Слово Иерусалим у меня с детских лет вызывает благоговейный трепет и волнение, ибо оно часто упоминалось в сказках, которые рассказывал нам перед сном отец. Наш отец, будучи историком по образованию, писателем и творческим человеком по призванию, часто нам рассказывал в детстве им же самим же придуманные сказки, причудливым образом перемешанные с историческими фактами древности.
Затем в школьные годы и позже, изучал историю о крестовых походах Средневековья, когда лилось море людской крови за обладание этим священным местом и городом-Иерусалимом, за обладание Гробом Господним.
Иерусалим является колыбелью трех мировых религий- христианства, иудаизма и ислама. В древности люди ходили в Иерусалим пешком, по дороге молились и каялись, чтобы достойно войти на Землю Святую, пропитанную кровью Богочеловека, то есть Иисуса Христа. Святые люди не решались войти туда, считая себя недостойными. Испокон веков людей притягивает сюда не просто любопытство, а духовное стремление стать сопричастниками духа святого. В этом городе время замерло, а отпечаток духа Божьего ощущают даже неверующие. Иерусалим неповторим, невыразим и незабываем!
И вот наконец осуществилась давняя моя мечта детства- своими глазами посмотреть это Святое место. Паломником, конечно, я себя не назову, хотя что-то похожее в данном случае имеется.
Кстати, слово «паломничество» произошло от слова «пальма», поскольку жители Иерусалима в те давние времена встречали Иисуса Христа с ветками пальмы на руках. Паломничество в Израиль из Древней Руси имеет давнюю историю. Оно имело место со времен средневековья, еще до установления четырехсотлетнего владычества Османской империи (1517-1918 г.г.). Поток паломников из Руси прекратился только в эти четыре долгих века, так как и конечный пункт Иерусалим, и транзитный пункт наших странников-паломников –Константинополь (с 1453 года-уже турецко-османский Стамбул) стали владениями враждебной тогда нашей стране Османской империи.
С самого начала я изъявил желание приобрести двухдневный тур в Иерусалим, то есть с ночевкой там, учитывая 8 часовую дорогу туда и обратно. Но оказывается таких туров из Эйлата нет, Поэтому пришлось мне приобрести два тура в Иерусалим, оба однодневные. Один тур называется: Иерусалим-классический, а второй тур рассчитан на туристов ранее уже побывавших там, с немного измененным маршрутом в этом городе, и называется Иерусалим-авторский.
И вот 21 марта 2017 года в 5 часов утра наш комфортабельный автобус тронулся в путь. Путь наш лежит через пустыню Арава (не путать с аравийской пустыней). Эта пустыня тянется к северу вплоть до Мертвого моря, а еще далее к северу идет уже пустыня Негев.
Вообще по определению пустыней называется местность, где выпадает за год менее 220 мм осадков. А в пустыне Арава за год в среднем выпадает около 20 мм осадков. В иные годы вообще не бывает осадков.
Когда едем по пустыне Арава с двух сторон её окружают горы. Это сплошь каменистые горы и резко контрастируют по сравнению с кавказскими горами с их зелеными альпийскими лугами и лесами.
Это горы серого, еще точнее светло-бежевого цвета по цвету камней, покрывающих их поверхность. Помню, где-то встречал такое выражение –здесь «горы верблюжьего цвета».
А на долине, то есть пустыне между этими горами, изредка увидишь редкие чахлые кустарники или редкую травку.
Если временами встречаются небольшие рощи финиковых пальм, то это искусственные насаждения высаженных израильтянами деревьев. 80% деревьев в стране это насаждения. Из деревьев здесь приживаются по неприхотливости только отдельные виды пальм. Например, финиковые. Изредка также встречаются акации, и то очень редко. Наши российские туристки часто путали цветки акации с мимозой.
Горы расположенные слева, т.е. находящиеся на территории Израиля ниже чем горы расположенные справа по ходу нашего движения, т.е. находящиеся на территории Иордании. Так, горы со стороны Эйлата горы доходят высотой всего до 800 метров, а иорданские горы гораздо выше и достигают до высоты 1750 метров.
Это объясняется тем, что в глубокой древности, миллионы лет назад здесь произошел разлом земельной поверхности. 150 миллионов лет назад здесь были леса, водились динозавры. Затем в результате подземных, тектонических изменений произошел разлом земной поверхности. Этот разлом ученые называют сирийско-африканский разлом. В результате этого разлома ранее соприкасавшиеся поверхности сместились по отношению друг к другу, например на север и юг. И потому такой контраст в высоте противоположных друг к другу южных гряд гор Израиля и Иордании.
Подъезжая к Мертвому морю, слева от дороги на вершине горы, мы увидели древнюю крепость Масада, которую построил царь Ирод I Великий. Эта крепость входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История этой легендарной цитадели поражает воображение. Это грандиозную резиденцию для себя и своей семьи Ирод I Великий построил в 37-31 годы до н.э. на вершине одной из скал Иудейской пустыни. На вершине скалы, которая поднимается на 450 метров над Мёртвым морем, были воздвигнуты мощные крепостные стены общей протяженностью около полутора километра и толщиной около четырех метров. Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы.
На территории, окруженной стенами, он приказал соорудить хранилища для запасов воды и продовольствия, синагога, дворцы и термы. Часть построек сохранилась до наших дней.
Примерно через сто лет после возведения этой крепости, здесь же в Масаде завершилась в 71 году н.э. Первая Иудейская война, которая началась в 66 году как Великое еврейское восстание против римского владычества.
После разрушения римлянами Иерусалима в 70 году, 960 зелотов засели в Масаде. И римские солдаты 10-го легиона под командованием Флавия Сильвы в течение трех лет осаждали эту крепость. Только когда с помощью осадных орудий и таранов римские легионеры пробили брешь в крепостной стене, пала героическая оборона. Чтобы избежать рабства, мужчины в осажденной крепости сначала убили свои семьи, затем покончили собой.
В настоящее время на туристам на Масаду можно подняться пешком по извилистой тропе или воспользоваться канатной дорогой.
Через 2,5 часа езды мы добрались до Мёртвого моря. Об этом уникальном море-озере отдельный разговор.
Мертвое море это огромное бессточное соленое озеро между Израилем и Иорданией, который тянется в длину 72 км. Максимальная его ширина составляет 18 км. Оно является весьма глубоким, максимальная глубина достигает до 306 метров.
Само Мертвое море расположено в низменности, то есть в местности, находящейся в 431 метре ниже уровня моря. Его побережье является самым низким участком суши в мире.
На самом деле Мертвое море называют морем только из-за его огромных размеров. На самом же деле это озеро, так как никак не связан с океаном. Как у нас в России Каспийское море, хотя и называется морем, фактически является озером. Мёртвое море, как и Каспийское, расположено в глубине континента, вдали от берегов океана.
Впервые обнаружила и исследовала это огромное загадочное озеро экспедиция англичан в ХIХ веке. Члены экспедиции не знали об особенностях этого озера и опасности, которую таит оно. Из 32 англичан впервые исследовавших Мертвое море погибли 8 человек.
В настоящее время для Мертвого моря грозит реальная опасность резкого обмеления и усыхания. На сегодняшний день уровень воды в этом озере падает в среднем на один метр в год. Например, здание которое в 1980 году стояло прямо на берегу моря, волны которого ударялись об его фундамент, теперь находится в 2 км от него.
По этой причине в этих местах, где ранее было морское дно, образовываются многочисленные карстовые воронки. Некоторые из них по размерам представляют собой огромные кратеры и достигают до 100 метров по диаметру и 50 метров в глубину.
И видимо по этой причине первый человек, нога которого ступила на Луну в 1969 году, американский астронавт Нейл Армстронг, впервые побывав на Мертвым морем и его окрестностях, якобы воскликнул, что не надо было летать на Луну, чтобы иметь представление о лунной поверхности. Достаточно было бы побывать на Мертвом море, увидеть окружающую его пустыню, а также эти кратеры, которые напоминают лунную поверхность.
Причиной катастрофического падения уровня воды в том, что источником пополнения воды Мертвого моря является единственная река, втекающая в него – река Иордан. Эта река берет начало из так называемого Галилейского моря, расположенного на севере страны. Галилейское море, как и Мёртвое море, является на самом деле озером.
Поэтому израильские учёные в последние годы ломают голову над проблемой восполнения воды в Мёртвом море. Пока они склонны к осуществлению своего плана о переброске сюда воды из Красного моря.
Мёртвое море является одним из самых солёных водоёмов на Земле. В литре его воды содержится до 350 грамм соли. Для сравнения: Красное море, которое является самым соленым морем в мире, содержит до 34 грамм соли в литре воды, то есть в 10 раз меньше.
Мёртвое море, кроме уникального состава солей, известно и своими целебными грязями, которые добываются со дна этого озера. Согласно легенде царица Клеопатра использовала уникальные соли Мертвого моря для омоложения.
На южном берегу этого моря расположен бальнеологический курорт Эйн-Бокек. Считается, что не в состоянии сделать классическая медицина, возможно здесь, на Мёртвом море: в Эйн-Бокеке целебными свойствами обладают и воздух, и вода.
На Мёртвом море также имеются два завода, которые добывают полезные минералы: бром, калийную соль и т.д. Воздух здесь насыщен бромидом.
Эти два завода построены заводы в 1930 и 1938 году. Работники этих заводов в Мертвом море работают как бы вахтовым способом. Если свыше 3-4 месяцев находиться в непосредственной близости от Мёртвого моря то это опасно для здоровья.
Кстати, согласно библейским преданиям два известных библейских города Содом и Гоморра, которые якобы были уничтожены Богом за грехи их жителей, за развратный образ их жизни, находились у южного побережья Мёртвого моря. К чему это вдруг я? К тому, что здесь каждое место, каждый камень дышит историей. И не просто историей, а вечной историей, которая исчисляется тысячелетиями. История это или легенда об этом пусть продолжают спорить учёные, дискуссии которых о библейских героях и библейских сюжетах продолжаются тоже сотни лет. А мы с вами продолжим свой путь.
Мы сделали короткую остановку примерно на полтора часа на пляже у Мёртвого моря. И в течение этого времени мы успели сделать покупки и покупаться в море. Туристы нашего автобуса стали массово закупать разрекламированную косметическую продукцию, изготовленную на основе минералов Мертвого моря. Это различные крема, сыворотки, а также целебная грязь в вакуумных упаковках и т.д. Особым спросом пользуются новейшие разработки израильских учёных - различные крема против морщин, как альтернатива ботоксу, то есть в отличие от инъекций ботокса безвредные.
Продается также похожее на мыло так называемый Бальзам Иисуса. Это не мыло, как может показаться на первый взгляд. Современные технологии израильских фармакологических компаний позволили создать бальзам-мыло из различных минералов, аминокислот, растительных экстрактов и масел по сохранившимся рецептам. Согласно рассказу гидов, подобным бальзамом в далекие времена рыцари залечивали свои раны во время крестовых походов. Данный бальзам заживляет раны и травмы, оказывает обезболивающее и противовоспалительное воздействие на кожу.
Быстро сделав покупки, мы побежали купаться в водах моря, о котором были много наслышан. Перед тем как окунуться в воду, нас предупредили, что при попадании воды в глаза надо сразу смыть их пресной водой и рекомендовали купаться лежа на спине и ни в коем случае на животе.
Прямо на берегу пляжа находится спасательная станция, откуда бдят спасатели и через громкоговоритель предупреждают о тех или иных неправильных действиях туристов.
Смотрю, как один мужчина вдруг стал барахтаться лёжа на животе и тут же к нему подбежали находившиеся там же рядом туристы из нашего автобуса и подняли его на ноги, взяв за подмышки. Он тут же стал оправдываться, что он сначала, как и положено, лежал на спине, потом вроде его из-за большого, выпирающего живота, перевернуло непроизвольно на живот.
Море у побережья очень мелкое и надо подальше пройти от берега, чтобы достичь нормальной глубины воды. Я тоже немного искупался, в основном лёжа на спине. Ощущается, что вода очень солёная и человек лежа на спине чувствует как его выталкивает водой снизу вверх как пробку.
Из-за ограниченности времени долго купаться возможности не было. Быстро собрались, сели в свой автобус и направились в дальнейший путь.
Следующий пункт нашей остановки – река Иордан, о которой мы также наслышаны с детства. Эта река берет начало у подножья горы Хермон и впадает в Мёртвое море. Она является одной из основных водных артерий региона. В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Её длина всего 252 км.
Для сравнения: в Якутии такие небольшие водоёмы даже не называют рекой, их называют “үрэх”, что означает «речка» или «речушка». Например, известная наша речка Таатта (414 км), которую никто не называет рекой из-за её крохотных размеров чуть ли не в два раза длиннее реки Иордан. Поэтому с Иорданом по размеру можно наверное сравнить только известную только мегинцам и амгинцам крохотную речушку Суола (224 км).
Зато река Иордан многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, напротив Иерихона, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Видимо, в те времена Иордан был, наверное, полноводной рекой.
Позднее, согласно Евангелию, в водах реки Иордан принял крещение Иисус Христос. Считается, что его здесь крестил Иоанн Креститель.
Здесь желающим окунуться выдали легкую накидку из тонкого материала, одев которую, рекомендовалось окунуться в реку и затем себе на память оставить эту накидку.
После короткой остановки у берега реки Иордан мы продолжили свой путь в Иерусалим.
Конечно, полноводных рек, как у нас в Сибири, в пустыне, из-за скудности атмосферных осадков, видимо, по определению быть не может. И потому мы с удивлением заметили, что иногда наш автобус проезжал через мосты, которые проложены через сухие русла несуществующих рек.
В связи с этим гид объяснил, что такие мосты здесь не редкость и строятся такие мосты с целью переезда через временные речки, которые изредка наполняются дождевыми водами после выпадения редких для этих пустынных мест атмосферных осадков.
А непересыхающих рек в Израиле всего четыре, крупнейшей из которых является Иордан.
По мере продвижения с юга на север зелени становится больше. И это неудивительно, так как ближе к северо-западу начинается средиземноморский растительный пояс.
Следующий пункт нашей экскурсии Вифлеем. Этот небольшой город с населением 25 тысяч человек находится в 8 км от Иерусалима, то есть буквально рядом с ним.
Вифлеем находится на территории Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан, в исторической области Иудея. Что интересно, хотя примерно 85% населения Вифлеема составляют арабы, мэром города, согласно существующему положению, может быть избран только христианин.
Вифлеем священный для христиан город, как и Иерусалим и Назарет, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос.
Также здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство царь Давид.
Византийский император Константин повелел построить церковь над пещерой, где родился Иисус, которая была торжественно освящена в 339 году н.э. Так и появился Храм Рождества Христова, которая потом была разрушена, а в V веке выстроена заново.
С целью освобождения этих трех священных для христиан городов в 1095 году по воззванию папы римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. В 1099 году Иерусалим был взят крестоносцами, и указанные три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, провозглашенное завоевателями.
Тогда, в июле 1099 года участники Первого крестового похода под предводительством герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского штурмом взяли Иерусалим, вырезав затем всех мусульман и евреев, несмотря на предварительное обещание сохранить жизнь жителям города. По словам очевидцев тех времен, кровь лилась рекой и в некоторых местах уровень лившейся рекой крови доходила, мол, до стремян всадников. Конечно, подобному сравнению очень трудно поверить, но это показывает степень жестокости расправы над жителями Иерусалима.
Иерусалимское королевство просуществовало почти два века, то есть до 1291 года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят египетским султаном Салах-ад-Дином ещё в 1187 году.
Хотя сам Салах-ад-Дин и его потомки терпимо относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки снова захватить Иерусалим.
В более поздней истории отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны в 1853 году. Вот так далекая от России Палестина имеет многовековые незримые нити непосредственной связи с нашей родиной.
По приезде в Вифлеем мы посетили магазин сувениров, затем состоялся организованный обед в одном из арабских ресторанов. Обед представляет собой шведский стол с разнообразными блюдами.
После этого мы направились в Храм Рождества Христова. Что интересно, все помещения данного храма поделены между католической, греко-православной и армянской апостольской церквями. В этом храме две лестницы слева и справа от клироса ведут к Пещере Рождества, то есть к месту рождения Спасителя. Там же на полу имеется серебряная звезда, которой помечено то место, где предположительно родился Иисус.
После Вифлеема мы сразу направились в Иерусалим – конечный пункт нашего путешествия.
Иерусалим
Экскурсия за день получилась очень насыщенной и уже наступил вечер, поэтому организаторами было запланировано посещение в Иерусалиме только Храма Гроба Господня и Стены Плача. Ведь нам еще предстоял весьма длительная поездка обратно в Эйлат, к побережью Красного моря.
Наш автобус сразу первым делом направился к Храму Гроба Господня. Более правильно было бы назвать его Иерусалимский храм Воскресения Христова, но во всем мире он больше известен как Храм Гроба Господня.
Давайте сначала определимся с термином Гроб Господень. В переносном смысле, особенно в средневековых исторических источниках это словосочетание означало всю Святую землю, то есть Палестину, где находилось это святое для христиан место. Кровопролитные крестовые походы Средневековья начинались из-за обладания Гробом Господним, то есть Палестиной, где находились главные христианские святыни.
В прямом же смысле Гроб Господень – это главная святыня христианского мира, усыпальница Иисуса Христа, то есть гробница в скале. Эта гробница признана христианскими церквями местом, где, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Гроба Господня.
Здесь же в другом крыле этого огромного храма находится Голгофа – место, где был распят Иисус.
Вообще Храм Гроба Господня- это уникальное огромное религиозное сооружение под крышей которого находятся шесть различных христианских церквей: греко-православная, католическая, армянская, коптская, сирийская. Каждой из этих конфессий выделены свои приделы и конкретные часы для проведения литургии. Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в одной конкретной арабско-мусульманской семье. Испокон веков данные ключи передаются в этой семье от отца к сыну.
В общем пользовании всех шести церквей находится только Кувуклия, где они проводят литургию, в конкретное время суток отведенное только этой конфессии.
Кувуклия- от греческого слова «покой», «опочивальня» и соответственно, означает место, где покоилось тело Иисуса Христа после его смерти, то есть распятия. В древней Иудее тело человека после его предположительной смерти обычно трое суток помещали в каменную пещеру, так как при уровне тогдашней медицины бывали случаи, когда человек «оживал» после его предполагаемой смерти.
Так и в данном случае, после смерти Иисуса его ученики сняли тело Спасителя с креста, на котором он был распят и поместили его в каменную пещеру, которая служила ему гробницей и ушли.
Когда на третий день Мария Магдалина с другими женщинами пришла в этот склеп дверь была отвалена и внутри пещеры тела Иисуса там не оказалось. И находившийся там ангел сказал им: «Что вы ищете живого среди мёртвых? Его здесь нет, он воскрес!».
Кувуклия вначале была построена при императоре Константине Великом в 326-335 годах. Это тот самый император Константин, которого мы знаем как императора Римской империи, перенесшего в эти же годы столицу империи в древнегреческий город Византий («Второй Рим»). Византий, расположенный на берегу пролива Босфор между Черным и Эгейским морями, был переименован по его имени в Константинополь (ныне турецкий Стамбул).
По инициативе его матери святой Елены тогда были начаты поисковые работы христианских реликвий. И тогда же была обнаружена пещера, в которой предположительно покоилось тело Иисуса до чудесного воскресения. Мать императора предложила создать на это месте молитвенный дом, после чего был построен Храм Гроба Господня.
