Найти тему

"Он любовался ею как незавершенной картиной". Вся правда об вампире Эдгаре из Полнолуния. Ну почти

Фантазии нейросети на тему образа достопочтенного Эдгара Вышинского. "Полнолуние". Светлана Поделинская.
Фантазии нейросети на тему образа достопочтенного Эдгара Вышинского. "Полнолуние". Светлана Поделинская.

Он определил ее судьбу еще до рождения. Он забрал у нее жизнь, чтобы дать новую. Он дал ей свое мировоззрение, закрыв глаза на ее желания. Она - его нарциссическое продолжение, половинка его души, в которой он должен отражаться и сверкать. О ком я? Нет, я не сошла с ума.

Привет, я Анна Блейк, писатель и психолог. Здесь мы говорим о психологии через призму литературных и кино-персонажей. Любите такое? Не забудьте подписаться на канал. Позвольте представить, сегодня в гостях у нас сам пан Эдгар Вышинский, главный герой готической саги "Полнолуние" Светланы Поделинской. Кто он? Законченный эгоист, мерзавец или тонко чувствующий и несчастный мужчина, который хочет всего лишь счастья?

Нарциссизм во всей красе

Боги, наконец-то появился персонаж, по которому можно написать целую книгу по нарциссизму! Все время приходится искать компромиссы, подмечать лучшую сторону нарциссизма, указывать на целеустремленность, успех в делах и вот это вот все, эту мглу, которую вы могли увидеть в предыдущих статьях (ссылки в конце статьи оставлю, чтобы освежить память).

Но Эдгар. Ах, Эдгар. Потрясающий мерзавец, чья личностная трансформация, несмотря на то, что он вообще-то персонаж книги, более того, он вампир! - вполне психологична и достоверна. Но начнем с начала, да? С чего это неугомонная Блейк опять со своим нарциссизмом носится? А я могу доказать.

Хотите?

Буквально пара цитат. Коротеньких. Вы просто посмотрите.

Его ослепительный образ, отшлифованный элегантностью французской моды и английской чопорностью манер, маскировал бездонную холодность, каменную темницу, в которой затаилась неприкосновенная ранимая душа.

Неужели можно точнее описать нарциссического человека? Внешний лоск, глянец, блеск, даже мишура (это, правда, не про Эдгара), но чудовищная скованность души, ее ранимость. И просто тонна боли, с которой он справляется одним способом. Закрывая ее от всего мира.

Тем временем Эдгар следил за растерянным взглядом Эвелины, страдая в присутствии сестры от своего безраздельного одиночества.

Безраздельное одиночество.

Безраздельное. Неприятие внешним миром. Сколько бы ни было рядом людей, сколько бы ни сыпалось на него восхищенных взглядов и комплиментов, он один. В этой книге он один до тех пор, пока не обретет свою любовь. В жизни чаще всего это одиночество сохраняется, пока не встретит точно такое же одиночество, пока не сгорит в нем. В себе. Но это уже совсем другая история.

А эту цитату я оставила на сладенькое. Честное слово, если бы я писала диссертацию не по кино, а по книгам, я бы взяла этот роман за основу. Его можно растащить на десятки цитат. И провести огромное исследование. Вы только вчитайтесь:

— У тебя нет ничего своего, — сказал ей Эдгар, и в его мягком, бархатном голосе отчетливо обозначились металлические нотки. — Ты просто сгусток моей крови, отражение моих мыслей, плод моего воображения. Я нахожу в тебе только то, что хочу видеть. И прошлого у тебя нет. Тебе дано лишь то, что ты получила от меня и Элеоноры, волей-неволей.

Уважаемый автор, вы точно не психолог?))

Пояснительная бригада к взрыву эмоций выше

Сейчас будет немного заунывной теории психоанализа и нарциссизма. Явление нарциссизма изучалось подробно, в психоанализ ввел это понятие Зигмунд Фрейд, его мысль критиковали и развивали десятки ученых, но я хочу коротко остановиться на работах Кохута. В контексте разбора психологического портрета Эдгара Вышинского я хочу обратить ваше внимание на двух процессах, которые выделяет Кохут и которые характерны для нарциссизма, более того, именно эти процессы фактически определяют его развитие, степень проявления. Ну и патологичность.

Давайте очень внимательно подумаем над мыслью:

Первый процесс - это отражение. Как все в психоанализе, это проявляется во младенчестве. Дитя смотрит на свою маму, в этом возрасте еще не видя ее в качестве самостоятельного, полностью отдельного от него объекта. Он не отделяет себя от нее, а ее от себя. Его "я" - это отражение в глазах матери.

Нарцисс отражается в глазах других людей.

Эдгар блистателен. Эдгар любим. К нему тянутся, ему покоряются, им восхищаются, его хотят. А он спокоен, пока рядом есть объект, который в отражении возвращает ему восхищения. Теряя это восхищение, наш пан Вышинский начинает раздражаться. Злиться.

Ну, короче, просто посмотрите на портрет.

Фантазии нейросети на тему образа достопочтенного Эдгара Вышинского. "Полнолуние". Светлана Поделинская (предоставлено автором).
Фантазии нейросети на тему образа достопочтенного Эдгара Вышинского. "Полнолуние". Светлана Поделинская (предоставлено автором).

Второй процесс - идеализация. “Я вижу, что ты замечательный. Я рядом с тобой. Это значит, что я тоже замечательный. И я есть”. Что следует за идеализацией? Правильно, разочарование и уничижение. Потеря интереса.

Пошли дальше? Балинт писал: "Обычно они образуют пары со своими отщепленными двойниками по типу таких известных литературных персонажей, как Фауст и Мефистофель, Дон Кихот и Санчо Панса, Дон Жуан и Лепорелло, и т.д... без его (ненарциссического партнера) помощи и руководства обаятельный и с виду независимый нарциссический герой влачил бы жалкое существование»". Это классические пары, в которых один нарцисс нуждается в отражении в глазах другого. Другой для него только источник этого отражения и, соответственно, наслаждения. Но, важнее, понимания "я есть".

Лаура для Эдгара - такой двойник. Он не скрывает этого. Он говорит ей об этом в лицо. И всю первую часть книги мы думаем, что это неизменно. И он думает, что это неизменно. А дальше включается некая фентезийная составляющая и трансформация. У меня нет задачи спойлерить, поэтому я не буду говорить, какие именно события приводят к тому, что Эдгар понимает, что Лаура - самостоятельная личность. Но, если в двух словах, для этого ей придется снова умереть. А ему - ее потерять. И не только ее.

Эдгар прекрасен в своей нарциссической чистоте. Он прекрасен в своей трансформации.

Как относитесь к таким персонажам?

Читайте другие разборы персонажей от Анны Блейк: