Русское искусство в СССР большевики сводили к частушкам
24 ноября 202324 ноя 2023
1
Русское искусство в СССР большевики сводили к частушкам
В 1930 г. в Москве стали устраивались декады народного творчества представителей "союзно-республиканских" и "автономно-республиканских" титульных народов РСФСР. Во время этих декад эти титульные народы показывали свои достижения в хоровом и танцевальном искусстве, музыке, опере, театре, литературе. К декадам приурочивались вставки живописи и скульптуры соответствующих республик. Артисты встречались с высшим партийным и советским руководством, им вручались награды и подарки.
Все эти действия происходили по определенной церемониальной схеме – кто из руководства присутствует, какие доклады делает, что вручается в качестве подарков. Артисты были в национальных нарядах. Вместе с артистами были "знатные" хлопководы, виноградари, овцеводы. Им тоже полагалось быть в национальных костюмах.
Декады широко освещались в союзной и республиканской прессе, про них снимались фильмы. С 1962 г. декады искусств в Москве стали дополняться аналогичными церемониями в столицах союзных и автономных республик. Республиканские делегации стали ездить друг к другу.
Отметим, что декад русского искусства в Москве никогда не проводилось, а в союзных республиках проводились декады искусства РСФСР, в рамках которых русским хорам, танцевальным ансамблям, народным музыкальным коллективам обычно не находилось места или они проходили в шаржированной форме.
Вот как газета Вечерняя Москва за 1940 г. описывала презентации русского искусства в рамках Декады искусства Бурят-Монгольской АССР: "Три спектакля покажет... Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр <…>В программе заключительного концерта... большое место займут выступления оркестра национальных инструментов <…>Оркестр наряду с... произведениями молодых бурятмонгольских композиторов исполнит «Анданте» из 6-й симфонии Гайдна. <…> Выступит... ансамбль эвенков — народа, живущего на северном побережье Байкала. В концерте примет участие русский хоровой ансамбль семейцев. Это потомки высланных из Москвы стрельцов, которые в своих мелодиях и манере исполнения сохранили особенности допетровской Руси. Семейский... хор <…> исполнит старинные русские песни и современные частушки <…>. Концерт закончится симфонической поэмой о Сталине, написанной на народные бурятские мелодии».
Демонстрация достижений, насчитывающего тысячелетнюю историю русского искусства через исполнение частушек полностью соответствовало низшему месту русского народа в системе советской этнической иерархии
Русское искусство в СССР большевики сводили к частушкам
В 1930 г. в Москве стали устраивались декады народного творчества представителей "союзно-республиканских" и "автономно-республиканских" титульных народов РСФСР. Во время этих декад эти титульные народы показывали свои достижения в хоровом и танцевальном искусстве, музыке, опере, театре, литературе. К декадам приурочивались вставки живописи и скульптуры соответствующих республик. Артисты встречались с высшим партийным и советским руководством, им вручались награды и подарки.
Все эти действия происходили по определенной церемониальной схеме – кто из руководства присутствует, какие доклады делает, что вручается в качестве подарков. Артисты были в национальных нарядах. Вместе с артистами были "знатные" хлопководы, виноградари, овцеводы. Им тоже полагалось быть в национальных костюмах.
Декады широко освещались в союзной и республиканской прессе, про них снимались фильмы. С 1962 г. декады искусств в Москве стали дополняться аналогичными церемониями в столицах союзных и автономных республик. Республиканские делегации стали ездить друг к другу.
Отметим, что декад русского искусства в Москве никогда не проводилось, а в союзных республиках проводились декады искусства РСФСР, в рамках которых русским хорам, танцевальным ансамблям, народным музыкальным коллективам обычно не находилось места или они проходили в шаржированной форме.
Вот как газета Вечерняя Москва за 1940 г. описывала презентации русского искусства в рамках Декады искусства Бурят-Монгольской АССР: "Три спектакля покажет... Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр <…>В программе заключительного концерта... большое место займут выступления оркестра национальных инструментов <…>Оркестр наряду с... произведениями молодых бурятмонгольских композиторов исполнит «Анданте» из 6-й симфонии Гайдна. <…> Выступит... ансамбль эвенков — народа, живущего на северном побережье Байкала. В концерте примет участие русский хоровой ансамбль семейцев. Это потомки высланных из Москвы стрельцов, которые в своих мелодиях и манере исполнения сохранили особенности допетровской Руси. Семейский... хор <…> исполнит старинные русские песни и современные частушки <…>. Концерт закончится симфонической поэмой о Сталине, написанной на народные бурятские мелодии».
Демонстрация достижений, насчитывающего тысячелетнюю историю русского искусства через исполнение частушек полностью соответствовало низшему месту русского народа в системе советской этнической иерархии