Но этот храм почти через семь столетий был полностью разрушен мусульманами в 1009 году. Второй раз Кувуклию отстроил через 40 лет после этого византийский император Константин Мономах. Затем в ХII веке её обновили крестоносцы. Затем в 1808 году Кувуклия была уничтожена в результате пожара. Но через два года она была восстановлена по проекту греческих архитекторов.
Зайдя в храм наша экскурсионная группа заняла первым делом очередь к Кувуклии, расположенную в центральной части этого огромного сооружения. Как всегда народу очень много, слышна речь многих народов мира. Видно, что наш сегодняшний экскурсовод Ирина, судя по обстоятельным её рассказам на любые темы, многоопытный экскурсовод и здесь в Храме Гроба Господня, чувствует себя как рыба в воде. Знает любые тонкости и детали.
Так, она нас сразу подробно проинструктировала. Сказала, чтобы мы держались плотнее друг к другу и не пропускали вперёд без очереди других туристов. Предупредила, что обычно китайцы и испанцы стараются лезть без очереди.
Поскольку Кувуклия совсем небольшая по размерам часовня (всего-то 6х8 м) запускают туда небольшими группами, лишь по 3-4 человека одновременно. За очередью и быстрым прохождением в Кувуклию и обратно следит монах, дежурящий у входа в эту часовню. Всезнающий гид говорит, мол, хорошо, что сегодня дежурит монах-серб, который строго следит за порядком и быстро подгоняет туристов туда и обратно. Обычно бывает бардак, когда дежурят греческие монахи, по её словам.
Она под бардаком, видимо, имеет в виду медленное прохождение очереди, когда этим недовольны и ропщут стоящие в очереди сзади сами же туристы. Конечно, многие туристы и паломники стараются по возможности чуть подольше задержаться у ложа Иисуса Христа, мысленно либо вслух высказывая свои сокровенные мысли и желания, и молясь.
Кувуклия состоит как бы из двух смежных, крохотных помещений –Гроба Господня и придела Ангела.
Гроб Господень представлял собой типичную высеченную в природной скале древнееврейскую гробницу. Тело Христа, согласно преданиям, было положено на каменное погребальное ложе, ногами на восток, то есть ко входу по еврейскому обычаю. Двухметровое в длину Ложе располагается на высоте примерно 60 см от пола. Считается, что на этом Ложе три дня покоилось тело Спасителя.
Ложе было сильно повреждено еще в средние века неразумной ревностью отдельных паломников, которые любой ценой стремились откусить или отколоть хотя бы частицу святого Ложа, как бесценную реликвию. Поэтому, чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто мраморной плитой в 1555 году.
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена мусульманами в 1009 году, по приказу халифа Аль-Хакима. Поэтому в настоящее время сохранилось лишь само Ложе и часть стен пещеры и часть входа. Поэтому сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии крошечное помещение (размером примерно 2 х 2м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе.
Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведёт низкий арочный вход (только сильно нагнувшись можно войти), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.
Придел Ангела- это также небольшое помещение, которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно библейским преданиям, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел Господень, который сообщил Марии Магдалине, что Иисуса здесь нет, так как он воскрес.
На стене придела Ангела имеется надпись по-гречески: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес», то есть, изложены слова, сказанные тогда ангелом.
В центре придела Ангела в специальном мраморном постаменте, под стеклом, хранится часть этого священного камня. Согласно преданиям этот камень был весьма велик по размеру, но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, так как он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году. Кроме того, позднее паломники части этого камня уносили по кусочкам.
Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении православной литургии в особо торжественных случаях.
Как известно всем христианам ежегодно, накануне Святой Пасхи Христовой в Великую Субботу происходит чудесное схождение Благодатного огня в Гробе Господнем. Ежегодно в церемонии получения Благодатного огня в Кувуклии участвуют Иерусалимский патриарх и архимандрит Армянской апостольской церкви. Они заходят туда в полотняных подрясниках, чтобы продемонстрировать отсутствие при них спичек и зажигалок.
После определенной церемонии и молитвы, получив Благодатный огонь, сошедший чудесным образом из Гроба Господня, они передают его из придела Ангела христианам, с нетерпением ожидающим его снаружи Кувуклии. Там специально для этого имеются два отверстия. Через одно из отверстий Патриарх передает Благодатный огонь православным христианам, а через другое отверстие - армянский священнослужитель армянам.
После посещения Гроба Господня мы направились, то есть поднялись по лестнице на Голгофу, находящуюся здесь же, в другом крыле храма, в возвышении, условно говоря, как бы на втором этаже.
Голгофа это одна из двух главных святынь христианства. Она представляет собой небольшую скалу или холм, где согласно преданию, был казнен, то есть распят Иисус Христос. В переводе с иврита Голгофа означает «лобное место», то есть место для казни.
