Он определил ее судьбу еще до рождения. Он забрал у нее жизнь, чтобы дать новую. Он дал ей свое мировоззрение, закрыв глаза на ее желания. Она - его нарциссическое продолжение, половинка его души, в которой он должен отражаться и сверкать. О ком я? Нет, я не сошла с ума.
Привет, я Анна Блейк, писатель и психолог. Здесь мы говорим о психологии через призму литературных и кино-персонажей. Любите такое? Не забудьте подписаться на канал. Позвольте представить, сегодня в гостях у нас сам пан Эдгар Вышинский, главный герой готической саги "Полнолуние" Светланы Поделинской. Кто он? Законченный эгоист, мерзавец или тонко чувствующий и несчастный мужчина, который хочет всего лишь счастья?
Нарциссизм во всей красе
Боги, наконец-то появился персонаж, по которому можно написать целую книгу по нарциссизму! Все время приходится искать компромиссы, подмечать лучшую сторону нарциссизма, указывать на целеустремленность, успех в делах и вот это вот все, эту мглу, которую вы могли увидеть в предыдущих статьях (ссылки в конце статьи оставлю, чтобы освежить память).
Но Эдгар. Ах, Эдгар. Потрясающий мерзавец, чья личностная трансформация, несмотря на то, что он вообще-то персонаж книги, более того, он вампир! - вполне психологична и достоверна. Но начнем с начала, да? С чего это неугомонная Блейк опять со своим нарциссизмом носится? А я могу доказать.
Хотите?
Буквально пара цитат. Коротеньких. Вы просто посмотрите.
Его ослепительный образ, отшлифованный элегантностью французской моды и английской чопорностью манер, маскировал бездонную холодность, каменную темницу, в которой затаилась неприкосновенная ранимая душа.
Неужели можно точнее описать нарциссического человека? Внешний лоск, глянец, блеск, даже мишура (это, правда, не про Эдгара), но чудовищная скованность души, ее ранимость. И просто тонна боли, с которой он справляется одним способом. Закрывая ее от всего мира.
Тем временем Эдгар следил за растерянным взглядом Эвелины, страдая в присутствии сестры от своего безраздельного одиночества.
Безраздельное одиночество.
Безраздельное. Неприятие внешним миром. Сколько бы ни было рядом людей, сколько бы ни сыпалось на него восхищенных взглядов и комплиментов, он один. В этой книге он один до тех пор, пока не обретет свою любовь. В жизни чаще всего это одиночество сохраняется, пока не встретит точно такое же одиночество, пока не сгорит в нем. В себе. Но это уже совсем другая история.
А эту цитату я оставила на сладенькое. Честное слово, если бы я писала диссертацию не по кино, а по книгам, я бы взяла этот роман за основу. Его можно растащить на десятки цитат. И провести огромное исследование. Вы только вчитайтесь:
— У тебя нет ничего своего, — сказал ей Эдгар, и в его мягком, бархатном голосе отчетливо обозначились металлические нотки. — Ты просто сгусток моей крови, отражение моих мыслей, плод моего воображения. Я нахожу в тебе только то, что хочу видеть. И прошлого у тебя нет. Тебе дано лишь то, что ты получила от меня и Элеоноры, волей-неволей.
Уважаемый автор, вы точно не психолог?))
Пояснительная бригада к взрыву эмоций выше
Сейчас будет немного заунывной теории психоанализа и нарциссизма. Явление нарциссизма изучалось подробно, в психоанализ ввел это понятие Зигмунд Фрейд, его мысль критиковали и развивали десятки ученых, но я хочу коротко остановиться на работах Кохута. В контексте разбора психологического портрета Эдгара Вышинского я хочу обратить ваше внимание на двух процессах, которые выделяет Кохут и которые характерны для нарциссизма, более того, именно эти процессы фактически определяют его развитие, степень проявления. Ну и патологичность.
Давайте очень внимательно подумаем над мыслью:
Первый процесс - это отражение. Как все в психоанализе, это проявляется во младенчестве. Дитя смотрит на свою маму, в этом возрасте еще не видя ее в качестве самостоятельного, полностью отдельного от него объекта. Он не отделяет себя от нее, а ее от себя. Его "я" - это отражение в глазах матери.
Нарцисс отражается в глазах других людей.
Эдгар блистателен. Эдгар любим. К нему тянутся, ему покоряются, им восхищаются, его хотят. А он спокоен, пока рядом есть объект, который в отражении возвращает ему восхищения. Теряя это восхищение, наш пан Вышинский начинает раздражаться. Злиться.
Ну, короче, просто посмотрите на портрет.
Второй процесс - идеализация. “Я вижу, что ты замечательный. Я рядом с тобой. Это значит, что я тоже замечательный. И я есть”. Что следует за идеализацией? Правильно, разочарование и уничижение. Потеря интереса.
Пошли дальше? Балинт писал: "Обычно они образуют пары со своими отщепленными двойниками по типу таких известных литературных персонажей, как Фауст и Мефистофель, Дон Кихот и Санчо Панса, Дон Жуан и Лепорелло, и т.д... без его (ненарциссического партнера) помощи и руководства обаятельный и с виду независимый нарциссический герой влачил бы жалкое существование»". Это классические пары, в которых один нарцисс нуждается в отражении в глазах другого. Другой для него только источник этого отражения и, соответственно, наслаждения. Но, важнее, понимания "я есть".
Лаура для Эдгара - такой двойник. Он не скрывает этого. Он говорит ей об этом в лицо. И всю первую часть книги мы думаем, что это неизменно. И он думает, что это неизменно. А дальше включается некая фентезийная составляющая и трансформация. У меня нет задачи спойлерить, поэтому я не буду говорить, какие именно события приводят к тому, что Эдгар понимает, что Лаура - самостоятельная личность. Но, если в двух словах, для этого ей придется снова умереть. А ему - ее потерять. И не только ее.
Эдгар прекрасен в своей нарциссической чистоте. Он прекрасен в своей трансформации.
Как относитесь к таким персонажам?
Читайте другие разборы персонажей от Анны Блейк: