В начале прошлого века граф Павел Юльевич Сюзор был пожалуй самым известным, плодовитым и авторитетным архитектором Петербурга, имевшим наверное все возможные профессиональные регалии. По его проектам была построена почти сотня различных зданий, а знаменитый Дом компании «Зингер» на Невском и громадные, богато декорированные «доходные дворцы» были своеобразной «визитной карточкой». Карьера талантливого графа развивалась стремительно. Он окончил Императорскую академию художеств в 22 года, а к 28-и уже имел звание классного художника 1-й степени.
За первые 10 лет своей бурной практической деятельности он умудрился реализовать почти четыре десятка проектов. И столь активная служебная и частная практика Сюзора имела конечно свои причины. Прежде всего, Павел Юльевич по началу не брезговал заниматься практически любыми прибыльными проектами – от особняков и доходных домов до производственных корпусов и даже…народных бань. Кроме того, надо полагать, что значимую роль в получении наиболее солидных и престижных заказов для графа играли семейные связи. Его супруга – Софья Александровна – была дочерью «архитектора Его Величества» Александра Павловича Брюллова. Но ключевую роль в успехах Сюзора, скорее всего, играл его родной брат Михаил будучи одним из директоров городского кредитного общества. Дело в том, что именно эта институция активно занималась кредитованием строительных проектов в столице (и далеко не всегда делала это честно и бескорыстно, как показала довольно скандальная уголовная история, фигурантом которой стал и граф Сюзор)…
Несмотря на всю эту активную деятельность к 1880-му Павел Юльевич занимал не очень значительную должность техника Городской управы и числился «состоящим при Санкт-Петербургском губернаторе». До настоящей славы и почетных регалий было еще далековато, как и до самых известных работ. Но тем не менее… Именно в 1880-м Сюзор приступил к реализации наиболее крупного на тот момент доходного проекта в своей карьере на углу Кирочной и Козьмо-Демьянского переулка.
Владельцем участка и заказчиком в данном случае выступал генерал-майор Генрих Станиславович Войницкий. В свое время военный инженер и архитектор Войницкий был очень известным специалистом вся биография которого так или иначе была связана с Главным инженерным управлением. Генрих Станиславович много работал на ниве военного строительства, хотя главным проектом для него стал отнюдь не военный. Он разработал и реализовал на практике собственную «авторскую» систему отопления и вентиляции для главной императорской резиденции - Зимнего дворца. Говорили, что весьма и весьма удачно… Для Сюзора работа с таким заказчиком была конечно престижна с профессиональной точки зрения, но и рискованна в определенной мере, поскольку Войницкий сам великолепно разбирался в вопросах строительства. По этой причине Павел Юльевич постарался подойти к делу максимально прагматично. В профиле постройка – строгий прямоугольник точно по границам участка. По фасаду – ровные ряды окон еще «николаевских времен» с четкими акцентами декора наиболее престижных и дорогих этажей – третьего и четвертого. По большому счету, пусть и большой, но откровенно «проходной» проект. Впрочем есть тут одна весьма любопытная особенность…
Сюзор довольно давно экспериментировал с использованием различных деталей из богатого арсенала помпезной поздней эклектики и того, что принято было называть «историзмом». Но, похоже, именно в этом проекте он в конце концов нашел тот оптимальный набор решений, который потом будет активно использовать уже совсем в другом масштабе. Тут появился угловой эркер с очень характерным декором «боковых» ризалитов.
Аккуратно и в строго определенным местах разместились по фасаду колонны и непременные скульптуры, к коим Павел Юльевич питал какое-то неуемное пристрастие.
Внушительные деревянные «короба» парадных входов. И конечно просто непомерно широкие холлы парадных лестниц.
Есть тут и другое характерное пристрастие Сюзора – к оригинальным лестничным ограждениям, которое он будет проявлять практически в каждом удобном случае.
При этом, сама планировка – проста и банальна, как будто напоминающая, что это на самом деле доходный дом рассчитанный на большое число арендаторов с разными финансовыми возможностями.
Интересно, что сравнить сей пример с тем, какие размашистые и вычурные формы творческая манера графа приобретет в последствии можно буквально не сходя с места. Через двадцать лет уже маститый академик архитектуры Сюзор вплотную к этому дому построит один из огромных «доходных дворцов» Владимира Александровича Ратькова-Рожнова. Весьма познавательное сравнение, но уже совсем другая история…
А этой постройкой заказчик похоже был вполне доволен и даже, со временем, провел ее расширение. Генрих Станиславович владел домом 20 лет, а продал его только после выхода в отставку в 1900-м. Завершив многолетнюю службу он уехал в родную Вильну и в Петербург более не возвращался. Конечно продать такое домовладение было не очень просто, но в то время, на рынке столичной недвижимости как раз активизировались страховые компании. В данном случае покупателем выступило Санкт-Петербургское городское общество взаимного страхования от огня. Несмотря на возраст и вышедший из моды «фасон» здания оно оказалось объектом вполне коммерчески успешным и страховщики владели им вплоть до 1917-го.