В те давние времена, согласно преданию, Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима. В настоящее же время это место является частью Храма Гроба Господня. Здесь же находится Камень Миропомазания.
Завершая свой рассказ о Храме Гроба Господня, хотел бы заметить одну любопытную деталь. В Кувуклии, заново построенная после пожара двести лет назад, в 1810 году, за это время ни разу не проводились реставрационные работы. И вот впервые в 2016 году были начаты реставрационные работы, в связи с чем она была закрыта для посетителей в течение года.
И вот впервые после завершения реставрации Кувуклия открыла свои двери для туристов 21 марта и вот именно в этот день нам посчастливилось попасть туда. Вот такое счастливое совпадение. А официальное открытие Кувуклии после реставрации состоялось на следующий день, когда туда съехались многие христианские сановники из различных стран мира. Об этом событии широко освещалось в мировых СМИ.
Как рассказала наш гид Ирина раньше эта часовня была сильно закопченной, потемневшей и теперь она намного посветлела. Тепло горящих рядом тысяч свечей, влажность и последствия двух разрушительных землетрясений ХХ века, конечно, губительным образом сказались на ней.
В ходе реставрационных работ 27 октября 2016 года была снята со святого Ложа закрывающая его мраморная плита и проведено обследование оригинальной поверхности камня, на которой, как считается три дня покоилось тело Христа.
И теперь после реставрационных работ святое Ложе укрыто просто стеклом. Поэтому мы получили счастливую возможность увидеть своими глазами эту христианскую святыню.
Что интересно, во время этих работ, в Гробе Господнем у реставраторов не только перестали работать, а вообще вышли из строя все их дорогие высокотехнологичные инструменты. И это необъяснимое явление Иерусалимский Патриарх Феофил III в телевизионной передаче НТВ от 15.04.2017 (накануне Пасхи) объяснил тем, что от скалы Гроба Господня исходит очень сильная энергия, которую оборудование просто не способно выдержать.
Некоторые священные деятели были против этих реставрационных работ, чтобы не гневить этим Бога. Иначе, мол, больше не будет в Великую Пасху чудесного схождения Благодатного огня.
После посещения Храма Гроба Господня мы сразу направились пешком к находящейся здесь же неподалеку Стене Плача.
Стена Плача – это часть древней стены вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году. Считается величайшей святыней иудаизма.
В течение многих веков она является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв.
Стена Плача - это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. Длина стены около полукилометра, а высота её составляет 18 метров. Сложенная из мощных квадратных камней, она является частью опорной стены, сооруженной Иродом I в ходе расширения Храмовой горы.
Храмовой Горой называется обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе.
Согласно преданиям с Храмовой Горой связаны многие библейские сюжеты: сотворение первого человека Адама; жертвоприношение Каина и Авеля; жертвоприношение Ноя после всемирного потопа и т.д.
Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле — к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе.
Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. На иврите она называется «Западной Стеной», а не «Стеной Плача». И потому по-английски чаще её так называют –«Western Wall». Её называют так, потому что это фрагмент именно западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Поэтому я, подходя к этой достопримечательности, и увидев здесь же туристический буклет на английском языке, удивился, прочитав её название. Подумал о какой Западной стене речь идет, если судя по фотографиям там была изображена Стена Плача.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Богу и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда и пошло это её название.
Вообще Храмовая Гора и Стена Плача являются предметами постоянного спора между евреями и арабами, каждая из этих сторон претендует на эти святые, исторические места.
Стена Плача это как синагога под открытым небом. У Стены плача иудеи - мужчины и женщины молятся в разных местах, они отделены друг от друга специальной решёткой.
Многие здесь просовывают в щели между камнями, из которых сложена Стена, листочки со своими желаниями и просьбами, адресованными Богу. В народе это называют «Почтовый ящик Бога», так как, считается, что между Стеной Плача и Богом существует прямая связь.
На этом закончилась наша однодневная экскурсия и мы поехали обратно в Эйлат, куда мы вернулись уже в первом часу ночи. Вот так завершилась интереснейшая экскурсия по святым местам, длившаяся чуть меньше суток.
Вторая поездка в Иерусалим
Через три дня после первой поездки в священный город, я отправился вновь туда же, но по другой экскурсионной программе, рассчитанной на тех туристов, которые уже бывали в Иерусалиме.
На этот раз в нашем автобусе было туристов почти в два раза меньше, чем в первый раз. И это лучше, так как мы стали более мобильными, быстрее заходим-выходим, быстрее собираемся, скорее устраиваем перекличку, чтобы никто не отстал от группы и автобуса
На этот раз прямым курсом держим путь в Иерусалим, безо всякого заезда к Мёртвому морю.
В Иерусалиме наш автобус первым делом подъехал в Спасо-Вознесенскому женскому монастырю на святой Елеонской горе. Масличная гора и Елеонская гора это одно и то же, просто в разных источниках называются по-разному. Масличная гора издревле была засажена маслинами, что и определило название горы.
