это выводы всего лишь студента дипломника и нужны дополнительные исследования, но всё же. Считаю, что огромная холодная масса воды распространяла холод на землю, что не благоприятствовало высиживанию птенцов, размножению насекомых - корма птиц. И вот такая же масса воды была бы и на Печоре, где зимой, правда, всего однажды, была зафиксирована минимальная температура в - 53 градуса. Как бы птицы, звери выживали в таких условиях – низких температур при высокой влажности воздуха? А люди смогли бы как-то приспособиться? Наверное, смогли бы, но это потребовало бы сменить привычный образ жизни.
Изменилась бы жизнь в районе канала, но и ниже по Печоре произошли бы изменения. Какие, я не могу представить. У Печоры истоки находятся гораздо южнее её устья. Вместе с водой переносится какое-то количество тепла на север, а канал отбирал бы его и направлял на юг, значит, ниже по течению ближайшая к реке территория недополучала бы привычного количества тепла.
Хорошо, что канал не построили, хотя какие-то силы его старательно продавливали. А ведь события могли бы развиваться ещё более «интересно».
Большинство читателей, как мне кажется, знают, что на Каспии есть залив Кара-богаз-гол, один из переводов его названия - «чёрная пасть». Вода из Каспия через узкое горло шириной всего 200 метров постоянно изливалась в этот залив, там испарялась, в результате чего получался крепкий рассол, плотность которого сравнима с плотностью воды в Мёртвом море. В конце 20-х годов прошлого столетия там построили завод, который использовал этот рассол. Потом было замечено, что Каспий мелеет. Решили, что если перекрыть узкий пролив, то вода не станет стекать и сократится испарение. Перекрыли. Вода в заливе испарилась, завод лишился сырья. Каспий продолжал мелеть, а потом осадков в европейской части России стало выпадать больше, Каспийское море стало наполняться. И вот тут соседнее государство предъявил счёт Советскому Союзу за подтопленное имущество, за землю, которую и у них тоже стало заливать. Плотину срочно переделали и стали сливать воду в залив, но уровень Каспия продолжал расти. Теперь же наша страна могли ответить на претензию соседей, что нашей вины в том нет, это всё проделки природы.
А вот представим, построили бы плотину на Печоре, направили воду в Каспий, уровень там стал бы расти, затопляя землю соседних государств, они нам предъявили счёта за затопленное имуществ, и никто не знает, сколько бы они там насчитали, и что же пришлось бы нашей стране делать? Выплачивать деньги? А уровень воды в Каспийском море из-за обильных осадков и воды Печоры всё поднимался бы, а счёт всё увеличивался. И вот пришлось бы выбирать: платить или сносить плотину, но теперь уже на Печоре.