Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Не хватает только отвратительного запаха. Ювелирные испорченные фрукты из драгоценых и полудрагоценных камней от дизайнера Кэтлин Райан.

Не решался написать долго эту статью, но потом понял, что надо. Обязательно нужно показать читателям на что способны современные ювелиры.

Лимон
Лимон

Дизайнер и ювелир Кэтлин Райан прославилась своими шокирующими драгоценными «гниющими» фруктами.

Апельсин и лимон. 2019. Дизайнер Кэтлин Райан.
Апельсин и лимон. 2019. Дизайнер Кэтлин Райан.

Вот, например, её две крупные фруктовые работы с названиями апельсин, украшенный сердоликом, змеевиком и амазонитом; и лимон, инкрустированный авантюрином, дымчатым кварцем и аметистом. Оба сделаны в 2019 году.

Фрагмент лимона.
Фрагмент лимона.

Посмотрите на эту текстуру лимона. В нём можно рассмотреть также янтарь, аметист, родонит, розовый кварц, серпентин, древесный агат, яшма джунглей, дымчатый кварц, гранат, агат, бирюза, оливковый нефрит, кость, розовый лепидонит, стекло, стальные штифты на полистироле с покрытием.

Лимон
Лимон

В чем смысл? Художественный смысл этих творений Кэтлин заключается в сочетании противоположностей. Дизайнер пытается нам показать, что прекрасное можно увидеть даже в покрытых плесенью фруктах.

Поначалу это были её небольшие творения, которые при определённом стечении обстоятельств (например, в темноте) могли бы стать и украшением при правильном выборе темы вечеринки (например, день белой плесени в лимонной компании. Или виноградной).

Виноград. 2020
Виноград. 2020

Виноград. 2020. Фрагмент.
Виноград. 2020. Фрагмент.

Виноград. 2020. Фрагмент.
Виноград. 2020. Фрагмент.

Виноград. 2020. Фрагмент.
Виноград. 2020. Фрагмент.

Но затем стали появляться и гигантские инсталляции, например, такие, как на её второй персональной выставке в 2020 году. Экспозиция тогда состояла из двух огромных скульптурных инсталляций — грозди винограда и арбуза. Для их создания художница использовала драгоценные и полудрагоценные камни, такие как малахит, опал и дымчатый кварц. С помощью последнего она изумительно правдоподобно имитирует эффект плесени... И красиво, и противно...

Старый арбуз
Старый арбуз

Старый арбуз. Фрагмент. Муха.
Старый арбуз. Фрагмент. Муха.

Арбуз
Арбуз

Арбуз и мухи. Фрагмент
Арбуз и мухи. Фрагмент

Её скульптуры некоторые называют своеобразным ответом культуре сверхпотребления. Скульптуры «подгнивших» фруктов как будто служат протестным манифестом. Кэтлин сознательно использует драгоценные и полудрагоценные камни, чтобы подчеркнуть контраст между материалом и нашей обычной реакцией на плесень. 

Лимон
Лимон

Вот такая эстетика разложения. Но, художница, на мой взгляд, лишь повторила в драгоценных материалах идеи великих голландских живописцев. В своих натюрмортах Ян Давидс де Хем и Виллем Клас Хеда прекрасно демонстрировали быстротечность жизни с помощью испорченных фруктов, насекомых и других символов.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт.
Виллем Клас Хеда. Натюрморт.

Ну, а нам, дорогие читатели, пора прощаться и ждать художницу или художника, который умеет делать противоположное - превращать гнилые фрукты в драгоценные камни. Вот это будет статья! До новых встреч, Ваш Алекс.