ДТП попало на видеокамеры. Из видеозаписи видно, что молодой человек не сбавил темп своего движения и фактически «зашёл» под колёса автобуса. Водителя уже задержали, так как в Челябинске происшествие получило резонанс.
В любом случае будет возбуждено уголовное дело, будет определяться мера пресечения в отношении водителя. Вряд ли правоохранительные органы остановятся только на подписке о невыезде. Конечно, зачастую никто не «садит» водителей автобусов в СИЗО, но тут история получилась весьма трагической, что привлекло внимание общественности, поэтому однозначно утверждать, что водителя не заключат под стражу, нельзя.
Однако каждую такую ситуацию нужно разбирать отдельно.
Юридическая основа
Любой водитель должен знать о статье 1079 ГК РФ, которая устанавливает повышенную степень ответственности за управление источниками повышенной опасности.
Транспорт является источником повышенной опасности, поэтому даже если пешеход действовал неосмотрительно – у водителя наступает ответственность как гражданская, так и административная или уголовная (зависит от степени тяжести вреда здоровью). Причинение смерти – это, конечно, уголовная статья 264 УК РФ. Действия хоть и квалифицируются как неосторожные, тем не менее, практика реальных сроков по данной статье в России не редкость, даже при отсутствии отягчающих обстоятельств.
В данном же случае ГИБДД, характеризуя водителя, как всегда, указало, что водитель ранее привлекался по главе 12 КоАП РФ. Хотя любой профессиональный да и не очень водитель знает, что не привлекаться по главе 12 и работать водителем – невозможно.
В рассматриваемой ситуации материалы будут направлены на автотехническую экспертизу, именно заключение ляжет в основу дела, так как ни суд, ни следователи специалистами в данной области не являются.
Вряд ли в этой ситуации эксперт будет на стороне водителя, хотя, на мой взгляд, в ДТП всё совсем неоднозначно.
Водители Челябинска прекрасно знают этот перекрёсток. Это конечная точка центральной улицы города – проспекта Ленина. В этой зоне располагается студенческий городок ЮУрГУ. Перекрёсток является нерегулируемым (лампочки, которые мигают, – это предупреждающие сигналы, не светофоры). Студенты по сторонам смотреть особенно не любят, идут в разном темпе, водителям приходится подолгу ждать, особенно, когда толпы массово перемещаются в перемены между парами.
В рассматриваемой ситуации видно, что студент идёт один, но при этом он как будто не замечает наличие автобуса, а продолжает идти ему навстречу.
Конечно, суд вряд ли напишет такие аргументы и, скорее всего, ограничится стандартной формулировкой: «Водитель обязан двигаться таким образом, чтобы соблюдать правила дорожного движения». Мол, учитывай, что могут идти, ползти, бежать и из ниоткуда появляться. Никакие «мёртвые зоны» никого интересовать не будут.
Наезд на пешехода, да ещё и на переходе – это, конечно, статья, практически без всяких сомнений – 264 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы до пяти лет.
Естественно, будет взыскана компенсация морального вреда с работодателя по статье 1068 ГК РФ, затем работодатель взыщет эту сумму с водителя в порядке регресса.
Сумма компенсации морального вреда может достигать 1 000 000 рублей или чуть больше.
Также выплатят компенсацию по ОСАГО семье пострадавшего в размере 500 000 рублей.
Семье молодого человека выражаю свои искренние соболезнования, как и семье водителя. Надеюсь, удастся договориться между собой, так как парня уже не вернуть, а ломать судьбу водителю автобуса, требуя реального срока, наверное, тоже не стоит.