Модернизированная версия знаменитого Ил-96 проходит летные испытания. Более 30 лет потребовалось для реализации изначально запланированной конструкции. Во многом это заслуга усовершенствованного двигателя. А можно ли пойти дальше, раз уж взят такой хороший старт?
Из истории создания
История началась в 70-х годах, когда потребовался новый самолет для дальнемагистральных перевозок. Изначально планировалось создать новую модель Ил-86Д с 4 двигателями НК-56 (18 000 кгс каждый). Однако по ряду причин от НК-56 отказались в пользу двигателя ПС-90 с меньшей тягой. Это повлекло значительные изменения конструкции: уменьшение длины фюзеляжа, увеличение площади крыла, сокращение пассажироемкости. Кроме того, был улучшен интерьер и оснащение салона. В итоге получился совершенно иной самолет, именуемый сейчас Ил-96.
28 сентября 1988 года состоялся первый полет нового Ил-96-300. С тех пор было выпущено 29 машин. Сейчас именно эта модель состоит в парке авиакомпании «Россия» и является самолетом Президента РФ. Для понимания степени преобразования сравним технические характеристики «президентского» самолета с предшественником.
Ил-86
▪ двигатели — НК-86 (4 х 13 000 кгс);
▪ размах крыла — 48,10 м;
▪ длина самолета — 59,94 м;
▪ высота самолета — 15,81 м;
▪ площадь крыла — 320,00 м2;
▪ пассажироемкость — 350 чел.;
▪ взлетная масса — 215,00 т;
▪ масса пустого снаряженного самолета — 111,50 т;
▪ крейсерская скорость — 950 км/ч;
▪ дальность полета с максимальной нагрузкой — 3800 км;
▪ дальность полета с пассажирами и багажом — 4350 км;
▪ максимальная высота полета — 12 000 м.
Ил-96-300
▪ двигатели — ПС-90А (4 х 16 000 кгс);
▪ размах крыла — 60,10 м;
▪ длина самолета — 55,35 м;
▪ высота самолета — 17,57 м;
▪ площадь крыла — 391,60 м2;
▪ пассажироемкость — 300 чел.;
▪ взлетная масса — 240 т;
▪ масса пустого снаряженного самолета — 122,30 т;
▪ крейсерская скорость — 900 км/ч;
▪ дальность полета с пассажирами и багажом — 9000 км;
▪ максимальная высота полета — 13 100 м.
Второй блин комом
Решение о создании нового самолета поставило крест на возможности модернизации и продолжения серийного производства Ил-86, который был легче и вместительнее.
Получившаяся же машина не снискала большой популярности ни в России, ни за рубежом. Однако был и запасной план — создание грузовой версии Ил-96Т. Она была выпущена, причем в полноразмерном варианте. Но двигатели остались прежними, а никому не нужен самолёт, неспособный брать полную нагрузку на борт. Поэтому и о грузовой версии, которая очень пригодилась бы Министерству обороны, надолго забыли. Резво начавшись, проект заглох в 90-е.
Увеличение тяги и надежды на будущее
Для восстановления репутации серии в 2007 году был создан двигатель ПС-90А1 с увеличенной тягой — 17 400 кгс. Он стал «сердцем» для новой грузовой модели Ил-96-400Т и отправной точкой для дальнейших разработок. Ведь суммарное увеличение подъемной силы от 4 двигателей уже становится ощутимым.
Благодаря ПС-90А1 в 2015 году заговорили о дальнемагистральном Ил-96-400М с удлинённым на 9,35 м фюзеляжем и вместительностью до 370 пассажиров (против 300 у предшественника). Отныне не было абсолютно никаких причин для того, чтобы не применять эти самолёты для нужд транспортной авиации.
Необратимая жажда улучшения
Превращение Ил-96-300 в 400М было выполнено путем удлинения фюзеляжа, обновления электронных систем и оборудования, установки более мощных двигателей, импортозамещения ряда элементов. В октября 2023 года самолет совершил свой первый испытательный полет. Он продолжался 26 минут на высоте 2 000 м при скорости 390 км/ч.
«Первый и успешный полёт модернизированного Ил-96-400М — это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолёт не просто сохранил высокие показатели Ил-96–300 — он получил новые эксплуатационные и транспортные возможности», — прокомментировал испытания глава Минпромторга Денис Мантуров.
А можно ли пойти еще дальше в совершенствовании этой конструкции? Например, поставить 2 более мощных двигателя вместо 4?
Об этом еще в 2018 году упомянул исполнительный директор ПАО «ВАСО» Сергей Исаенко:
«Мы понимаем, что двигатель ПС-90А1 недостаточно эффективен, но в то же время он отвечает требованиям мировых стандартов по уровню шума и выбросов в атмосферу. [...] переход на два двигателя — это перспектива ближайшего будущего, о котором мы думаем уже сегодня. Нам бы, конечно, хотелось, чтобы это была двухдвигательная версия с двигателем российского производства, например, ПД-35».
Приложение мечты к реальности
На получаемую за счет указанной ремоторизации немного сниженную топливную эффективность никогда не делали акцент. Ведь для транспортной авиации всегда лучше 4 двигателя, чем 2. И это однозначно. Но по большому счету теперь поставить 2 двигателя тоже не проблема. Причем для этого переделать в Ил-96 придётся только крыло. Если вспомнить техническую механику и немного нагрубить конструкторам, то можно сложить нагрузку на крыло от двух ПС-90А1 и найти точку приложения равнодействующих сил.
Именно туда, в идеале, может встать долгожданный двигатель ПД-35. Это позволит не увеличивать плечо и, соответственно, нагрузку на узел крепления крыла к фюзеляжу. Если поделить тягу одного ПД-35 на 2, то получится ровно 17,5 тонн. Получается, по тяговым характеристикам 35-тонник подходит под крыло Ил-96-400М практически идеально. При этом узел крепления двигателя придётся перенести и значительно усилить, перепроектировать топливную систему и проводку.
Конечно, это очень грубая модель, и мы извиняемся за такое обобщение. Но для понимания принципа, почему два ПС-90А1 и один ПД-35 — это одновременно в чем-то одно и то же, а в чем-то — совершенно разные вещи, этого должно быть достаточно.
Возможно, пока ничего менять в Ил-96 не будут, и он сохранит безупречную репутацию самого надёжного самолёта. Будем надеяться, что после ремоторизации в надёжности он не потеряет, а в экономичности, наоборот, приобретёт.
В этом отношении прекрасно, что у России будет полностью свой широкофюзеляжный самолёт без обязывающего партнёрства с Китаем. Хотя для CR929 тоже будут поставляться те же ПД-35. Так что объёмы производства двигателей будут хорошие, и это не учитывая создания на их основе энергетических установок, что является обычной практикой.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA