English. О том, как письмо по опорам, а также учебные диктанты развивают говорение, словарный запас, восприятие на слух в английском

160 прочитали

Сразу нужно оговориться, что написание длинных "простыней текста" методом "написать сначала на родном и потом три часа переводить со словарём" - не развивает, как правило, ничего, кроме риска получить нервный тик и сердечную недостаточность (у проверяющего).

А у автора таких текстов повышается риск приобрести "окаменевшие ошибки" - все неисправленные обороты будут кочевать из текста в текст, а если даже один текст такой перечитать несколько раз, в порыве пересчитывания слов, то уже что-то запоминается, плюс тратится много времени вообще в целом (если это время, в которое можно было бы работать или проводитть время с близкими людьми, упускается возможность заработать или провести время с теми, кто в жизни значим).

Письмо, приносящее пользу, -- это написание предложений, абзацев и текстов побольше, в которых вероятность ошибок минимизирована, то есть, чем ниже уровень, тем больше нужно писать "по образцу" и "по аналогии", используя пройденные типы предложений, которые должны быть понятны на уровне формулы - то есть нужно понимать порядок слов и в какую форму ставить глаголы.

Также следует использовать на письме знакомые (ранее изученные словосочетания). Если очень нужно что-то совсем новое, что ранее не проходили, то нужно свериться со словарём - монолингвальным на том языке, который изучаешь - ознакомиться с примерами словоупотребления - примерами предложений, чтобы слово стало понятно досконально, параллельно нужно уточнить, с какими словами сочетается и есть ли управление предлогами или какая-то особенность связанная с артиклями.

Полезно, потому, писать текстом то, что в английском относится к категории заданий sentence transformations, причём полезно и устно проговорить, и записать, так как тогда тренируются все 4 навыка - говорение, слушание, письмо и чтение. Все 4 навыка задействованы, если кто-то (учитель или напарник, или свой собстенный голос на аудио) диктует предложение и уточняет, какое слово нужно для перефразировки. В ответ надо перефразировать и записать. В идеале опять-таки задействовать двусторонние карточки, когда на одной стороне то, что диктуют, а на обороте - ответ, чтобы себя проверить. В идеале сначала устно добиться правильности, а потом уже записать - потренировать правописание (орфографию).

На уровне повыше полезно писать ... диктанты, изложения и мини-сочинения по опорам (то есть с помощью scaffolds, guided writing).

Диктанты тренируют восприятие на слух и заставляют обращать внимание на мелкие лексико-грамматические нюансы, орфографию, пунктуацию.

Диктанты бывают разные. Архи-полезны "диктанты-изложения" следующих видов - shadow dictation и dictogloss.

Например, shadow dictation - это работа в парах, когда учитель читает текст (обычно один раз), но есть нюанс - в каждой паре один ведёт конспект, записывает ключевые слова и фразы, а второй - только слушает. После второго зачитывания текстом учителем, ученики реконструируют текст.

Put students in pairs. One is a writer and one is a listener. The teacher reads a paragraph at normal speed. The writer writes what they can and the listener just listens. Then they both try to re-construct the paragraph.

Также полезен диктант-диктоглосс - отличием от shadow dictation будет то, что работа будет в группах по три человека обычно, и первый раз все слушают текст, а на втором прослушивании все конспектируют, после чего все вместе реконструируют по заметкам тот текст, который получился.

В процессе реконструкции текста приходится волей-неволей думать о лексико-грамматической правильности. Зачастую такие виды диктантов так и называются - grammar dictaion.

Вариациями диктантов-изложений могут быть задания "послушать аудио" или "посмотреть видео", а потом записать "о чём шла речь". В анлийском можно так отлично тренировать косвенную речь, если речь про интервью, например.

Также полезно выслушать тех, у кого проблемы, и написать "советы" - от одного-двух предложений до полноформатного письма или proposal-а.

Всевозможные эссе а ля "за и против" лучше писать на базе обсуждений, в ходе которых конспектировались аргументы сторон, то есть сначала активировать очно идеи, словарный запас по теме, получить обратную связь от учителя на то, что верно, а что нет, а потом уже писать. А если говорить сложно то ДО того, как обсуждать, следует поискать тексты и аудио по теме - статьи, например, и ознакомиться с ними, законспектировав "за" и "против" по теме.

Ещё один вид письма, который незаслуженно игнорируется, -- это "написание вариаций". Например, можно продиктовать ученикам письмо. Это потренирует орфографию, пунктуацию, разбиение на абзацы, восприятие на слух, заставит обратить внимание на "маленькие слова". А потом можно написать вариацию записанного - в идеале будет "заменить от 10 до 25 слов и слосочетаний" так, чтобы не наделать при этом ошибок.

Ваариаций диктантов превеликое множество, трансформаций тоже. Например, учитель может составить текст, в котором каждое предложение можно закончить на своё усмотрение либо положительно, либо отрицательно. И если работа в группе, то полгруппы могут написать "текст оптимиста", а вторая половина "текст пессимиста". Безусловно, такой тест с "пропусками" можно выдать и как тест, то есть не диктовать, а дать прочесть и заполнить пропуски не просто словами, а фразами. А потом зачитать увслух и выбрать наиболее занимательный, например. Такие тексты - вернее пропуски в них - полезно обсудить до заполнения словами, чтобы уточнить, какие части речи и формы слов могут грамматически подойти.

Не всегда самое полезное в практике письма - это длинный текст, наполненный сверхглубоким смыслом.

Зачастую гораздо лучше практиковать письмо чаще, вести дневник или блог, например, или просто записывать отдельные самодостаточные предложения со словами, которые кажутся полезными.

Полезно писать picture dictations, graph dictations и map dictations - диктовать, что нарисовать или объяснять, как изменяется траектория графика или просто рисовать (чертить) диаграммы по описанию, которое слышишь от напарника или учителя. В роли диаграммы может быть раскраска, на которой что-то пронумеровано - хвост, плавники, чешуя и жабры рыбы, например, и распологать на карте объекты полезно по описанию - и подписывать тоже (labelling).

Если нужно, чтобы слова помнились со всеми предлогами, артиклями и разного рода нюансами, оттенками значений, то хорошо делать двусторонние карточки, с одной стороны предложение с пропуском, с другой - ответ (писать вручную курсивом полезнее всего, но если напечатать - то тоже будет польза, но несколько другая). Изготовление таких карточек - это тоже writing. Такие заготовки можно использовать потом для повторения лексики и грамматики устно

Ну, и бонусом 2 видео про dictocgloss (новозеландский английский заодно послушать можно, специфичное явление) - ссылка под фото

Источник https://esolonline.tki.org.nz/ESOL-Online/Planning-for-my-students-needs/Resources-for-planning/ESOL-teaching-strategies/Oral-Language/Listening-and-speaking-strategies/Dictogloss?fbclid=IwAR2HVepy_d7Gt_dXJkBYDYj6X21-h90ATJLaZ9QWevVija0oOUTzUiGY1R8
Источник https://esolonline.tki.org.nz/ESOL-Online/Planning-for-my-students-needs/Resources-for-planning/ESOL-teaching-strategies/Oral-Language/Listening-and-speaking-strategies/Dictogloss?fbclid=IwAR2HVepy_d7Gt_dXJkBYDYj6X21-h90ATJLaZ9QWevVija0oOUTzUiGY1R8