Не решался написать долго эту статью, но потом понял, что надо. Обязательно нужно показать читателям на что способны современные ювелиры.
Дизайнер и ювелир Кэтлин Райан прославилась своими шокирующими драгоценными «гниющими» фруктами.
Вот, например, её две крупные фруктовые работы с названиями апельсин, украшенный сердоликом, змеевиком и амазонитом; и лимон, инкрустированный авантюрином, дымчатым кварцем и аметистом. Оба сделаны в 2019 году.
Посмотрите на эту текстуру лимона. В нём можно рассмотреть также янтарь, аметист, родонит, розовый кварц, серпентин, древесный агат, яшма джунглей, дымчатый кварц, гранат, агат, бирюза, оливковый нефрит, кость, розовый лепидонит, стекло, стальные штифты на полистироле с покрытием.
В чем смысл? Художественный смысл этих творений Кэтлин заключается в сочетании противоположностей. Дизайнер пытается нам показать, что прекрасное можно увидеть даже в покрытых плесенью фруктах.
Поначалу это были её небольшие творения, которые при определённом стечении обстоятельств (например, в темноте) могли бы стать и украшением при правильном выборе темы вечеринки (например, день белой плесени в лимонной компании. Или виноградной).
Но затем стали появляться и гигантские инсталляции, например, такие, как на её второй персональной выставке в 2020 году. Экспозиция тогда состояла из двух огромных скульптурных инсталляций — грозди винограда и арбуза. Для их создания художница использовала драгоценные и полудрагоценные камни, такие как малахит, опал и дымчатый кварц. С помощью последнего она изумительно правдоподобно имитирует эффект плесени... И красиво, и противно...
Её скульптуры некоторые называют своеобразным ответом культуре сверхпотребления. Скульптуры «подгнивших» фруктов как будто служат протестным манифестом. Кэтлин сознательно использует драгоценные и полудрагоценные камни, чтобы подчеркнуть контраст между материалом и нашей обычной реакцией на плесень.
Вот такая эстетика разложения. Но, художница, на мой взгляд, лишь повторила в драгоценных материалах идеи великих голландских живописцев. В своих натюрмортах Ян Давидс де Хем и Виллем Клас Хеда прекрасно демонстрировали быстротечность жизни с помощью испорченных фруктов, насекомых и других символов.
Ну, а нам, дорогие читатели, пора прощаться и ждать художницу или художника, который умеет делать противоположное - превращать гнилые фрукты в драгоценные камни. Вот это будет статья! До новых встреч, Ваш Алекс.