Вообще Масличная гора символизируется в преданиях со Страданиями Христовыми, предательством Иуды в Гефсиманском саду и Вознесением Господним.
Русский православный женский монастырь на вершине Елеонской (Масличной) горе в Восточном Иерусалиме, является одним из трёх самых важных монастырей для Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Монастырь находится в ведении Русской Духовной Миссии РПЦЗ, которая здесь и расположена.
Территория, на которой расположен монастырь, была куплена во второй половине ХIХ века архимандритом Антонином Капустиным. Изначально Антонин, предполагал в этом месте обустроить мужской русский монастырь, но сложившиеся обстоятельства не позволили ему осуществить свои планы. Сам архимандрит Антонин Капустин, впоследствии, соответственно его завещанию, похоронен здесь же, в монастыре.
Этот монастырь расположился на самой высокой точке Масличной горы и потому его видно издалека. Часовня, или её называют Русской свечой в высоту в 64 метра, является самой высокой церковью в Иерусалиме. Оттуда открывается потрясающий вид, оттуда виден весь Иерусалим, Мёртвое море и даже соседняя Иордания.
Русская свеча, а вернее колокольня, имеющая 14 колоколов, была специально выстроена в высоту, чтобы уставшие паломники могли видеть издалека цель своего паломничества. Эти колокола были отлиты в России и перевезены морем в Яфский порт, и оттуда вручную переправлены сёстрами монастыря в Иерусалим.
Территория Спасо-Вознесенского монастыря связана непосредственно с библейскими преданиями. На этой территории был найден камень, на котором стояла мать Иисуса Мария Богородица, взирая на второе вознесение своего сына.
В подворье церкви происходит первое, и второе обретение головы Иоанна-крестителя, что отмечено мозаичным углублением в полу в небольшой церквушки здесь же. Считается, чудом прикоснутся, лбом к этому месту, поскольку можно исцелится от головных болей.
На сегодняшний день в монастыре 46 послушниц, не только русских, которых большинство, но и других национальностей. Службы проводятся на старославянском языке ежедневно.
После этого мы направились в церковь Успения Пресвятой Богородицы. В этой церкви находится другая христианская святыня на Святой земле, где согласно Священному Писанию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица, то есть мать Иисуса Христа - Дева Мария. Считается, что там же она вознеслась, так как согласно библейским преданиям, когда на третий день после погребения апостолы открыли гробницу, она оказалась пустой.
Данная церковь находится в Гефсимании, у подножия склона Масличной горы, в долине Кедрон, также в Восточном Иерусалиме. Этот храм принадлежит Иерусалимской православной церкви и Армянской апостольской церкви.
Церковь над гробницей Богородицы в долине Кедрон была построена, как и Храм Гроба Господня, Еленой –матерью римского императора Константина Великого, в 326 году. Вообще Елена Равноапостольная прославилась распространением христианства. Эта церковь была разрушена в ХI веке, затем была восстановлена в ХII веке крестоносцами.
Впоследствии эта гробница была вскрыта по решению Шестого вселенского собора (680-681 г.г.), и по преданию, в ней были обнаружены пояс и погребальные пелены.
Во время этой экскурсии все это время мы шли пешком. Вначале поднимались вверх до самой вершины Масличной горы, после чего движение наше пошло по направлению вниз. Спускались мы по узкой улочке, настолько узкой, что если проезжала попутно или навстречу легковая машина, то она с трудом могла разъехаться с одним пешеходом, прижавшимся к забору.
Затем мы направились мимо Гефсиманского сада к расположенному здесь неподалеку Русской православной церкви Святой Марии Магдалины.
Гефсиманский сад в настоящее время представляет собой небольшой сад, находящийся у подножия Масличной горы и Церкви Успения Пресвятой Богородицы. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних оливковых деревьев, возраст которых составляет около тысячи лет. Это показали результаты недавно проведенного радиоуглеродного исследования.
В настоящее время Гефсиманский сад представляет собой небольшой клочок земли, огороженный забором и переданный в частное владение, поэтому попасть туда вовнутрь нам не удалось.
По библейским преданиям Иисус Христос часто приходил сюда с учениками, здесь же он молился в ночь перед арестом и здесь же был предан Иудой и задержан римскими солдатами. Иуда, зная, что Иисус регулярно посещал это место, именно туда привел солдат для его ареста.
И действительно, когда он привел их в Гефсиманский сад, там находился Спаситель со своими учениками. Иуда предупредил римлян, что он своим поцелуем даст знак, кто именно из этих людей является Иисусом. Поэтому, когда он подойдя к Иисусу поцеловал его, тут же подбежали стражники и арестовали Христа. С тех пор пошло крылатое выражение «поцелуй Иуды», означающее лицемерный поступок, предательство.
Здесь же, совсем недалеко от Гефсиманского сада и гробницы Богородицы, также на склоне Масличной горы, среди оливковых деревьев и кипарисов возвышается Русская православная церковь Святой Марии Магдалины. Церковь представляет собой чудесное, потрясающее здание с семью позолоченными куполами, в старорусском стиле. Иконы для церкви написали известные русские художники Василий Верещагин и Сергей Иванов.
