Как вы думаете, с кого написан образ капитана Немо? Да, есть известная история, что Жюль Верн сначала хотел сделать его поляком, участником Январского восстания 1863 года против Российской империи. Но издатель переубедил писателя, и таинственный капитан подлодки «Наутилус» превратился в индийского принца, врага Британии.
Оказывается, есть и другая версия. Возможно, прототипом Немо был известный американский моряк Рафаэль Семс, герой Гражданской войны в США. Он командовал рейдером – кораблём, в чьи задачи входили дерзкие операции на морских коммуникациях. Его лёгкий крейсер «Самтер» захватил и потопил 18 торговых судов противника. Захваченные грузы капитан продавал, а на вырученные деньги пополнял запасы снарядов, топлива, продовольствия. Семс действовал по всей Атлантике. Однажды «Самтер» зашёл для ремонта в Гибралтар, но оказался блокирован вражеским флотом. Тогда офицер… продал свой рейдер, с командой перебрался в Англию и заказал там новый корабль – парусно-винтовой шлюп «Алабама», ещё лучше прежнего. Причём «Алабаму» строили на верфи Лэрда в Биркенхеде, там же, где Немо строил свой «Наутилус»!
Дальше последовали захваты ещё 65 торговых судов и победа над вооружённым пароходом «Гаттерас» (да-да, в этом названии уже слышится привет Жюлю Верну). В перерывах между боями американец проводил исследования устья Амазонки и Гольфстрима, а также собирал редкие растения (тоже похоже на Немо).
В конце концов, на рейде французского Шербура корабль Семса затонул в ходе ожесточённого боя с паровым корветом «Кирсардж»… Но раненый капитан не сдался в плен. Его вместе с большей частью экипажа «Алабамы» выловила британская яхта «Дирхаунд», находившаяся вблизи от места боя. После излечения Семс вернулся в Америку и продолжил борьбу. Достойный кандидат в прототипы, согласитесь!
Да вот закавыка: Немо был принципиальным противником рабства, а Семс – сторонником Конфедерации (КША), поэтому в войне Севера и Юга воевал за серых, а не синих. Не зря его первый корабль назывался «Самтер» (по первой победе южан), а второй - «Алабама» (по штату, вышедшему из состава США). Вот это поворот! Может, не стоит определять его в кандидаты в Немо? Стоит, уверен Уильям Батчер, исследователь творчества Жюля Верна.
Во-первых, совпадают место постройки «Алабамы» и «Наутилуса» - Биркенхед. Во-вторых, Семс на «Алабаме» прошёл в Атлантике 75 000 морских миль за два года, это немногим больше 20 тысяч лье, как в романе Верна. В-третьих, газеты называли «Алабаму» морским чудовищем, но также газеты в романе Верна описывали и «Наутилус». В-четвёртых, президент США Авраам Линкольн назвал Семса пиратом, а глава Департамента ВМС США адмирал Фаррагут объявил за его голову награду. Капитана Немо власти также объявляли пиратом. А в «Двадцати тысячах лье под водой» его подлодку преследует военный корабль под названием… «Авраам Линкольн», чей командир, капитан Фаррагут, предлагает награду первому, кто обнаружит «морское чудовище»! В-пятых, и на борту «Алабамы», и на борту «Наутилуса» была коллекция морских диковинок. В-шестых, в своих мемуарах Сэмс описывает повадки китов и кашалотов, но об этом же рассказывает Аронаксу и капитан Немо! В-седьмых, «Алабама» прячется от преследователей в бухте бразильского острова вулканического происхождения, но ведь и Немо скрывает свою подлодку в затопленном жерле вулкана. В общем, Батчер обнаружил целый трюм параллелей между офицером КША и принцем Даккаром.
И, скажу честно, меня этот исследователь убедил. Немо – явный альтер-эго Сэмса, пусть и с иной политической позицией… И тут в дело вступает другой литературовед – Джон Лэмб. Он обратил внимание, что депутат британского парламента Томас Конноли, навещавший знаменитого капитана, назвал его «таким же твердым и решительным, как кремень». Этого сравнения хватило, чтобы Лэмб увидел в Семсе знаменитого пирата Флинта (flint – по-английски кремень) из «Острова сокровищ». А все деньги от продажи своих трофеев Семс якобы не успел потратить. Значит, они или ушли на дно с «Алабамой» или попали на борт «Дирхаунда», когда эта британская яхта вылавливала из воды южан после боя на рейде Шербура. Вот вам и сокровища Флинта, вокруг которых вертится весь сюжет романа Стивенсона! Похоже, моряк-конфедерат вдохновил не только Жюля Верна…