Найти тему

Санкт – Петербург мемориальный. Могилы Ломоносова и его родственников в «Некрополе 18 века»

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я предлагаю вам продолжить виртуальную экскурсию по бывшему Лазаревскому кладбищу, или как оно теперь называется «Некрополь XVIII века». Сегодня у нас пятнадцатая часть и начнем мы её у места последнего покоя человека, не нуждающегося в представлении и, чье захоронение является, несомненно, самым почитаемым в этом музее под открытым небом.

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)

Портрет работы художника Л. С. Миропольского
Портрет работы художника Л. С. Миропольского

Я не буду сегодня подробно рассказывать о жизни Михаила Васильевича и о той роли, которую он сыграл в Российской и мировой науке, я хочу поподробнее рассказать вам о памятнике воздвигнутом на его могиле.

Как известно Ломоносов скончался 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. За несколько дней до смерти его навестила лично Императрица Екатерина Великая. Как только стало известно о кончине ученого, в доме появился Светлейший князь Григорий Орлов, который сначала опечатал архив и библиотеку Ломоносова, а затем полностью вывез все бумаги.

Похоронили ученого 19 апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александра – Невской лавры. Практически сразу после похорон канцлер граф Михаил Илларионович Воронцов (1714-1767) объявил, что увековечит память Михаила Васильевича за свой счет. Как известно Воронцов всячески благоволил Ломоносову, оказывал ему покровительство, и смерть ученого стала для него личной трагедией.

Разместить заказ он решил в итальянском городе Каррара в каменоломнях которого, уже много веков добывают знаменитый на весь мир Каррарский мрамор. Достаточно сказать, что именно из него Микеланджело в свое время изваял своего Давида и множество других шедевров. Однако прежде чем приступить к работе, необходимо выполнить то, что сейчас принято называть проектом памятника. Отправится в Италию лично, Воронцов не имел возможности и поэтому обратился к Якобу Штелину, учёному секретарю Академии наук, человеку, считающемуся одним из первых историографов русского искусства.

-3

По его воспоминаниям канцлер поручил ему «сочинить подпись и рисунок» надгробия, которые были отосланы для исполнения в Каррару, и «на следующий год получен был памятник из каррарского мрамора, сделанный совершенно по рисунку». Автором монумента стал мастер Ф. Медико, о котором неизвестно ничего кроме имени, установить которое удалось по подписи в нижней части постамента.

Можно сказать, что памятник Ломоносову на Лазаревском кладбище – первое в Петербурге, да и вообще в России архитектурное надгробие.
Мраморная стела с высеченной золотой эпитафией на русском и латинском языках украшена рельефом, символизирующим бессмертные заслуги Ломоносова перед отечественными науками и искусством.

-4

На венчающем монумент саркофаге с двух сторон рельефные перевязи и венки, на выступающих полочках рельефные вызолоченные гирлянды.

На лицевой стороне, под саркофагом эпитафия

-5
ВЪ ПАМЯТЬ / СЛАВНОМУ МУЖУ / МИХАИЛУ ЛОМОНОСОВУ / РОДИВШЕМУСЯ ВЪКОЛМОГОРАХЪ/ВЪ 1711 ГОДУ / БЫВШЕМУ СТАТСКОМУ СОВЕТНИКУ /СЪ.-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМ1И НАУКЪ /ПРОФЕССОРУ/ СТОКГОЛМСКОИ И БОЛЛОНСКОЙ / ЧЛЕНУ / РАЗУМОМЪ И НАУКАМИ ПРЕВОСХОДНОМУ/ ЗНАТ-НЫМЪ УКРАШЕНЕМЪ ОТЕЧЕСТВУ ПОСЛУЖИВШЕМУ/ КРАСНОРЕЧ1Я СТИХОТВОРСТВА / И ГИСТОРИИ РОСС1ЙСКОЙ / УЧИТЕЛЮ / МУОИ ПЕРВОМУ ВЪ РОСС1И БЕЗЪ РУКОВОДСТВА ИЗОБРЕТАТЕЛЮ / ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЮ СМЕР-Т1Ю /ОТЪМУЗЪИ ОТЕЧЕСТВА / НА ДНЯХЪ СВЯТЫЯ ПАСХИ 1765 ГОДУ / ПОХИЩЕННОМУ. / ВОЗДВИГЪ СЮ ГРОБНИЦУ/ ГРАФЪ М. ВОРОНЦОВЪ / СЛАВЯ ОТЕЧЕСТВО СЪ ТАКОВЫМЪ/ГРАЖДАНИНОМЪ И ГОРЕСТНО СОБОЛЕЗНУЯ/ О ЕГО КОНЧИНЕ.

Ниже аллегорический рельеф: жезл Меркурия - кадуцей со змеями (символ красноречия и проникновения в тайны природы), перекрещенный со свитком с циркулем и пером (символ наук) и лирой (символ искусств), с лавровым венком (символом славы) под ними.

-6

На обратной стороне стелы надпись на латыни и такой же точно рельеф.

За почти 260 лет, прошедших со дня установки монумент неоднократно подвергался реставрации, о чем свидетельствуют надписи на боковых гранях

-7

В целом состояние надгробия не назовешь плачевным и в этом плане, наверное, превратить кладбище в музей под открытым небом, принятое в свое время советскими властями было верным. Сегодня у петербуржцев и гостей города есть возможность прийти в любое время и полюбоваться замечательными произведениями скульпторов прошлого. Жаль только что не обо всех памятниках расскажут экскурсоводы.
Мне, например, всегда было непонятно, почему рассказывая о памятнике Ломоносову, далеко не всегда гиды упоминают о монументе находящимся рядом.

А между тем здесь упокоились

Константинова Елена Михайловна (1749-1772) единственная выжившая дочь Ломоносова и её муж Константинов Алексей Алексеевич (1728-1808) – личный библиотекарь Императрицы Екатерины Великой

Надгробие представляет собой массивную четырехгранную вазу серого мрамора, перехваченную полотенцами белого мрамора.
Ваза имеет высокое фигурное завершение с пламенем, и установлена на прямоугольном постаменте серого мрамора и ступенчатом плинте серого гранита.

-8

Елена Михайловна, которой было всего 16 лет, когда скончался её отец, вышла замуж за Алексея Алексеевича Константинова в 1766 году. Муж был старше её более чем на 20 лет, но возможно любил и хотел сделать счастливой. Во всяком случае, эпитафия на постаменте гласит:

Несчастливый мужъ, надворный советникъ Константиновъ, лишась многими добродетельми и различными дарами украшенной супруги, омывъ лице ее слезами, тело погребенiю предалъ.

Елена Михайловна ушла из жизни в возрасте 23 лет успев родить мужу пятерых детей.

О четверых из них сведений почти не сохранилось, а вот дочь Софья Алексеевна Константинова, в замужестве Раевская в русской истории и культуре оставила весьма заметный след

Художник Боровиковский. Портрет Кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины, Софьи Алексеевны Раевской.
Художник Боровиковский. Портрет Кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины, Софьи Алексеевны Раевской.

Внучка Ломоносова, жена одного из самых прославленных героев войны 1812 года, добрая знакомая А.С. Пушкина, тёща декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Согласитесь, даже этот краткий перечень впечатляет. К сожалению, Софья Алексеевна Раевская скончалась вдали от Родины и похоронена на Римском не католическом кладбище Тестаччо.

-10

Сохранилась ли её могила сказать не могу, во всяком случае пока.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.