Данная церковь была построена императором в 1885 году российским императором Александром III в память о его матери Марии Александровне. На сооружение этого храма император внес 100 тысяч рублей, а его братья по 15 тысяч рублей. Строительство храма было предложено и проведено под руководством все тем же архимандритом Антонином (Капустиным), возглавлявшим Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Он же предложил купить участок земли на склоне Масличной горы.
Вообще Россия обладала весьма солидными участками земли на Святой земле, приобретенными в ХIХ веке, в том числе Русским подворьем в центре Нового Иерусалима. Русское подворье было построено по указу императора Александра II для приёма и обеспечения потребностей русских паломников на Святой земле. Но почему-то в 1964 году большая часть Русского подворья была передана Израилю за поставку цитрусовых.
Когда в 1888 году Патриарх Иерусалимский освящал храм, присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна- старшая сестра Александры Федоровны, супруги будущего императора России Николая II. Ей очень понравилась Палестина и тогда же она выразила желание быть погребенной здесь после смерти.
После смерти её воля была исполнена и она захоронена здесь. После Октябрьской революции в России она была убиенна большевиками в Алапаевске нынешней Свердловской области 18 июля 1918 года. Она была убита вместе с семью членами Дома Романовых и их близкими на следующий день после их расстрела в Екатеринбурге. Их живыми бросили в шурф шахты недалеко от Алапаевска.
Через три месяца после этих трагических событий их тела были извлечены из шахты после освобождения Екатеринбурга войсками адмирала Колчака. В 1920 году тела этих восьми убиенных были доставлены в Китай, где они были захоронены. Все эти тела при доставлении в Китай были полностью разложившимися, кроме тел великой княгини Елизаветы Федоровны и её келейницы, инокини Варвары. В январе 1921 года тела Елизаветы Федоровны и Варвары были доставлены морским путем в Палестину. Когда их привезли в Иерусалим все были удивлены хорошей сохранностью тел, которые не имели запаха и не начали разлагаться.
Здесь они были погребены в крипте, то есть подземном помещении церкви Святой Марии Магдалины. Впоследствии, в 1982 году, был начат процесс их канонизации - они были возведены в лик святых великомучениц и тела их были перезахоронены прямо в самой церкви. Их мощи покоятся под стеклом, с обеих сторон алтаря.
Спустившись с Масличной горы, мы прошли по Старому городу, которая относится к арабской части Иерусалима. Прошли по узкой и петлистой улочке Виа Долороза, то есть по Скорбному пути Иисуса Христа (Крестному пути его), то есть по той самой улице, по которой римские солдаты вели его для распятия.
Виа Долороза в переводе с латинского языка так и означает - «Путь Скорби». Она является самой святой улицей в мире, и соответственно, местом паломничества христиан.
На этой же узкой улочке расположен и знаменитый восточный базар Иерусалима. Поэтому здесь же находятся оживленные торговые ряды. Как говорят на Виа Долороза всегда многолюдно, за исключением ночного времени и раннего утра.
Каждую пятницу, в конкретное время, монахи-францисканцы совершают здесь крестный ход. А в Страстную пятницу ежегодно здесь проходит большая процессия с участием тысяч верующих со всего мира.
Виа Долороза начинается от места, где когда-то стояла крепость римского полководца Антония, а конечным его пунктом является Храм Гроба Господня.
Мы прошли под аркой Ecce Homo, то есть под той самой аркой где римский прокуратор Понтий Пилат вывел к толпе осужденного Иисуса со словами: «Се человек!» (на латыни – «Ессе Ноmо!»), то есть намереваясь вначале оправдать его, но затем приговорил его к смертной казни по настоянию толпы. То есть, по преданию, именно здесь Пилат вынес смертный приговор Иисусу.
Еще спускаясь со знаменитой Масличной горы, мы слышали пение муэдзина, возвещавшего мусульманам о начале очередного намаза. И теперь когда шли по Виа Долороза, встретились с нескончаемым потоком мусульман, возвращающихся после намаза и еле с ними расходились. Ибо там улочки такие узкие, что по ширине две легковые машины с трудом могут разойтись.
И вот по Скорбному пути мы дошли до Храма Гроба Господня. После посещения храма мы направились пешком к Стене Плача. Про эти два объекта экскурсии я писал выше, поэтому повторяться не имеет смысла.
После посещения этих двух достопримечательностей мы на своем автобусе тронулись в обратный путь, в Эйлат.
Вот так завершилась наша экскурсия по святым местам.
P.S. Часть фотографий использовано с личного архива автора, а некоторые фотографии взяты с интернета в ознакомительных целях, чтобы подписчики могли представить себе как выглядят описываемые достопримечательности и более детально погрузиться в тему статьи.
Март 2017 года, город Якутск
С уважением, автор Ефимов Алексей Михайлович, обратная связь ametist56@mail.ru.
* * *