Найти в Дзене
Руками Морковки

Как развивать ребёнка без специальных занятий и упражнений

В книге «Вы – первый учитель своего ребёнка. Методика раннего развития Вальдорфской школы» (Рахима Болдуин Данси) есть раздел о доме и развитии ребёнка в нём. Именно дома ребёнок получает образование свои первые шесть-семь лет, поэтому там должны быть условия для развития. Автор отмечает, что дела по дому надо делать с ребёнком и показывать, что всё совершается с любовью: ставим свечку на стол – делаем это осознанно и с понимаем, что приносим пользу ребёнку. Эта мысль мне нравится и я с ней согласна. А вот с этим не совсем: ... можно вернуться к истокам: начать подметать пол, мыть посуду в тазу на улице, гладить, перемалывать крупу ручной мельницей, печь, мыть кухонные шкафы, ремонтировать игрушку, шлифовать дерево и т. д. Все это может показаться старомодным, но, поверьте, это намного лучше, чем иметь дело с ноющим двухлетним ребенком или включать очередной мультфильм, чтобы его успокоить. С нескольких месяцев дочки я старалась делать все домашние дела с ней. Когда она была малюткой

В книге «Вы – первый учитель своего ребёнка. Методика раннего развития Вальдорфской школы» (Рахима Болдуин Данси) есть раздел о доме и развитии ребёнка в нём. Именно дома ребёнок получает образование свои первые шесть-семь лет, поэтому там должны быть условия для развития. Автор отмечает, что дела по дому надо делать с ребёнком и показывать, что всё совершается с любовью: ставим свечку на стол – делаем это осознанно и с понимаем, что приносим пользу ребёнку. Эта мысль мне нравится и я с ней согласна. А вот с этим не совсем:

... можно вернуться к истокам: начать подметать пол, мыть посуду в тазу на улице, гладить, перемалывать крупу ручной мельницей, печь, мыть кухонные шкафы, ремонтировать игрушку, шлифовать дерево и т. д. Все это может показаться старомодным, но, поверьте, это намного лучше, чем иметь дело с ноющим двухлетним ребенком или включать очередной мультфильм, чтобы его успокоить.

С нескольких месяцев дочки я старалась делать все домашние дела с ней. Когда она была малюткой, то в её сон я в основном спала или читала/училась, а в период бодрствования клала её в люльку, если это было возможно, или держа на руках или в слинге, я делала что-то по дому. Сейчас, в три года, она с удовольствием может помыть посуду после приготовления еды (мы вместе периодически готовим! Резать она тоже умеет). Мыть полы и пылесосить также охотно берётся. Даже с появлением посудомойки нам есть чем заняться - разложить столовые приборы (так можно научиться названиям + отличный жизненный сортер), кастрюли и всё, что лежит на уровне роста ребёнка.

Так вот, сейчас я всё равно не всё успеваю сделать за день по дому с детьми. И будет очень странным отказаться от пылесоса или достать тазик, чтобы помыть посуду.

Да, в эпоху урожая перемалывать крупу, шлифовать дерево в деревне и там же стирать одежду в тазике – это можно. Остальное перебор, как мне кажется. Книга знакомит с Вальдорфом, а такими заявлениями может и отпугнуть.

... работа, которая сегодня выполняется по дому, чаще предполагает нажатие кнопки, чем ритмичные движения. Нужно помыть посуду? Мы нажимаем кнопку на посудомоечной машине. Нужно постирать одежду? Мы нажимаем кнопку на стиральной машине. Пол грязный? Мы нажимаем кнопку на пылесосе и возим им по полу, вместо того чтобы ритмично подметать. Так как маленькие дети связаны с миром в основном посредством своих ощущений и движений, им это кажется непонятным. Поскольку ритмические действия так хорошо воспринимаются детьми, полезно привносить их в домашнюю жизнь, например, складывать одежду, подметать полы, мыть окна, машину. Дети будут наблюдать, присоединяться к нам или просто брать на заметку. Нужно осознать ценность работы, которую мы выполняем по дому, и выполнять ее в присутствии маленького ребенка или вместе с ним. Можно, например, почистить малышу яблоко не на кухонном, а на его маленьком столике или сесть и связать ему простую веревочку, которая станет часто используемой игрушкой в самостоятельных играх.

А вот про яблоко, починку вещей и совместное творчество мне очень откликается.

Далее автор предлагает рассмотреть четыре уровня домашней жизни:

  • физический
  • ритмический
  • эмоциональный (уровень отношений)
  • духовный

И тут приведены вопросы, которые стоит себе задать, чтобы разобраться насколько полно развиты эти уровни.

Сейчас меня занял вопрос о том, что приходящего в наш дом человека встречает и где всё-таки центр. А также про мой уголок... Он у меня есть – мой любимый стол. Но сейчас он завален вещами. Делаю что-то на маленьком свободном клочке стола. И это я хочу исправить!

С ритмами я плотно работаю давно, но вопросы из главы напомнили мне о непроработанном начале трапезы – надо ввести изречение перед едой и уборку со стола после еды. С ритмом недели тоже ещё не идеально, но есть то, что уже закрепилось хорошо: во вторник смотрим диафильм (в начале месяца всегда премьера нового), в четверг живопись (это у меня со школы привычка), в пятницу что-нибудь выпекаем.

Эмоциональный уровень совсем не проработан: я с трудом уделяю время себе и страдаю от этого. У меня мало подруг с детьми, с которыми можно реально поболтать о детях, о творчестве с ними. Живущих рядом – ни одной. Никаких запланированных свиданий с мужем... Да и просто какого-то определённого времени вместе.

В аспекте духовного уровня пока не взяла вопросы на проработку. Что-то хорошо развивается само самой, а за что-то пока нет сил браться.

Этот раздел книги помог мне свыкнуться с мыслью, что делая каждый день одни и те же рутинные дела, я развиваю ребёнка. Мне почему-то постоянно кажется, что я должна придумывать, придумывать и придумывать что-то интересненькое. Да, я люблю это делать, но устаю от того, что заставляю себя и постоянно кручу это в голове. А волшебство же приходит внезапно!

Неужели простые действия, которые мы совершаем в повседневной жизни: мытье посуды, уборка постелей, кормление кота, сортировка белья, – именно то, что нужно маленькому ребенку для роста и здорового развития? Это так по целому ряду причин. Во-первых, вы создаете модель «настоящей работы», которую ваш ребенок может с вами разделить и которой может подражать в игре. Во-вторых, вы качественно проводите время вместе с ребенком, не концентрируясь на нем и не сильно опекая его. В-третьих, ваш ребенок двигается, получает навыки и развивает свои умения.

Именно желание посмотреть на ритмы нашего дня и показать другим, что то, что кажется идеально со стороны, может иметь свои нюансы и недостатки внутри, и побудило меня писать здесь свой дневник начинающей вальдорфской мамы.

-2

Книгу буду читать дальше, свои заметки публиковать здесь.