Найти в Дзене
klapan1-2

Пирамиды, Асуан и Суэцкий кризис. Часть II. Асуанская ГЭС как зеркало холодной войны.

Великий русский египтолог Владимир Голенищев.
Великий русский египтолог Владимир Голенищев.

Если и не помните, то, наверное, хотя бы читали о спорах "шестидесятников"в СССР - "физиков" и "лириков?" Можно, конечно, списать все на советскую пропаганду и предложенный совгражданам безобидный суррогат выражения молодежного протеста - чтобы пар выпускали, однако это будет не совсем верно.
Поскольку физико-лирические дискуссии развернулись и вокруг спасения храмов Абу-Симбела, и участвовали в них далеко не только советские граждане.

Вопрос стоял так: воспользовавшись переносом памятников, имеем ли мы право "улучшать" шедевры древних, или же обязаны оставить все следы времени, отразившиеся на их челе?
(Так и напрашиваются параллели с тюнингованием лиц стареющих красавиц).

Так вот: каждый отчлененный от храмового тела блок был пронумерован.
При сборке каждый дополнительно укреплялся спецсоставом, который закачивали в аккуратно просверленные отверстия, чтобы песчаник не крошился...
Это были, так скажем, незаметные постороннему взгляду, а потому допустимые улучшения.
Но когда захотели вернуть на место отвалившуюся голову одной из статуй...

***
Директор Египетского археологического управления писал во время завершения проекта: «Повреждения, нанесённые фараону, будут залечены.
Соединительные швы будут заполнены раствором вплоть до нескольких миллиметров от поверхности.
Мы могли бы добиться и большего... Но будет ли это справедливо по отношению к нашим предкам, к нам самим и к тем, кто придёт сюда после нас?»

Сейчас храмы выглядят почти так же, как до переноса их на новое место, и разбитая голова колоссальной статуи фараона покоится ровно там же, где была обнаружена в начале XIX века – у его ног.
Там, где ее впервые увидел Бурхардт.

Вообще, об операции по переносу храмов можно писать долго - например, о том, как параллельно со строительством городков для инженеров и рабочих, подвозом оборудования и материалов были сделаны пескопроводы – большого сечения трубы, по которым к храмам Абу-Симбела подавался песок.
Храмы сперва полностью засыпали, чтобы не повредить при взрывных работах, когда поистине ювелирными, "точечными" взрывами убирали скальный козырек над храмами.

***
И все время операции шла гонка - работы необходимо было завершить к августу 1966 года - к тому моменту, когда, по плану, на место величественных храмов должны были прийти мутные воды Нила.

Кстати, само строительство храмов, тогда, при Рамсесе II тоже производилось в сжатые - по древнеегипетским меркам - сроки и было приурочено к "знаменательной дате".
Нет, не годовщине будущей Октябрьской революции, а к "сету": Тридцатилетию правления фараона. Между прочим, дата уходящая в глубину тысячелетий, при Рамсесе уже просто символичная. Хотя - как сказать...

В общем, считается, что в начале истории, когда на месте будущей великой державы древности по берегам Нила жили враждовавшие между собой племена, и жили в постоянной борьбе с природой и соседями, 30 лет - это был тот срок, дольше которого вождь племени, каким бы мудрым и великим он ни был, должен был уйти.

Если не сам - ему помогали. Со всеми почестями и обрядами.
Если попросту - убивали.
Такая вот ротация. Такие социальные лифты.

Продолжение следует

Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona