Президентство Кеннеди-Джонсона (1961-1969 гг.) – «гибкое реагирование».
При администрации Кеннеди-Джонсона ядерная политика и стратегия Соединенных Штатов формулировались на основе вывода о том, что в 1960-е годы США и СССР будут иметь «относительно неуязвимые системы ядерных вооружений, способные нанести огромные разрушения другой стороне». Несмотря на заявления Кеннеди в ходе предвыборной кампании об отставании США от СССР в ракетной области, министр обороны Р. Макнамара заявил, что несущественный «ракетный разрыв» не может повлиять на общий стратегический баланс военных сил сторон. В национальных разведывательных оценках США в 1961 г. администрации Кеннеди было предложено продолжать поддерживать в отношениях с СССР состояние взаимного сдерживания, позволяющее сторонам действовать рационально, сводя к минимуму вероятность случайных и неадекватных действий. В разведывательных оценках также предлагалось повысить возможности США по ведению ограниченных войн, но таким образом, чтобы это не стало проблемой в ядерном противостоянии.
К началу 1960 г. ядерное планирование в США принимает централизованный характер. До этого каждый вид вооруженных сил планировал применение ядерного оружия самостоятельно. Однако увеличение числа стратегических носителей потребовало создания единого органа для планирования ядерных операций. Им стал Объединенный штаб планирования стратегических целей в составе КНШ ВС США.
В декабре 1960 г. была завершена разработка первого единого плана ведения ядерной войны, получившего название «Единый оперативный план поражения стратегических целей» – СИОП-62. Он предусматривал ведение всеобщей ядерной войны с неограниченным применением ядерного оружия. В частности, план предусматривал первый массированный удар по СССР и КНР с применением около 3500 ядерных боеприпасов общей мощностью свыше 7800 Мт. К лету 1961 г. план был уточнен и в последующем утвержден президентом Дж. Кеннеди. СИОП-62 предусматривал ядерные удары по следующим категориям целей:
– массированный упреждающий удар по стратегическим ядерным силам СССР
(шахтным пусковым установкам МБР, аэродромам стратегической авиации, базам подводных лодок и другим важным военным объектам). Цель удара – резко ослабить ответный удар Советского Союза по Соединенным Штатам;
– нанесение ядерных ударов по силам и средствам ПВО СССР, расположенным в полосе полета американских стратегических бомбардировщиков над советской территорией;
– поражение сил и средств ПВО, обеспечивающих прикрытие крупных городов и промышленных центров;
– нанесение ядерных ударов по пунктам управления государственного и военного руководства;
– нанесение «парализующего ядерного удара», предусматривающего массированное применение ядерного оружия по всему комплексу важнейших гражданских, военных и промышленных объектов Советского Союза и других социалистических государств. В 1961 г. в США принимается стратегия «гибкое реагирование», отразившая изменения официальных взглядов на возможный характер войны с СССР. Кроме всеобщей ядерной войны американские стратеги стали допускать возможность ограниченного применения ядерного оружия и ведение войн обычными средствами поражения непродолжительное время (не более двух недель).
Большое влияние на ядерную политику и стратегию США в период администрации Кеннеди-Джонсона оказал Р. Макнамара11, находившийся на должности министра обороны с 1961 по 1968 гг. Макнамара отдавал предпочтение стратегии «гибкого реагирования», которая предусматривала ядерные и неядерные варианты использования сил сдерживания, в том числе в различном их сочетании. Он был одним из тех, кто считал, что «нельзя создать жизнеспособное сдерживание, в основу которого положено маловероятное (неправдоподобное) действие».
Угроза массированного возмездия в ответ на любой кризис была неправдоподобна.
Поэтому администрация Кеннеди, постепенно отказываясь от негибкого «массированного возмездия», решила сделать ядерное сдерживание более убедительным путем повышения вероятности использования ядерного оружия в кризисных ситуациях различной интенсивности, а не только в случае опасности «общей войны»12.
В феврале 1961 г. Макнамара направил Кеннеди доклад, в котором обосновал приоритеты в финансировании министерства обороны и выразил озабоченность многими аспектами национальной безопасности и военной политики. В отношении ядерной политики в докладе были отмечены два слабых места – уязвимость вооруженных сил США от ядерных ударов и отсутствие гибкости в ответных действиях. Макнамара был одним из первых исследователей концепции «сдерживание минимальным количеством ядерного оружия», в соответствии с которой Соединенные Штаты не должны отвечать массированным ударом, а иметь возможность уничтожить столько населения, сколько будет достаточно, чтобы сдержать СССР от первого ядерного удара по США. В качестве средства реализации данной концепции были выбраны подводные лодки с баллистическими ракетами «Поларис». Немногочисленные мобильные и живучие силы «Поларис» с БР невысокой точности хорошо подходили для ударов по «мягким», слабозащищенным целям. В дальнейшем критика «массированного возмездия» продолжалась. В записке, подготовленной межведомственной группой экспертов, утверждалось, что в основу существующей стратегии положена идея «мгновенной войны», которую многие считают неприменимой на практике. Поэтому, по оценке экспертов, жизненно важно для интересов США переходить к стратегии «управляемые ответные действия в течение продолжительного периода времени». Общий план военных действий в случае ядерной атаки на США предлагалось сделать «более гибким, включающим много вариантов управляемых ответов». В записке межведомственной группы фактически предлагалось немедленно начать создание контр силовых возможностей.
Макнамара приобрел большой опыт в области системного анализа и исследования операций во время Второй мировой войны, а затем в компании «Форд–моторс». Он был сторонником использования математического моделирования при анализе ядерной стратегии и полагал, что «массированное возмездие» не является единственной убедительной стратегией сдерживания, применимой для любого кризиса, который может угрожать интересам США и их союзников.
К такому решению Кеннеди подталкивал, в частности, Берлинский кризис 1961 г., в ходе которого демонстрация решимости и намерений США, используя объявление о мобилизации резервистов и передислокацию частей американских вооруженных сил внутри Европы, не дала ожидаемого результата. Фактический провал сдерживания СССР в период Берлинского кризиса на основе стратегии «массированного возмездия» стал предметом озабоченности в военных кругах США. В частности, был поставлен вопрос о необходимости разработки плана применения ядерных сил, альтернативного плану СИОП-62. В докладе президенту на этот счет указывалось: «…СИОП-62 – это негибкий, всеохватывающий план, разработанный для исполнения в жесткой форме, независимо от реально складывающихся обстоятельств». ядерных сил США, способных действовать гибко и дозировано в ответных действиях. Практическая значимость данного вывода относительно американской ядерной стратегии во многом определялась ухудшением отношений с СССР в начале 1960-х годов. В дополнение к неудачной попытке в апреле 1961 г. свержения Ф. Кастро разразился кризис в вопросе о Западном Берлине. Многие политики и военные в США поняли, что разработка новой ядерной стратегии, адекватной складывающейся международной обстановке, перестала быть просто теоретическими размышлениями ученых и экспертов.
В декабре 1963 г., после вступления в должность президента США Л. Джонсона, Макнамара подготовил проект президентского меморандума, в котором способности США сдерживать ядерное нападение СССР придавалось большее значение, чем способности вести ядерную войну. В меморандуме отмечалось, что стратегия «контрсилы» «возможно не имеет многообещающей перспективы» и что отдача от дополнительных финансовых затрат в попытке внедрить эту стратегию в военное планирование не является гарантированной. В 1963 г. потребность заключалась в том, чтобы после внезапного противосилового удара СССР у США сохранилось достаточное количество ядерных сил для разрушения в ответном ударе разрушить советскую систему государственного и военного управления, а также для уничтожения значительной части населения и промышленной базы. Считалось, что для этого надо уничтожить 30% населения и 50% промышленной базы путем нанесения ударов по 150 советским городам. Суммарная расчетная мощность ядерного оружия, которое должно быть доставлено к целям, оценивалась в 400 мегатонн. Цифра 400 мегатонн была результатом компьютерного моделирования, при котором после суммарной мощности доставленных боеприпасов в 400 мегатонн рост потерь населения и промышленной базы практически прекращался (в «критической» точке в 400 мегатонн они составляли: 30% населения и 50% промышленной базы). Макнамарабназвал эту стратегию «гарантированное уничтожение» (assured destruction). Однако, упомянутые показатели – 30, 50 и 150 не использовались в качестве критериев при назначении целей для ядерных ударов. Эти показатели применялись при расчете бюджетного запроса, поиске ответа на вопрос «сколько ядерного оружия достаточно для надежного сдерживания?».
С обнародованием стратегии «гарантированного уничтожения» ядерная стратегия США оставалась практически неизменной до конца президентского срока Джонсона. Исследовательские работы в области ядерного оружия начали сосредоточиваться на разработке многозарядных головных частей с боеголовками индивидуального наведения и системы ПРО. (продолжение следует)