Перед Новым 1953 годом мама ушла в роддом. Мы с Риммой ходили ее навещать. Внутрь роддома нас, конечно, не пустили, но в окно мама показала нам маленький сверточек. Родилась наша младшая сестренка Олечка.
Я тогда училась уже в седьмом классе, и мне предстояло сделать выбор, куда пойти учиться дальше. Я старшая, надо помогать родителям, поднимать младших, быстрее выучиться и получать зарплату. Та же мамина бухгалтерша посоветовала поступать в финансовый техникум. Бухгалтер - хорошая специальность для девочки, не на ферме, не на лесоповале, сиди в кабинете в тепле и считай на счетах. Вот так и очутилась я в городе Сортавала. Вступительные экзамены сдала без троек, меня определили в общежитие и дали стипендию 140 рублей. Чтобы было понятно, до денежной реформы 1961 года мамина зарплата была 400-500 рублей. Родители присылали 100 рублей в месяц. Вот на эти деньги и жила, питались в основном кашей. Иногда мама присылала посылку с чем-нибудь вкусненьким, это был праздник. Как-то раз мама прислала шерстяную кофточку, синюю с коротким рукавчиком. Все девчата в общежитии в этой кофточке сфотографировались, да и на танцы она была нарасхват. Так и сносили мою кофточку до дыр. А на шестнадцать лет бабушка Анна подарила мне часы «Звезда». Вот этот подарок я никому не давала, носила сама, с руки не снимала.
Бабушка умерла в тот же год, пошла доить корову, упала и умерла. Бог дал ей легкую смерть. Меня вызвали телеграммой на похороны. Оле тогда было всего два года. Она не понимала, что бабушки больше нет, и все спрашивала: «Бабушка встанет? Поспит и встанет?» Но бабушка не встала, и Оля горько плакала.
5