Найти тему
Материк книг

"Темный цветок" Голсуорси: три стрaсти одного мужчины

Оглавление

Классический роман, исследующий глубины чувства. Тема самая увлекательная. Но написана книга в 1913 году. И это накладывает, конечно, свой отпечаток.

Главный герой романа - Марк Леннан. Голсуорси рассказывает нам о трех "временах года" мужчины.

Весна

Ему 18, ей - 36. Для Анны Стормер, задыхающейся в скучном браке, рядом с холодным мужем, юный Марк - последний шанс испытать любовь. А он, конечно, пленен ее зрелой уверенной красотой. Вопрос в том, решится ли Анна нарушить спокойный уклад размеренной жизни.

Лето

Здесь разворачивается драма, достойная Шекспира. Марку чуть за 20. На этот раз его поглотила страсть к ровеснице. Но увы, Олив замужем. Сердцу не прикажешь, и молодые люди едва могут скрывать свои симпатии.

-2

Муж начинает догадываться. Это не холодно-циничный муж из первого эпизода. Он также пылает страстью к своей жене, как и Марк. Обстановка накаляется. Как писатель выйдет из этой ситуации? Не буду раскрывать секрет. Решение в духе классических романов. Скажу лишь, конец истории несчастливый.

Осень

Марку 46. Он женат на Сильвии - девушке, которую знал с детства. Которая все время как-то была рядом. Нежная, скромная, нетребовательная, охотно дарящая тепло. Та, "на которых женятся". Он уже известный скульптор. Жизнь устаканилась, и все идет своим чередом. Пока, на свою беду, Марк не встречает очередную нимфу, почти еще ребенка, дочь знакомого.

Давний недуг - стрaсть, теперь уже поздняя, последняя, вспыхивает с новой силой. Он бы, может, еще мог бороться, но Нелл сама увлеклась Марком. Что же и кого же выберет наш герой? Листопад к листопаду - остаться с женой, которой он и так причинил много горя, признавшись в своих чувствах к другой, или снова броситься в омут молодости?

Впечатления

В начале романа кажется, что Голсуорси для своего времени очень "продвинутый") Он справедливо считает, что страсть испытывают и мужчины, и женщины. Не всегда они в силах с ней бороться, несмотря на общественные приличия, законы и порядки. Но в конце, увы, писатель скатывается в полное оправдание мужчин, которые хотят усидеть на двух стульях.

Если женщины в романе, когда их захватила стрaсть, полностью дистанцируются от мужей, даже не могут с ними разговаривать, испытывают физическое отвращение и желание немедленно от них уйти, то Марк Леннан в ситуации, когда он сам оказывается женат... просто не в силах отказаться от удобной жены, которая, кажется, способна "проглотить" даже его такие откровения и поступки. Какое малодушие! Впрочем, это Голсуорси верно подметил - так оно и есть в большинстве случаев.

гвоздика - тот самый темный цветок, который красной нитью проходит через весь роман Голсуорси
гвоздика - тот самый темный цветок, который красной нитью проходит через весь роман Голсуорси

Вспышка-то, оно понятно, кончится, Леннану это хорошо известно. А вот оставаться одному на пепелище ой как не хочется. Здесь и жена под боком - простившая, как здорово. Слабохарактерный мужчина. Это, кстати, многократно подчеркивается при его описании. Но именно его слабохарактерность не дала ему перейти черту. Впрочем, это не вызывает уважения, т.к. морально неверность свершилась, и жена пережила все это вот.

Удивительно - но не малейшего намека на религию. На то, что это "грех". Тогда уже входил в моду психоанализ, может, Голсуорси тоже увлекся им? Только переживание наваждения на грани помешательства, слишком сильных эмоций. Марк понимает, что это нездорОво, но не может противиться своим вспышкам.

В конце книги он размышляет, что так уж он устроен, и удивляется, как это жена не может этого понять. Его зовет утраченная молодость и вообще, такова природа мужчины. На что жена говорит ему, что тоже хотела бы вернуть молодость, об этом он не подумал? И он подумал:

Мужчина и женщина - они оба хотели бы вернуть себе молодость, она - чтобы отдать ему; он - потому что с молодостью может прийти что-то... новое! Только всего и разницы.

Каково? Конечно, отдать ему. Как это согласуется с первым эпизодом? Анна Стормер хотела вернуть молодость вовсе не для того, чтобы отдать ее мужу) Но здесь, видимо, про тип "служения мужчине". В общем, книга в конце - это штампы и типичные мужские заблуждения о том, что увлекаться на склоне лет - это природа мужчины, а природа женщины - помогать, прощать, поддерживать.

-4

Пришло в голову грубое, но меткое сравнение. Один из афоризмов Раневской гласит: "Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная гузкa" (заменю уж последнее слово для Дзена). Вот так и под слоем красивых слов, томлений и эффектных жестов, в романе Голсуорси скрывается всего лишь пoхoть. Удивительно, что герой не рассматривает ее как нечто плохое, а даже временами радуется, что живет, что способен на такие эмоции:

Жизнь дана, чтобы жить, а не тупо дремать посреди этого культурного заповедника, где старость у людей в крови.

Вот это было странно. Почти полное отсутствие морали. Нехарактерно для романов того времени, да еще среди чопорных англичан.

Кстати, язык здесь прекрасный. Ну, на то и классика. Повествование неспешное, философское, много описаний природы, мыслей, ощущений и постоянные повторы-сравнения страсти с темным цветком. Забавно, что это... красная гвоздика)) У нас, конечно, с этим цветком совсем другие ассоциации.

Читается тяжеловато. Все же мы привыкли к более динамичным книгам. Нужен настрой.

Цитаты

Дни рождений, как и дни Рождества, сотворены для разочарований. Всегда это притворное, заранее расписанное веселье - всегда это дуло к виску: "Веселись, кому говорят!"

Но даже и дни рождения имеют конец. И тогда чувства и мысли, представлявшиеся такими важными, растворяются и перестают существовать в небытии сна.

Мужчины - как ночные бабочки: есть женщины, к которым их неодолимо тянет, хотят они этого или не хотят.

В воздухе стоял сладкий, гниловатый запах слишком сочной листвы, словно в гробнице, где пoхoрoнeн солнечный день.

Читали?

Книга Моруа на ту же тему: