Найти в Дзене
Тамам Шуд!

Что случилось с «Мария Селеста» – самым известным кораблём-призраком?

Оглавление

Маленькая бригантина «Мария Селеста», вероятно, один из самых известных кораблей-призраков и одна из необычных морских загадок. Корабль-призрак, обнаруженный 4 декабря 1872 года недалеко от Азорских островов, был безлюден и, судя по всему дрейфовал уже очень долгое время. Объяснить, что случилось с экипажем, и по сей день никому не удалось.

Происхождение

История Марии Селесты началась в конце 1860-х годов на острове Спенсера в Новой Шотландии. Судно было спущено на воду 18 мая 1861 года и первоначально представлял из себя небольшую, 30-метровую бригантину, именуемую «Амазонкой».

Несколько лет корабль использовался исключительно для перевозки грузов, но в октябре 1867 года попав в сильный шторм был выброшен на берег.

Повреждения были настолько разрушительными, что владелец принял решение его не восстанавливать

В течение следующего года сидящий на меле корабль несколько раз переходил из рук в руки, пока его, наконец, не купил Ричард Хейнс с намерением перестроить. Американский бизнесмен заплатил за судно 1750 долларов, а за его реконструкцию — 8825 долларов. После обретения новой жизни, корабль получил и новое имя - «Мария Селеста».

В 1872 году была произведена реконструкция и модернизацию. В том же году капитаном корабля был назначен Бенджамин Спунер Бриггс (род. 21 апреля 1835 г.).

Загадочное путешествие «Марии Селесты»

В ноябре 1872 года «Мария Селеста» должна была отправиться в Геную (Италия) с грузом спиртных напитков.

Путешествие в Европу началось 5 ноября, но только 7 ноября судно покинуло порт. Через несколько дней, 15 ноября, из Хобокена, штат Нью-Джерси, вышел другой корабль Dei Gratia, который шёл по тому же маршруту и также должен был достичь Генуи.

4 декабря экипаж бригантины Dei Gratia, находившейся между Азорскими островами и побережьем Португалии, заметил проплывавший неподалеку потрепанный парусник. Командир корабля Дэвид Морхаус приказал двум матросам отправится на «Мария Селеста», чтобы наладить связь, однако поднявшись на борт моряки не смогли обнаружить ни одной живой души.

Исследовав корабль, моряки поняли, что корабль полностью заброшен. Паруса были частично повреждены, трюмы слегка затоплены (однако количество воды было в пределах нормы), а некоторые люки, ведущие под палубу, были открыты. Людей на борту не было, но практически все вещи экипажа, пассажиров и груз находились на месте. Не хватало только спасательной шлюпки. Морхауз решил отвезти найденное судно в Гибралтар, где надеялся, что получит за него вознаграждение (в соответствии с морским законодательством).

После прибытия в порт было начато расследование для выяснения судьбы экипажа. Первоначально считалось, что экипаж убил капитана и его семью, а затем покинул судно на шлюпке. Однако эта гипотеза была быстро опровергнута, поскольку на борту не было обнаружено никаких следов борьбы и никаких предметов, за исключением нескольких навигационных приборов капитана.

Расследование

В ходе расследования был сделан вывод, что экипаж, вероятно, покинул судно, опасаясь взрыва груза. За этот период произошло несколько катастроф, причиной которых был взрыв нагретых бочек со спиртом. Возможно, экипаж почувствовал запах паров алкоголя и подумал, что может произойти взрыв и покинул корабль.

-2

Высадившись и переждав опасный момент, вернуться на судно им уже не удалось.

Брошенный корабль дрейфовал 9 дней (последняя запись в бортовом журнале была датирована 25 ноября), преодолев за это время 740 км, пока не был обнаружен экипажем Dei Gratia.

Дальнейшая судьба и теории

Следующие несколько лет «Мария Селеста» оставалась в строю, однако последующие круизы приносили только убытки. Во время одного из плаваний, 3 января 1885 года, корабль намеренно налетел на риф в районе острова Гонав на Гаити. Таким образом экипаж хотел получить компенсацию. Однако расследование показало, что сумма, на которую был застрахован агрегат, была завышена, поэтому выгоды данная авантюра не принесла.

За годы, прошедшие после загадочного исчезновения экипажа «Марии Селесты», о ней возникло множество легенд и мифов. Теории, выдвинутые авторами книг (например, Артуром Конан Дойлем), историками и случайными людьми, которые хотели прославиться на истории корабля, обрели собственную жизнь и часто повторяются даже сегодня.

Вот семь самых популярных теорий:

1. Мятеж

Фредрик Солли-Флад, описанный как человек, «чье высокомерие и напыщенность были обратно пропорциональны его IQ», руководил процессом по спасению «Марии Селесты». Одна из его теорий заключалась в том, что команда напилась алкоголя (который был непригоден для питья, поскольку, по сути представлял собой этанол). Затем они убили капитана Бриггса, его семью и офицеров корабля и скрылись в морских дебрях.

2. Страховое мошенничество

Существовала также вероятность того, что капитаны «Dei Gratia» и «Марии Селесты» сформулировали свой собственный заговор по мошенничеству со страховкой, в результате которого капитан Бриггс просто исчез со своей долей денег.

3. Дело рук спасателей

Возможно, Морхаус, капитан корабля «Dei Gratia», устроил засаду на «Марию Селесту», заманил экипаж на свой корабль, а затем всех убил. Хотя технически это не совсем возможно, «Dei Gratia» был более медленным кораблем и ушел на 8 дней позже «Марии Селесты», а потому никак не мог устроить засаду.

4. Пираты

В 1870-х годах в водах у берегов Марокко бродили рифианские пираты. Однако личные вещи экипажа, некоторые из которых были довольно ценными, остались нетронутыми. Эта теория, как говорится, не выдерживает никакой критики.

5. Шторм

Сильный водяной шторм может объяснить исчезновение команды. Корабль был на ходу, но всё же потрёпан: паруса были оборваны, а в трюме корабля была вода. Экипаж, возможно, посчитал, что «Мария Селеста» набрала больше воды, чем было на самом деле, и вот-вот затонет, и в результате чего покинули корабль.

6. Морские землетрясения

Если бы на морском дне произошло землетрясение, возникшая турбулентность могла бы повредить груз (денатурированный спирт). Открытые люки указывают на возможный досмотр груза и попытку выветривание дыма. Более того бочки были повреждены, а это могло заставить капитана Бриггса опасаться, что его корабль вот-вот взорвется.