Найти тему

Впечатления от выставки «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства

Чего ожидаешь, когда направляешься на выставку, посвященную традиционным художественным промыслам? Как минимум хорошего времяпрепровождения, а как максимум удивления и восхищения.

Для меня выставка «Во имя промысла» стала путешествием сквозь время: от одного художественного промысла к другому, органично, бесшовно и совершенно естественно.

-2
-3
-4
-5

Фраза «художественный промысел» редко встречается в повседневной речи. Есть ли ей место где-либо, кроме музея и учебника по истории культуры? У меня сложилось впечатление, что ответ выставки на этот вопрос положительный.

Смею даже предположить, что вся выставка затевалась как приглашение обратиться к художественным промыслам в поисках самоидентичности и вдохновения. В аннотации к выставке сказана, что она представляет собой монтаж современных идей, новый взгляд на художественные промыслы, которые могут способствовать их развитию сегодня.

Художественные промыслы – это мы с вами, наша история, наша культура. Можно не говорить об истории и культуре каждый день, но они запечатлены в нашем образе мыслей, в наших идеалах. Они как путеводные звезды или как указатели: направляют и помогают.

-6
-7
-8
-9
-10

Палитра представленных на выставке художественных промыслов многообразно. Мне было интересно изучать разные промыслы, но даже меня с моим исследовательским опытом разносторонний подход организаторов выставки к подбору экспонатов приятно удивил.

На выставке представлены достаточно широко узнаваемые Хохлома, Гжель, вологодское кружево, ростовская финифть и жостовская роспись. При этом выставка дает шанс познакомиться и с «хорошо щабытым старым» - шемогодской берестой, нижнетагильской росписю подносов, борнуковским каменем и михайловским кружевом.

При таком многообразии сочетаемость не пострадала, а наоборот, кратно возросла. Ничего не выбивается из ряда вон и не кажется лишним. Все на своих местах.

Процитирую талантливое описание этого момента их аннотации к выставке: «Мы покажем удивительную сочетаемость, казалось бы, удаленных друг от друга традиций и регионов. Вся Россия предстанет перед нами как цельная композиция. Павловопосадский платок будет соседствовать с курским ковром, вы увидите яркую перекличку стекла из Гусь-Хрустального с якутской костью, унцукульской насечки с ростовской финифтью».

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Сокровище выставки, на мой взгляд, - залы, где экспонируются Палехские лаковые миниатюры. Прелесть и искусность их трудно передать словами. Это надо увидеть своими глазами.

Восхищает многообразие мастеров, чьи лаковые миниатюр экспонируются, а также сюжетов и эпох. Наверняка, собрать такую красоту в одном месте было задачей не из легких. Браво!

Некоторые миниатюры мне было сложно рассмотреть без лупы и качественного, точечного освещения. Миниатюры, окутанные полумраком, так и остались не рассмотренными. Над этим моментом, думаю, организаторам стоит поработать.

-26
-27
-28
-29
-30

Много лет назад мне довелось побывать на выставке-продаже произведений искусства, и один из ее участников в разговоре вскользь бросил фразу, что его произведения – не какой-то там промысел, а произведение искусства.

Этот разговор мимоходом заставил меня глубоко задуматься, есть ли разница между художественным промыслом и национальным искусством? Может ли звание художественного промысла быть оскорбительным для мастера или художника? И в какой момент промысел становиться искусством (если такая трансформация в принципе происходит)?

Продолжаю размышлять над этими вопросами по сей день. Посещение выставки «Во имя промысла» помогает мне в поиске ответов.

В окружении произведений разных мастеров и эпох на этой выставке не было никакого смущения или уничижения. Мысли, что что-то недотягивает до звания «произведение искусства» или переросло звание «художественный промысел», не возникло.

Что осталось в сухом остатке, так это осознание глубины традиций, а также удивительного превращения индивидуального мастерства в искусные произведения со своей философией, системной знаков и смыслов.

-31
-32
-33

Выставка «Во имя промысла» - детокс от посредственности и сиюминутности. Способ перезагрузиться и поразмышлять над будущим сквозь прошлое. Услада глазу и душе. Радость жизни и красота мастерства. Если у вас будет возможность побывать на этой выставке (она проходит до 20 октября 2024 года), постарайтесь не упустить ее. Оно того стоит!

****

Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘

🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: pay.mysbertips.ru/88585573

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

****

Смотрите также: