Найти тему
Колесо жизни

Опять двойка

Картина Федора Решетникова "Опять двойка" хорошо нам иллюстрирует эмоциональное состояние участников домашней сцены. Главный персонаж - мальчик, получивший двойку в школе, подавлен по понятной причине и причина эта - не факт получения красной закорючки в школе, а в том, что его любимая мама строгим и очень строгим тоном будет ему доказывать, что любит она его весьма условно: если пятерки, то любит и еще как, а если двойка, то уже не очень-то и любит (про безусловную любовь можно прочесть в моей статье: ). И делать это она будет в присутствии брата и сестры - публичная порка, так сказать. Иной читатель скажет: "А что же здесь странного? Получил двойку - получил по заслугам". А я отвечу: "Если цель - ухудшить отношения с ребенком, потерять доверие ребенка, что он в трудной для себя ситуации к родителю не обратится, еще раз продемонстрировать модель: кто сильнее - тот и прав, уважение к окружающим - это не наш конек, укрепить ребенка в ошибочном мнении, что он не на что не способен, сделать так, чтобы ребенок что-то делал не потому, что нравится, хорошо получается и т.д., а в угоду кому-то (маме в данном случае) - тогда родитель все делает правильно и уверенно движется к своим целям!". В данной сценке есть персонаж, который пытается исправить положение, но разве существа, наделенные высшим разумом, будут обращать внимание на четвероногого друга, когда прямо сейчас решается вопрос: будет сын дворником или все же нет. А между тем, собачка демонстрирует самую разумную, мудрую и эффективную линию поведения из всех присутствующих на картине доброжелателей.
Мы можем себе представить, как описанная картина оживает во множестве ячеек нашего общества.

А давайте подумаем, как могла бы развиваться ситуация по-другому. Для удобства повествования наделим персонажи именами. Например, главный персонаж (двоечник) у нас будет Витя, прилежница-активистка (а разве есть сомнения, что это так) будет Ниной, а довольный братик на велике - Андрейкой.

Мама: Вот и Витька вернулся из школы. Ребятки, давайте скорее обедать.
Нина: Витя сегодня двойку получил по русскому языку.
Мама: Нина, спасибо тебе большое за информацию, я как раз хотела спросить за обедом какие у кого новости и, думаю Витя сам бы с нами поделился, но все равно спасибо. Ребятки, я уже все положила - давайте скорее за стол.
После обеда (ну, или во время).
Мама: кто-нибудь хочет рассказать у кого как прошел день?
Нина: да, мамочка, конечно. Сегодня у нас было заседание управляющего совета школы. Я выдвинула идею по вопросу повышения успеваемости. Меня поддержали и председатель попросил меня сделать доклад на эту тему на следующем заседании.
Мама: ты должно быть довольна.
Нина: да-да, конечно. Я думаю - это должно сработать.
Мама: рада за тебя.
Мама: давайте-ка я расскажу про свой день. Как обычно у меня сегодня было много дел по дому. Но свой сериал я пропустить не могла. И я опять, как и в прошлый раз засмотрелась и упустила Андрейкину кашу. Получается, у меня сегодня опять двойка, как и у Витьки сегодня, что мы знаем благодаря Нине.
Вить, ну, а помимо двойки-то есть что рассказать?
Витя: Ну так... По физ-ре пятерку получил. Да помог учебники сносить в библиотеку.
Мама: ну вот и отлично. Про пятерку по физкультуре я и не сомневалась и дело хорошее сделал.
Ладно, ребятки, давайте пойдем дела делать.
Мама заходит вместе с Витей в комнату.
Мама: Вить, а двойка-то по математике?
Витя: Да, по математике.
Мама: Тебе помощь нужна?
Витя: Не, мам, я сам разберусь.
Мама: Хорошо, мой дорогой, но знай, если тебе понадобится помощь, ты всегда можешь рассчитывать на нас с папой.
Витя: Спасибо, мам.
Мама целует Витю и выходит из комнаты.

Это один из множества положительных сценариев, которые могли бы иметь место в данной ситуации, в противовес тому фиаско, которое изображено на картине.

Мама укрепила отношения с детьми. Дала понять, что ошибаться - это нормально - мы все ошибаемся. Сохранила доброжелательную атмосферу в семье. Поддержала сына и дала ему энергию для исправления ошибки.
Думаю, нам всем стоит поучиться у этой мамы взаимодействию с детьми.

Но на этом история не заканчивается. Мама продолжает наблюдать и поддерживать ребенка. И если положительных сдвигов не будет, то мама найдет способ ему помочь и все это с позиции любви и уважения, а не с позиции назидания, принижения и оскорблений. В этом и заключается родительский долг и родительские усилия по формированию ребенка, а не в том, чтобы строгим, а порой грубым, переходящим в крик образом рассказывать ему, что он не прав. Он и сам это знает. Ему это уже десять тысяч раз сказали и в школе, и дома, и еще бог знает где.

Благодарю вас за то, что дочитали статью. Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите комментарии.