ВЕГА 301С полная переделка.
Приветствую любителей старого аудио!
Сегодня предлагаю ознакомиться с очень интересной радиолой ВЕГА 301 С.
Мода на так называемые «комбайны» появилась ещё в эпоху ламповой техники. Когда впервые совместили радиоприёмник и проигрыватель пластинок. Это было очень удобно. В огромном корпусе размещалось сразу всё, включая акустический агрегат (как тогда назывались любые колонки хоть выносные, хоть встроенные). Звуковоспроизведение тогда только входило в жизнь людей и сразу научить пользователей правильно соединять межблочным кабелем разные устройства было проблематично, хоть инструкции тех лет были очень подробными. Да и показать все возможности аппаратуры простым переключением режимов работы было весьма удачным решением. Идею оценили как пользователи, потому что совмещённое всё в едином форм-факторе стоило дешевле и занимало меньше места в малогабаритных квартирах, так и производители, потому что экономили на корпусах, трансформаторах и прочих сопутствующих элементах. Это решение существует в той или иной форме до наших дней. Кому-то нравится, кому-то нет, но как говорится, на вкус и цвет карандаши разные.
Вот таким представителем «комбайной» линейки стала и ВЕГА 301С. Аппарат не блистал характеристиками, но позволял прослушивать радиостанции в СВ и ДВ диапазонах, что было особенно важно для населённых пунктов, удалённых от больших городов, по этой причине УКВ и не был предусмотрен производителем, усилитель мощности выдавал в пике реальных 6 Вт на встроенные динамики с частотным диапазоном не хуже от 100Гц до 10000 Гц, гарантированных производителем и дополнялось всё это великолепие проигрывателем винила от Рижского производителя под маркой «АРИЯ». Причём, в 301-й модели стол отличался от стола 300-й модели. В 301-й модели стол проигрывателя был очень урезанной и упрощённой версией УНИТРЫ G-600. То есть у рижской версии был электромагнитный механизм удержания тонарма в рабочем положении, так же с питанием 27 Вольт и прямой тонарм. На этом сходство заканчивалось J. Зато присутствовали механический автостоп и привод диска с не регулируемой скоростью, но вишенкой этого пирожка было то, что двигатель был прародитель шаговых - бесколлекторный. Две независимые обмотки позволяли запускать такой мотор как от переменного напряжения 6,3 Вольта с соответствующей коммутацией обмоток, но на одной скорости, так и от генераторов импульсов с разными скоростями, что было реализовано, например в электрофоне СОНЕТ ЭФ-208С. Такой же урезанный темброблок только с регулятором завала ВЧ, но с модной тогда функцией «РАСШИРЕНИЕ СТЕРЕОБАЗЫ». Вот, в общем-то и вся радиола. Просто, но со вкусом.
Как это чудо техники появилось у меня? Да, наверное, подобное случается у большинства ремонтников или просто радиолюбителей. Пришли знакомые и сказали , мол выкинуть рука не поднимается, но за 1500 рублей тебе всегда пожалуйста. Визуально радиола выглядела пристойно, ну я и согласился. Потом много лет она кочевала по укромным местам дома, пока я не решил с ней что-то сделать.
Первоначально решил проверить динамики на исправность, а заодно сделать замеры Тиля-Смолла. Не впечатлили. На горизонтальную часть графика АЧХ они выходили со 108 Гц один и со 115 Гц второй. То есть добиться от них каких либо внятных басов не ожидалось (что впоследствии и подтвердилось), не зря же производитель писал «…от 100 Гц». Из любопытства разобрал колоночку от ВЕГА 335, где установлены такие же динамики, там ещё интереснее. Один от 89 Гц, второй от 106 Гц. Любопытство было удовлетворено.
Теперь начались мучения с идеей реализации низкочастотного тракта. Моё убеждение состоит в том, что при апгрейде любой аппаратуры, надо максимально сохранить её внешний вид по возможности, даже добавляя новые функции. Изначально хотел разместить всё на одной плате, как в оригинале, но резисторы регуляторов громкости, баланса и тембра очень сильно хрипели, а ползунковые переключатели селектора входов и диапазонов приёмника были громоздкими и из-за неполного заполнения контактов в планке переключателя, которым собирался воспользоваться, дорожки печатной платы получились бы очень длинными и разнесёнными далеко от коммутируемых устройств. Надо было как-то решать данную проблему. Осложнялось всё тем, что галетных переключателей с нужным количеством контактов и длиной оси и способом крепления к корпусу, я не нашёл на торговых площадках. Бессонные ночи подкинули идею, реализация которой помогла бы мне в решении этой задачи, но требовала много ювелирных слесарных работ, с возможностью испортить очень редкий, но необходимый узел. Провозившись с этой работой довольно-таки долгое время, на свет появился самодельный галетный переключатель. Правда для его изготовления пришлось разобрать включатель ЛПМ от разбитой ВЕГА 335. Он очень помог в реализации задумки.
Новоиспечённый галетный переключатель прекрасно подходил для управления электронным селектором входов на TDA1029, а второй его собрат для такого же электронного управления режимами «МОНО», «СТЕРЕО» и «ОТКЛЮЧЕНИЕ АС».
Вид нового, типа, галетного переключателя с одной стороны.
Вид на контактные группы переключателя.
Вид на установленные на место переключатели и плату темброблока.
Вопрос с УНЧ остро не стоял, в процессе измерений динамиков я уже тогда решил, что раз динамики 8-ми Омные, и мощность на них не должна превышать 6-ти Вт на канал при допустимых искажениях, учитывая их непонятное акустическое оформление в данной радиоле, то на эту роль прекрасно подойдёт TDA7297. Учитывая, что динамики не будут отключаться, значит невозможно перепутать фазировку проводов, идущих к ним от УНЧ, а то обстоятельство, что TDA7297 является двухканальным мостовым УНЧ, я могу обойтись не очень громоздким радиатором при требуемой мощности. Так и получилось.
Основная плата с селектором входов, стабилизатором напряжения для дополнительных устройств и линейным усилителем, а так же плата УНЧ были изготовлены, установлены и опробованы. В динамиках полная тишина даже на максимальной громкости. Это радовало.
Теперь в полный рост встал вопрос о регуляторах тембра, баланса и громкости. Резисторов СП3-33-23 нужных номиналов и с нужной длиной оси и, главное, не хрипящих, у меня не нашлось. Купил такие в интернет магазине в Уфе. Но продавец упаковал их очень ненадёжно, хотя это обговаривалось перед покупкой, и ко мне пришли три резистора, у двух из которых по одной ножке были отломаны, а ещё две я отломал сам, при попытке выровнять пинцетом. Идея провалилась. Ладно. Пока суть да дело, решил просто повторить родной темброблок на китайских резисторах. Он меня тоже не впечатлил. Покопавшись в радиолюбительской тумбочке, извлёк на свет темброблок от усилителя АЭЛИТЫ РМ-204. Подключил. Разница – небо и земля. Теперь встал вопрос, как его приспособить для моих нужд, потому что он регулирует не только ВЧ, но НЧ. Как и где расположить все регуляторы, не нарушая аутентичность аппарата? Задача усложнялась ещё и тем, что на лицевой не съёмной панели радиолы была нанесена инфографика шкал регулирования. Сделать такую же в любительских условиях не представляется возможным. И тут меня осенило! Я пойду на нарушение канонов! То есть, размещу регулятор «БАЛАНС», между регуляторами «НЧ» и «ВЧ». Тем более, что в отсутствии отечественных переменных резисторов СП3-33-23, придётся приспосабливать китайские, которые если что, со временем проще будет заменить. Так появилась плата регуляторов тембра и баланса. Всё это время регулятор громкости висел на проводах, что очень мешало. Надо было решать вопрос и с ним. Регулятор громкости прямо-таки просился на место бывшей ручки настройки верньерного устройства. Но как его туда закрепить? И тут, путешествуя по Али-экспресс, я наткнулся на стандартные переменные резисторы, но с очень удлинённой осью. Решил попробовать счастья с ними, тем более, что вариантов особо не было. Почти три месяца ожидания посылки, и вот они у меня в руках! Но ось всё равно оказалась короткой. Ну что ж, беру ножовку по металлу и укорачиваю посадочное место оси бывшего верньерного устройства. Повозившись с креплением и изготовлением печатной платы, регулятор громкости встал на своё новое место.
Вид на монтаж регулятора громкости.
Теперь нижняя часть корпуса с установленными селектором входов, темброблоком и УНЧ не плохо воспроизводили записи с МАЯКА 232.
Вид на весь монтаж внутри корпуса ВЕГА 301С.
Пришёл черёд тюнера. Поскольку в АМ диапазоне нашего региона ничего путного не ловилось, значит от него отказываемся. Было желание повторить тюнер Тимофея Носова, как я делал в КАНТАТЕ 205С, но как ни старался с индикаторами, даже меньшего размера, не влезали они под декоративное стекло передней панели. Мешали большой угол уклона панели за стеклом и рёбра жёсткости на внутренней стороне корпуса. А выносить индикаторы заподлицо с декоративным стеклом не получается из-за слабо держащейся чёрной краски на самих индикаторах. Прилично, хоть и сверху декоративного стекла, разместился только китайский модуль, и то его чуть-чуть пришлось укоротить надфилем, где было возможно. Не люблю я эти модули, за их помеху от работающего микроконтроллера и динамической индикации. Сколько не устанавливал их в разные музыкальные центры, всё равно они фонят, даже при питании от батареек. Ну если честно сказать, то их фон маскируется полезным сигналом, и не мешает прослушиванию, если не задаваться целью услышать этот фон. Где-то в интернете находил, как с этим бороться – надо запитать китайский модуль от отдельного импульсного блока питания. Так себе совет, и ещё один источник ВЧ помех в одном корпусе – не решение. Как-то давно попадался мне подобный модуль от KEBUDYпо-моему, так в нём был установлен ЧИП-резистор с нулевым сопротивлением между «землёй» разъёма питания и»землёй» разъёма «выход аудио». Я тогда его отпаял и фон исчез. Не совсем, конечно, при поиске фонограмм с флешки в паузах всё равно слышалась работа микроконтроллера. А в том, что пришёл мне из Китая в этот раз, такого резистора не оказалось, дорожка была сплошной. Я её перерезал, и модуль не включился. Пришлось восстанавливать дорожку.
Теперь ВЕГА может работать от родного «УНИВЕРСАЛЬНОГО ВХОДА» по иностранному AUX, расположенному на задней стенке радиолы, а так же от универсального китайского модуля, который поддерживает FM тюнер и МР3 флеш плеер. Хотел установить такой же модуль, но ещё с поддержкой BLUETOOTH, но он не влез по глубине. Печалька.
Вид на встроенный китайский модуль.
Вид на лицевую панель вблизи.
Всё это время новая ВЕГА питалась от лабораторного блока питания. Пришло время заказывать трансформатор. Дороговато, но трансформатор мне намотал «ТОРТРАНС» и прислал. Дело по восстановлению ВЕГИ продвигалось.
Теперь пришло время детали, установку которой я долго откладывал. А именно стола винилового проигрывателя. А причин тому было несколько. Родной стол требовал дополнительных напряжений питания: переменного 6,3 Вольта для питания советского шагового двигателя и 27 Вольт, для питания электромагнита, удерживающего тонарм в рабочем положении. Трансформатор же мой выдавал ровно 9 Вольт переменки, и гасить это напряжение резисторами большой мощности, устанавливая внутри пластикового корпуса такую печку было бы верхом глупости. 27 Вольт я планировал получить от выпрямленных 12 Вольт после трансформатора и диодного моста, покупкой ещё одного китайского модуля, повышающего напряжение. При этом, ещё на этапе задумки всей этой переделки я решил, что новая ВЕГА будет работать не только от 220 Вольт, но и от 12 Вольт аккумулятора машины. Для пикников. Проблемка.
Ладно, решаем вопросы по мере их поступления! Итак, припаиваю китайский повышающий модуль к электромагниту. Результат –как ни крутил я подстроечный резистор, Напряжение на выходе модуля не повышалось выше 11,8 Вольт, и электромагнит не втягивал якорь. При этом микросхема модуля сильно грелась. Беда. Хорошо, что предусмотрительно купил ещё один повышающий модуль, но уже с катушкой индуктивности на выходе, и заверениям продавца, способным тянуть нагрузку до 0,8 Ампер. Потребление электромагнитом от 27 Вольт составляло 250 мА в момент втягивания якоря, и порядка 110-120 мА во время удержания якоря (замеры производились при нагрузке на якорь примерно 70 гр. Значит более солидный повышающий модуль решит мою проблему! Но то ли китаец соврал, то ли он сам не знал, но после установки на выходе модуля 28 Вольт (кстати, в описании модуля говорилось, что при подаче на вход модуля 12 Вольт, на выходе можно получить до 36 Вольт, но с некоторым уменьшением выходного тока) и подключения катушки электромагнита через секунд 20 неприятно запахло белым дымом. Нагрелась выходная катушка преобразователя. После её остывания и проверки ещё раз всего подключения на предмет КЗ от «соплей» эксперимент был повторён с таким же результатом. Вывод: китайский повышающий преобразователь DC – DC не рассчитан на индуктивную нагрузку! Тем сердце и успокоилось.
Но мысли продолжали шевелить волосы на голове, руки мешали спокойно сидеть, а желание победить лишило сна. При этом лень тихонечко нашёптывала – Не создавай себе геморрой капитальной переделкой!
И вот , через пару дней снизошло озарение! В такой же ВЕГЕ, но 300-й модели стоит другой стол, с мотором что-нибудь придумаю. И память снова повела меня по волшебным закромам моего радиолюбительского хозяйства. Так с полки был извлечён стол от какого-то проигрывателя точь-в-точь, как у ВЕГИ 300-й модели! Срочная примерка! Не подошёл. Приваренные к столу крепления с пружинами не соответствовали посадочным местам на корпусе моей ВЕГИ. Вот тебе и советская унификация с взаимозаменяемостью.
Вариант кардинальной переделки встал во весь рост, не оставляя выбора. Ну что ж, начнём с катушки электромагнита, перемотав её на 12 Вольт. Для этого придётся размотать старую, чтобы снять размеры каркаса катушки. Катушка намотана проводом 0,08 мм по меди и содержит 2236 витков рядовой намотки. Сматывать её, чтобы не порвать то ещё удовольствие. Снимаем размеры катушки, она сделана из очень тонкого и мягкого прозрачного пластика. Достаём тетрадки студенческих лет, находит там расчеты, подставляем свои значения и получаем результат – 988 витков медного провода диаметром 0,16 мм. Приехали! Станок для намотки со счётчиком витков у меня имелся, хоть и ручной, а вот на счёт провода пришлось обзвонить всех знакомых радиолюбителей. С горем пополам нашёл 0,18 по меди. Ну, уже что-то. Нудная намотка, чтобы не порвать и хоть как-то соблюсти рядовую намотку заняла два вечера. Первая проба в холостую. Якорь втягивается внутрь при подаче 12 Вольт, при 10-ти минутной выдержке под напряжением, температура поднялась на 7 градусов выше комнатной. Вот она удача! Сборка электромагнита и установка его на место, запуск! И тут выясняется, что отсутствует пружина, возвращающая якорь с тонармом в исходное положение, после отключения питания. Я её не снимал, значит пружина отсутствовала ещё до моего вмешательства. Какие параметры пружины?
У знакомых такого аппарата не было, чтобы посмотреть на эту самую пружину и замерить её характеристики. Метнулся на торговые площадки интернета – никто продавать отдельно пружину не хотел. Хоть плачь! Ладно, включаем голову, исходим из того, что длина и усилие пружины должны быть такими, чтобы не сильно тянуть якорь во время работы тонарма, но при этом гарантированно надёжно отрывала якорь от катушки сразу после отключения питания с минимальной инерцией. Примерно задача ясна, начинаем ворошить закрома в поисках подходящих пружин. К радости моей было найдено несколько пружин, примерно подходящего размера, но разных по усилию. Подбирать пружины оказалось ещё муторнее, чем мотать катушку. При сильном усилии, якорь не втягивается, при слабом – не сразу отрывает, при средне-сильном усилии греется катушка электромагнита, грозя расплавить пластиковый каркас катушки. В общем, пружина, более менее отвечающая требованиям была найдена, только грелась катушка через 5 – 7 минут работы под напряжением. А минимум работать должна 20 минут, примерно столько времени проигрывается одна сторона пластинки. Теперь задача приобрела другой вид. Надо было подогнать параметры катушки под имеющуюся пружину, так чтобы всё работало чётко, но катушка электромагнита имела минимальный нагрев. Мотаю 1600 витков того же провода и отматывая по 10 витков пытаюсь добиться нужного результата. Неделя прошла в увлекательнейшем занятии. Вспомнились все выражения великого и могучего! Итог: я добился чего хотел. При проигрывании всей стороны LP пластинки катушка нагревалась до 43-х градусов. УРА! Напрягало только одно обстоятельство, что в итоге я не знаю результирующее количество витков. УПС.
Все эти эксперименты проходили при родном шаговом двигателе, запитанного от переменного напряжения 6,3 Вольта. В новой ВЕГЕ этого напряжения взять было не где. Особенно при питании от автомобильного аккумулятора в полевых условиях. Обращаюсь к китайским товарищам. Они предлагают моторчики для современных виниловых проигрывателей со встроенным регулятором частоты вращения и длинной осью, на которой напрессован шкив для плоского пассика. Покупаю. Посылка пришла! Теперь же надо установить моторчик на стол проигрывателя. А как? Диаметр нового мотора чуть больше отверстия под ось со шкивом старого мотора. Делаю переходную пластину, на которой закрепляю новый мотор и через прокладки, регулирую до нужной мне высоты. Включаю! И снова расстройство. Даже на минимальных оборотах скорость воспроизведения пластинки больше, чем 78-я. Почему? Потому что теперь надо учитывать соотношение диаметров шкива мотора и блина с осью, на который кладётся штампованный диск со слипматом. А зачем его учитывать? Изменить их геометрические размеры я всё равно не смогу. Значит, надо думать над регулятором числа оборотов.
Самый простой выход – применить РЧО от УНИТРЫ G-602, там же мотор очень похож на моторы от кассетных магнитофонов, и питание из осуществляется внутри схемы от 12 Вольт. Вот оно решение готовое! Быстренько паяю навесным монтажом, включаю и … скорость опять большая. Оказалось, что унитровский мотор конструктивно рассчитан на малые обороты. Опять мимо. Идея пришла внезапно. РЧО, по сути – это регулируемый стабилизатор напряжения, но с обратной связью по току. В некоторых кассетных плеерах использовался такой принцип даже без этой ОС. Быстренько собираю регулятор на LM317, подключаю и добиваюсь нужной скорости, правда настройка получается очень острой при резисторах из даташита на LM317. Замеряю напряжение на моторе при нормальной скорости. Диапазон очень не велик. От 2,2 до 2,5 Вольт, за этими пределами скорость не соответствует 33 об/мин. Чтобы растянуть нужный мне участок напряжении, подбираю резистор в обвязке LM317. Он тоже имеет пределы, за которые выходить нельзя, иначе LM317 просто не запустится. В моём случае сопротивление этого составило 428 Ом. Регулировка скорости стала значительно плавне.
Вид на печатную плату РЧО, она же переходная плата для монтажа мотора. Внизу справа посадочные места для платы с дистанционными прокладками.
Вид на собранный стол с мотором и новым тонармом.
Собираю всё до кучи, подключаю и… разочарованию нет конца. Звук, как на фонографе Эдисона.
Сопротивление пьезокерамической головки не соответствует входному сопротивления электронного селектора входов на TDA1029. Ну, раз уж кардинальная переделка, то полностью! Родной тонарм является прямым. Крепление его очень простое. Имеется регулировка прижимной силы. Вывод? Ну конечно, делаем новый тонарм с ММ головкой и фонокорректором. Аж дурно стало. Основная задача как к имеющемуся тонарму пристроить шелл? Снова подключаем память, лезем в закрома, и о чудо! Нашёлся тонарм с шеллом от разбитой вертушки АРИЯ, которая была установлена в музыкальном центре РОМАНТИКА. Прямой тонарм с шеллом, закреплённым под правильным углом, диаметр тонармов почти совпадают. Подвела длина тонарма от АРИИ. Он длиннее, чем тонарм от АРИИ, но на ВЕГЕ. Ножовку по металлу ни кто не отменял! Отмеряем нужную длину, делаем запас на обработку торцов и подгонку длины, вжик! И тонарм с шеллом готов. Устанавливаем по месту, подгоняем по высоте, с учётом того, что теперь будет установлена ММ головка М100 от УНИТРЫ, но китайского образца, регулируем растяжением пружины прижимную силу головки и … Озадачиваемся фонокорректором.
В закромах обнаружилась микросхема К548УН1А, вот на ней я и соберу фонокорректор.
Сравнение тонармов. Сверху родной ВЕГОВСКИЙ с пьезокерамической головкой, внизу от РОМАНТИКИ.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Вот и ВЕГА собралась наконец-то в кучу. С чувством глубокого удовлетворения я включил готовый аппарат. Всё штатно функционировало. Ещё с месяц это был аппарат для фонового прослушивания радио, флешек с музыкой, виниловых пластинок. Но одна недоработка осталась. Проверку родного разъёма AUX я проводил от кассетного магнитофона МАЯК, а там выходное напряжение стандартизировано согласно ГОСТА и составляет 250 мВ, этот момент я упустил. И теперь при подключении CD плеера с выходным напряжением 500 мВ и выше, вход перегружается при максимальной громкости. Теперь надо как-то добавить делитель напряжения, а разбирать не хочется.Пару раз ВЕГА выезжала на природу, где озвучивала мероприятия. Теперь стоит на почётном месте – на полке, ждёт своего нового хозяина. Возможно, этот аппарат будет интересен тем, кто продаёт виниловые пластинки с колёс.
Вот ещё фотографии переделанной ВЕГИ.
Вид на новую иглу.
Вид сверху.
Вид сзади.
Вид на разэём для питания от бортсети автомобиля 12 Вольт
Вид на телескопическую антенну.
Вот и весь рассказ. Спасибо, что дочитали.
Видео работы аппарата как от домашней электросети, так и в автомобиле, есть на моём канале в Ю-тюбе по ссылке VID-20230811-WA0028.mp4 но возможно, некоторые моменты будут вырезаны из-за нарушения авторских прав.